От идеи - к уникальному производству. Наш земляк создаёт парфюм и выводит его на новые рынки
От идеи - к уникальному производству. Наш земляк создаёт парфюм и выводит его на новые рынки
Наш земляк создаёт парфюм и выводит его на новые рынки
Участник рейтинга «30 до 30» Forbes Kazakhstan, 30-летний предприниматель Нурсултан Муратбеков производит парфюмерную продукцию в Казахстане с 2021 года. Свой бренд Parfum de Vie он продвигает в коллаборации с местными знаменитостями, однако это не значит, что продукция становится от этого менее качественной. Нурсултан уверен, что его парфюм создает настроение, придает уверенность своему хозяину и навевает воспоминания о дорогих сердцу моментах и людях. Компания производит ежедневно до 5000 единиц продукции, и не только для внутреннего рынка. Оказалось, что казахстанский продукт стал востребован и в России - на фоне опустевших ввиду санкций прилавков.Сразу в бизнес
Мы встречаемся на окраине Алматы в индустриальной зоне в Алатауском районе. Нурсултан, сопровождая нас в помещение цеха, замечает, что создавать парфюм сложно, но еще сложнее понравиться потребителю, чтобы тот захотел вернуться к тебе снова. Нурсултан родился в Таразе в обычной семье: отец работал инженером на местном заводе, мама - бухгалтером в разных организациях. Он - младший ребенок в семье, еще есть старшие сестра и брат. Именно брат, вспоминает собеседник, в определенный момент стал для него ролевой моделью. Еще бы - после окончания колледжа самостоятельно переехал в Америку, устроился там на работу. Нурсултан, как и брат, окончив девятый класс, пошел учиться в железнодорожный колледж. Признается, что особого желания стать работником железной дороги не было, просто нужно было куда-то поступить. Брат в одном из телефонных разговоров убедил его переехать в Алматы и начинать карьеру в большом городе. В мегаполисе 17-летнего Нурсултана, вчерашнего студента провинциального колледжа, не хотели никуда брать на работу. Занялся предпринимательством. Начал с простого - покупал SIM-карты дешевле, продавал дороже. Заходил в офисы компаний и предлагал номера с тарифом за 1500 тенге, хотя сам покупал их по 400. Иногда попадались «крутые» номера, которые удавалось продать за 10-15 тысяч тенге. Собеседник утверждает, что за два месяца ежедневной работы продал номеров почти на два миллиона тенге. «Это были сумасшедшие деньги для меня. Сразу купил себе первую машину», - с видимой гордостью вспоминает Нурсултан. В 18 лет юноша устроился кладовщиком в магазин Adidas в торгово-развлекательный центр ADK, за полгода вырос до позиции менеджера, затем перешел в GAP менеджером по ретейлу. Управляющая позиция требовала от него ежедневной работы по выстраиванию продаж, их качеству, а также общения с персоналом. - Несмотря на возраст, управляющая должность меня нисколько не смущала, в крупных международных компаниях нет эйджизма. Если ты хорошо работаешь, то неважно, сколько тебе лет, - говорит Нурсултан. Как-то об успехах земляка в ретейле узнал таразский предприниматель Димаш Мухамеджанов, который держал в Алматы магазин обувного бренда Keddo. Он пригласил Нурсултана на позицию генерального директора. - Сказал, чтобы я воспринимал эту возможность как челлендж, так я и поступил. Помню, первый обувной магазин был на Сейфуллина - Гоголя, но тогда открывался Mega Park, и я предложил перенести точку туда. Спустя три месяца после смены локации, оборот магазина увеличился в три раза и достиг 17 миллионов тенге. С 2016 по 2017 год мы открыли шесть новых точек по всему Казахстану, - рассказывает собеседник. К тому моменту Нурсултан уже зарабатывал в разы больше большинства сверстников: в самый плохой месяц мог получить 400 тысяч тенге, а в лучший - не меньше двух миллионов тенге. Всего он провел в ретейле больше пяти лет, а в конце 2017 года женился - и вопрос дальнейшей самореализации встал снова. Он почувствовал, что уже знает, как вести бизнес, и больше не хочет