Меню

Дань традициям и установлениям. Казахстанцы стали более религиозными

Дань традициям и установлениям. Казахстанцы стали более религиозными

Дань традициям и установлениям.  Казахстанцы стали более религиозными Дань традициям и установлениям.  Казахстанцы стали более религиозными
Фото из открытого источника

 width=Казахстанцы стали более религиозными

Значение вероисповедания для жителей Казахстана меняется: людей с религиозными взглядами становится больше. Об этом свидетельствуют данные проекта World Values Survey (Всемирный обзор ценностей), в рамках которого в стране проведены два исследования - в 2011 и 2018 годах. Отвечая на вопрос, насколько важна религия в вашей жизни, в 2011 году только 21,5 процента респондентов (выборка - 1500 человек) ответили «очень важна», а в 2018 году таких было уже 28,7 процента (выборка - 1276 человек). Вариант с ответом «скорее важна» выбрали 33,5 процента в 2011 году и 35,5 процента в 2018-м. Соответственно, доля тех, для кого религия не очень важна, снизилась в указанные периоды с 33,6 до 24,3 процента, совсем не важна - с 11,4 до 8,9 процента. Ответ на тот же вопрос в возрастном разрезе показывает, что наибольший рост религиозности («очень важна») произошел в средней возрастной группе (30-49 лет). Что касается тех, для кого религия «скорее важна», рост наблюдается только в группах до 29 лет и 30-49 лет. Среди поколения 50 и старше число умеренных приверженцев религии снизилось. Тенденцию к росту религиозности демонстрируют ответы и на другие вопросы исследований. Например, на вопрос о частоте участия в религиозных церемониях, не считая свадеб и похорон, в 2011 году «практически никогда» ответили 37 процентов, в 2018-м - только 11,1 процента. А с утверждением «единственная допустимая религия - моя» в 2011 году полностью согласны были 10,1 процента, в 2018 году - 18,2 процента. Важным маркером может служить вопрос о качествах, которые надо прививать детям дома. В 2011 году религиозную веру упомянули только 10 процентов респондентов, в 2018-м - уже 15,1 процента. При этом если в 2011 году среди респондентов в возрасте до 29 лет этот показатель был ниже среднего (9,4 процента), то в 2018-м уже выше среднего (17,2 процента). Еще один важный показатель - участие казахстанцев в религиозных организациях. Число тех, кто не относит себя к членам религиозных организаций, сократилось с 91,5 процента (2011 год) до 86,8 (2018 год). Правда, уменьшилась и доля тех, кто называет себя активным членом: с 2,8 до 1,6 процента. Соответственно, доля неактивных членов выросла с 5,7 до 6,3 процента, в основном за счет младшей возрастной группы. Основной прирост верующих в Казахстане происходит за счет сторонников ислама. Если в 2011 году к ним отнесли себя 50,3 процента респондентов, то в 2018-м - 67,6 процента. Количество православных за это время снизилось с 26,7 до 18,6 процента, что отражает демографические процессы в стране. Одновременно серьезно снизилось число тех, кто не относит себя ни к какой религии: с 21 до 8,3 процента. В 2011 году чаще всего к мусульманам себя относили 57,9 процента казахстанцев в возрасте до 29 лет, а в 2018-м году - 71,2 процента уже в возрасте 30-49 лет. При этом самая высокая динамика исламизации - в возрастной группе от 50 и старше - с 35,4 до 63,4 процента. Но надо понимать, что на эту статистику влияют демографические и миграционные процессы. Религиовед, проектный координатор IWPR (Институт по освещению войны и мира) Аян Орынтай подчеркивает, что, когда ученые, социологи, религиоведы говорят о росте религиозности в Казахстане, они в первую очередь имеют в виду исламизацию. - Действительно, сейчас идет активное возрождение интереса к исламу и это естественный процесс, - считает эксперт. - Подрастает поколение, которое не знало советской идеологии, и в поисках самоидентификации обращается к ближайшей идеологии - исламу. По словам социолога, президента общественного фонда «Центр социальных и политических исследований (ЦСПИ) «Стратегия» Гульмиры Илеуовой, на рост популярности ислама в Казахстане влияли три группы факторов: социально-экономические (например, поиск справедливости в религии в условиях социального расслоения); культурно- этнические (рост национального самосознания, возвращение к традициям предков); внутри- и внешнеполитические (власти казалось, что за счет религии можно укрепить политическое влияние, поэтому она не препятствовала исламизации из-за рубежа). - Неправильный расчет элиты и запрос снизу способствовал повышению религиозности общества, - считает социолог. - Сейчас происходит определенное торможение. По итогам нашего исследования 2023 года, количество тех, кто говорит о своих религиозных убеждениях в молодежных группах, становится меньше. Это по-прежнему большое число - около 70 процентов, если говорить об исламе, но тем не менее оно не растет. Однако инерция ислама в Казахстане все равно большая. Аян Орынтай считает, что в обозримом будущем тренд на исламизацию продолжится. Он предлагает посмотреть на Турцию, которая переживала похожие процессы. - Вопрос в том, как к этому явлению относиться, - говорит он, - и это, прежде всего, вопрос к государственным структурам. Они могут запрещать, бороться с этим или же принять и включать их в общественное пространство, потому что популярность ислама не ослабнет. По наблюдениям фонда «ЦСПИ «Стратегия», существует и группа так называемых «символических мусульман». - Они не столько религиозны, сколько требовательны к внешним проявлениям ислама. Это довольно многочисленная группа, которая в агрессивной форме декларирует крайние позиции и навязывает обществу и государству свои требования, например, ношение хиджаба. Таких людей примерно от 10 до 24 процентов, и это несет угрозу конфронтации в обществе. На мой взгляд, государству нужно отбивать такое вмешательство на ранних стадиях, - предлагает Гульмира Илеуова. В свою очередь Аян Орынтай говорит, что исламизация в Казахстане лишь в некоторых случаях принимает крайнюю форму, но в целом носит довольно мягкий характер. - Превалирующей группой в нашей стране все еще являются так называемые этнические мусульмане, или «номинальные мусульмане». То есть те, кто не особо следуют догмам ислама, редко посещают мечеть, не совершают намаз, но идентифицируют себя с исламом, - отмечает Аян Орынтай. Опросы и интервью в рамках проекта World Values Survey проходят с пятилетней периодичностью. В исследовании принимают участие люди всех слоев населения из стран с разными политическими режимами, отвечают на вопросы о системе управления в стране, собственном благополучии, отношении к религии, участии в политической жизни, защите окружающей среды и по другим темам. В результате опросов социологи получили усредненные оценки ценностей, которых придерживается население в разных странах. В мире происходят сдвиги от социального конформизма и преклонения перед авторитетами к идеям самопознания и гражданского участия. Эта тенденция приводит к сдвигу в сторону большей демократичности. Люди начинают толерантнее относиться к непривычному образу жизни, меньше подчиняются авторитету разных иерархий, в том числе политических и религиозных. То есть ценностный срез общества трансформируется по мере смены одних поколений другими. Однако специалисты просят учесть, что применительно к крупным странам, население которых внутренне неоднородно, результаты исследования нужно использовать с большой аккуратностью.

По публикациям сайта CABAR.asia подготовила Гульжан АСАНОВА, фото Юрия КИМА

Самые читаемые статьи недели: