Государственный информационный заказ

Археолог, учёный, исследователь. Его имя вписано в историю независимого Казахстана

Археолог, учёный, исследователь. Его имя вписано в историю независимого Казахстана

 width=Его имя вписано в историю независимого Казахстана

В текущем году исполняется 100 лет со дня рождения Кемаля Акишева - одного из основателей национальной археологической школы. Кемаль Акишев - заслуженный деятель науки Казахстана, участник Великой Отечественной войны, был награжден орденом «Знак Почета», медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», орденом «Парасат», Почетной грамотой Верховного Совета Казахской ССР. Его имя занесено в Золотую книгу почета Казахстана.  

Впервые в мировой практике

Местом становления его как ученого стал Центральный Казахстан. Здесь в конце 40-х годов прошлого века он стал постигать археологию под руководством знаменитого ученого Алькея Маргулана, принимал участие в раскопках известных некрополей эпохи бронзы - Бегазы, Сангру. На материалах могильников эпохи бронзы Сарыарки в 1953 году Кемаль Акишев защитил кандидатскую диссертацию по археологии. В аспирантские годы собирал сведения о древностях Сарыарки в письменных и архивных источниках. Они пригодились ему в годы целинных экспедиций 1954-1956 годов. - С 1955 по 1989 год Кемаль Акишевич возглавлял отдел археологии Института истории, археологии и этнографии имени Валиханова, - рассказывает кандидат исторических наук Айнагуль Ганиева. - Огромный пласт работ под его руководством был проведен на территории Северного Казахстана в годы освоения целины. Как офицер-фронтовик он использовал методы военной топографии при составлении карт объектов археологии. Этот опыт был применен и при создании «Археологической карты Казахстана» - первого подобного издания в мировой практике, включившего в реестр более пяти тысяч древних памятников археологии. Кемаль Акишев также был одним из организаторов и руководителей Центрально-Казахстанской, Северо-Казахстанской, Акмолинской, Илийской, Семиреченской, Отрарской, Южно-Казахстанской, Ишимской экспедиций. При разработке научных проблем ученым поставлены вопросы социально-экономической истории древних кочевников, происхождения номадизма, формирования пастбищно-кочевой системы. Блок теоретических исследований посвящен генезису и становлению государственности степных этносов древности и средневековья. Одно из последних научных направлений исследований, разработанных Кемалем Акишевым, стало обоснование значимости степной цивилизации.  

Символ независимости

Имя Кемаля Акишева вписано в историю независимого Казахстана благодаря открытию и исследованию памятников, получивших мировую известность: сакским курганам, некрополям Бесшатыр, кургану Иссык, знаменитому Отрару, другим средневековым городам Великого Шелкового пути. «Золотой человек» стал символом независимого Казахстана. Этот артефакт прославил нашу страну во всем мире. Кемаль Акишев - автор более двухсот трудов и 15 книг. В предисловии к первому выпуску его научного наследия, увидевшего свет в 2019 году, ректор ЕНУ имени Л. Н. Гумилева Ерлан Сыдыков отмечает: «Возвращаясь к научному наследию ученого, мы задаем вопрос о том, что мы видим. Мы видим живую мысль интеллектуала, первооткрывателя, археолога, видим безупречное владение методологией, огромный багаж знаний, видим решительного и смелого человека, видим, как сквозь пыль экспедиционных дорог несутся по степи кочевые племена, видим «Золотого человека», видим Кемаля Акишевича Акишева». В 1963 году выходит первая монография по раннему железному веку Казахстана «Древняя культура саков и усуней долины реки Или» под авторством Кемаля Акишева и Гаяза Кушаева. Труд был написан на основании материалов, собранных Илийской археологической экспедицией Института истории, археологии и этнографии имени Ч. Ч. Валиханова за шесть лет (1954, 1957-1961). В книге дается характеристика царских гробниц могильника Бесшатыр как погребальных памятников элиты сакских племен Семиречья, описываются топография, типы сооружений и обряд погребения саков и усуней долины реки Или. В 1967 году Кемаль Акишев как один из авторов фундаментального коллективного труда «Древняя культура Центрального Казахстана» стал лауреатом Премии имени Ч. Ч. Валиханова АН Казахской ССР, а в 1982-м - лауреатом Государственной премии Казахской ССР. В 1969-1970 годы им были проведены раскопки на могильнике Иссык - там было обнаружено первое в Центральной Азии неразграбленное погребение раннего железного века, получившее название «Погребение «Золотого человека». Его костюм плакирован четырьмя тысячами золотых пластин, выполненных в зверином стиле. Композиционно и семантически сложный головной убор, как и весь костюм «Золотого человека» и сопровож­дающие его предметы вооружения и предметы быта, уникален по своим информативным возможностям. Они позволили Кемалю Акишеву не только восстановить погребальный обряд знатного сака и все атрибуты парадного ритуального костюма, но и поставить новые вопросы относительно уровня развития социально-экономических отношений, культуры и искусства, государственного устройства, этнокультурных связей саков. Находка полностью изменила представление о вкладе казахстанских скотоводческих племен в мировую цивилизацию.  