управлять чужим делом, а только своим. В 23 года Нурсултан открыл свой первый бизнес - по продаже домашнего текстиля. Вложил в дело чуть больше трех миллионов тенге, арендовал помещение в жилом доме в Алматы. Но дело не пошло. - Раньше ведь я работал с известными брендами, чьи точки были в проходных местах, а тут нужно было завлечь клиента в обычный панельный дом, - разводит руками собеседник. Через несколько месяцев Нурсултан закрыл магазин, потеряв большую часть вложенных средств. И решил попробовать себя в качестве бизнес-консультанта и даже зарабатывал на этом неплохие деньги.Креативное дело
В 2019-м Нурсултан устроился на работу в турецкую компанию, занимавшуюся продажей парфюмерной продукции под брендом David Walker в Казахстане. Со временем он понял, что развивать производство парфюмерии можно и здесь. - Мне понравился этот бизнес. Старался проявлять максимум креатива: мы даже выпустили именные ароматы в коллаборации с эпатажным певцом Торегали Тореали, а также известной блогершей Алией Байтугаевой, - вспоминает предприниматель. В 2021 году вместе с партнером Диасом Байтугаевым они наконец решились и открыли ТОО «Parfumer Kazakhstan», инвестировав 150 миллионов тенге в производство на площади 250 квадратных метров в индустриальной зоне Алматы. Деньги, по словам Нурсултана, вкладывали поровну, хотя свою часть ему собрать было нелегко. У него были накопления 30 миллионов тенге, плюс ради нового дела он продал свою двухкомнатную квартиру в Алматы и две машины. Официально компания была открыта в июле, но почти до конца года бизнес-партнеры были заняты приобретением и пусконаладкой линии по розливу, укупорке и упаковке продукта. Очень хотели запуститься в декабре, в предновогодний сезон, но из-за пандемии поставка флаконов и дозаторов задержалась. - Как только начали производство, в первые же месяцы 2022-го мы «попали» на 15 миллионов тенге. Оказалось, что купили дозаторы, которые были очень неудобными в использовании, а местами просто бракованными, - усмехается собеседник. Несмотря на это, первая точка по продаже парфюма была открыта 24 января 2022 года в алматинском торговом центре Moskva. По признанию Нурсултана, очень помогла жена Диаса - Алия Байтугаева, инстаблогер Super.mamasita. Именно она повлияла на быструю узнаваемость бренда. Первую продукцию Parfum de Vie скупали массово благодаря рекламе на ее странице (аудитория - более семи миллионов подписчиков). Точка в ТЦ Moskva в стартовый месяц сделала продажи на шесть миллионов тенге. При этом Нурсултан честен: поначалу продукт был слабым с точки зрения качества, дозаторы могли работать плохо, неважной была упаковка. Улучшали по ходу дела.Тонкости производства
Сегодня, кроме парфюма, компания выпускает свечи и диффузоры, производство достигает физических объемов в 5000 единиц продукции в день. Производство начинается с отбора и приобретения сырья: сольвенты, концентраты, эфирные масла, тинктуры, конкреты… Сырье для парфюма закупается по всему миру. Например, ароматы-экстракты - в Болгарии, Швейцарии, Франции, Индии, Турции и Китае. Затем сырье отправляется партнерам в турецкий институт парфюмерии Seluz. Там специалисты проводят лабораторные исследования, проверяют сертификаты от поставщиков. Главный технолог Pafum de Vie Капар Баян и сооснователь Диас Байтугаев занимаются коммуникациями с поставщиками сырья и институтом. Стороны обмениваются данными, после чего Seluz отправляет проверенную продукцию в Казахстан. Сырье доставляют сюда самолетами, реже - фурами. В Алматы технологи компании по определенной формуле собирают каждый аромат, добавляя сольвенты. Далее смесь отправляется в комнату хранения и настаивается там в течение 22 дней. После этого продукт производят в небольшом объеме, разливают в миниатюры и тестируют. Если продукт получил нужный запах и имеет хорошие свойства стойкости и насыщенности, отправляется на фильтрацию. Она занимает от трех до пяти часов, спустя которые готовый парфюм идет на розлив, а затем на укупорку, кольцевание, финальную упаковку и транспортируется на склад. Свечи производятся иначе. Технологи пропорционально на весах отмеряют нужное количество воска и загружают в воскоплав. Затем воск охлаждается до температуры 62 градуса и в него добавляется нужный аромат. Далее на специальном оборудовании свечи разливают и оставляют застывать на девять часов, после чего упаковывают. Продукция отгружается через логистические компании по всей стране, а также в Россию. В Казахстане под брендом Parfum de Vie сегодня работают 13 точек в торгово-развлекательном центре, но большая часть продаж приходится на b2b-сегмент. - Наша продукция представлена в сетях MonAmie, BeautyMania, «Золотое Яблоко», а также в duty-free зонах международных аэропортов Алматы и Астаны, - уточняет Нурсултан.Заветная мечта
Parfum de Vie - это 54 парфюмерных аромата и аромадиффузоры, а также свечи. Наряду с развитием собственного бренда компания занимается контрактным производством, в частности, выпускает диффузоры для Air Astana. Если по итогам 2022 года оборот ТОО «Parfumer Kazakhstan» составлял 237 миллионов тенге, то уже в прошлом году превысил 670 миллионов тенге. Успех, со слов Нурсултана, по-прежнему в основном обусловлен онлайн-маркетингом и работой с блогерами. Почти все известные блогеры страны рекламировали Parfum de Vie - Баян Алагузова, Бейбит Алибеков, Алишер Еликбаев и многие другие. Конечно, рекламировали не бесплатно, но это того стоило. В прошлом году Parfumer Kazakhstan привлек займ в размере 100 миллионов тенге от Almaty Finance под два процента годовых. Чтобы получить кредит, Нурсултану вновь пришлось заложить недвижимость. - Средства всегда нужны, особенно, когда речь идет о масштабировании и захвате значимой доли рынка. В 2023 году мы обновили полностью все флаконы, крышки и дозаторы, что называется, ушли в качество. Например, были бумажные этикетки - мы их заменили на металлические. Себестоимость выросла, но розничная цена осталась прежней. В упаковке вместо обычной бумаги стали использовать дизайнерскую, на ощупь она, как шелк. Закрыли продукцией весь Казахстан, а также поставляем парфюм, свечи и ароматизаторы в крупные российские торговые сети. Из-за санкций с их рынка ушли все известные международные бренды, и потребитель повернулся в нашу сторону. Активно заполняем этот рынок, представлены в крупнейшей сети «Л’Этуаль», - с гордостью рассказывает Нурсултан. Следующим этапом развития ТОО «Parfumer Kazakhstan» партнеры видят выход на рынки стран Центральной Азии, но еще больше им хочется попасть на рынок Китая. Нурсултан рассказывает, что в конце прошлого года узнал, что в одной из алматинских торговых точек было сразу продано подозрительно много их продукции. Оказалось, этническая казашка - гражданка Китая - закупила в качестве презентов казахстанский парфюм, чтобы подарить своим родным. - Позже мы узнали, что наш продукт им понравился. Видимо, сыграла роль тяга к корням, ведь все наши ароматы имеют казахскую идентичность, она отражена в названии компании и упаковке. Так вот, ссылка на наши продукты стала гулять у них в местных чатах, и теперь мы всерьез думаем о том, чтобы открыть торговую точку в Китае, - увлечен идеей Нурсултан. Вопрос финансового успеха и региональной экспансии, конечно, волнует предпринимателя, но еще больше он хотел бы осуществить одну заветную мечту. А именно - создать уникальный казахский парфюм, который был бы востребован во всем мире. - На местном рынке нам по силам занять более 15 процентов. Но не это важно. Я верю, что однажды наша продукция окажется на прилавках Нью-Йорка, Парижа, и ее наряду с Dior можно будет приобрести, зайдя в какую-нибудь Sephora. Я вижу, что это возможно уже в ближайшие несколько лет, - заявляет Нурсултан.Батырхан ТОГАЙБАЕВ, бизнес-аналитик Forbes Kazakhstan, фото Андрея ЛУНИНА
[gallery columns="2" size="publisher-md" ids="75586,75587"]