Работа продолжается

Наследие ученого еще не полностью изучено, его дело продолжает супруга Марал Хабдулина, кандидат исторических наук, директор Института археологии имени К. А. Акишева при ЕНУ имени Л. Н. Гумилева. - В последние годы жизни Кемаль Акишев организовал при Евразийском университете Ишимскую археологическую экспедицию. Благодаря ее работе начались раскопки археологического памятника Бозок, который возник на месте сегодняшней столицы в VII веке, - рассказывает Марал Хабдулина. По работам археолога Алькея Маргулана и материалам российских экспедиций XVIII-XIX веков было известно о существовании многочисленных средневековых городов в Сарыарке. Наиболее близким к Астане пунктом было городище, расположенное на берегу озера Бузук (Бузыкты). К поискам его Кемаль Акишев приступил в 1997 году. - Бозок - это некое послание, которое было получено в особый символический момент рубежа тысячелетий, совпавших с примечательными событиями: обретением независимости, переходом к новому этапу государственного строительства, созданием столицы. Послание из глубины веков явилось в момент нового пассионарного витка истории Казахстана и вызвано волею патриарха казахстанской архео­логии - Кемаля Акишева, - отмечает Марал Хабдулина. Все эти знаковые обстоятельства получили подтверждение в открытии глубокой историчности и значимости казахских степей как центра евразийского континента. Стало ясно, что здесь на протяжении столетий протекали события политического, созидательного свойства, шло накопление и развитие новых культурных и технологических достижений, влиявших на этногенез казахов, сформировавших генетический код и ментальность казахского этноса.  

Новая экспедиция

Бозок как археологический памятник не принес сенсаций в виде древнего золота, обилия сказочных украшений, которые обычно привлекают особое внимание. Но его значение для истории нашей страны отнюдь не стало меньшим. 1998-й был объявлен Годом национальной истории, и археологические работы в приишимских степях стали государственной задачей. Так началась деятельность Ишимской археологической экспедиции Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева под руководством академика Кемаля Акишева. Городище Бозок было обнаружено осенью 1998 года в результате сплошного обследования археологами верховьев Ишима. Причина долгих поисков кроется в необычной топографии археологического памятника - среди болот левой пойменной долины Ишима, на берегу небольшого озера Бузыкты. В течение 15 полевых сезонов городище Бозок стало основным стационарным объектом Ишимской археологической экспедиции ЕНУ имени Л. Н. Гумилева. Это был огромный археологический лагерь. Нередко численность его достигала 120 человек. Лагерь на Бозоке каждое лето стоял полтора-два месяца. В результате масштабных исследований постепенно открывались особенности этого археологического объекта, а вместе с ним и средневековая история центральных регионов Казахстана.  

Стрелы, посланные с востока

В результате первого года раскопок стало понятно, что перед учеными открылся новый, доселе неизвестный тип памятника. Внимание ученого привлекла необычная планировка городища, состоящего из трех квадратной формы площадок, составленных в виде трехлепестковой розетки. Особенно четко это было видно на аэрофотоснимке. Анализ семантики, заложенной в такой необычной планиграфии, поиски аналогий заставили Кемаля Акишева обратить внимание на название озера, на берегу которого расположены руины городища. На картах Целиноградского района 1963 года озеро называется Бузукты. В этом необычном звучании таится глубокий смысл. Расшифровка его возможна с привлечением разного вида источников: эпических, исторических, топонимических, археологических. Известно, что термином «бузук» обозначали восточное крыло административной структуры военных ставок древних и средневековых кочевников. По письменным источникам, у тюрко-монгольских народов начиная с эпохи пратюрков, еще хуннов и усуней, в пространственной организации военных ставок всегда выделялись центр и два крыла. Центр назывался «орда», «орду», восточные владения - «бузук», западные - «учук». В древнетюркских эпосах и текстах термин «бузук» используется в нескольких значениях: как правое крыло вой­ска; в системе титулатуры огузского каганата данный термин означал высокую статусность воинской и родовой знати. Кемаль Акишев считал, что, следуя художественному содержанию эпоса «Огуз наме», вправе слово «бузук» обозначить как «небесные стрелы», стрелы, посланные с востока. Можно утверждать, что слово «бузук» закрепилось на века в названии озера в долине верхнего Ишима, потому что было принесено элитой древних тюрков, осваивавших реку Ишим как транспортную магистраль на пути их движения с востока на запад. Удивительно многовековое сохранение термина «бузук» и проявление его в названии небольшого, затерянного среди болот озера - маленькой точке на бескрайних просторах евразийского пространства. Наше рациональное сознание должно воспринимать его, как высший знак, как послание Казахстану из глубины веков. По смысловому содержанию тюрко-огузский термин «бузук» может означать - проникающая, разрушающая стрела (буз ок), или, если произносить «боз ок», то - светлая стрела. В древнетюркском прочтении более правомерно произносить «боз ок». Таким образом, претерпев ряд изменений, получивших освещение при публикации материалов, древний памятник получил название - городище Бозок. В археологическом контексте городище Бозок более правильно называть Бозокский археологический микрорайон, он длительно существовал, имеет территорию, жестко ограниченную природными рубежами в виде болот. Его территория изначально предполагала только размеры восточного берега озера Бузукты, ему некуда было расти. Этот фактор сыграл особую роль при выборе этого места под строительство. Оно оставалось обитаемым более восьми столетий, от VII-VIII до XV-XVI веков. За это время над Евразией пронеслось несколько исторических эпох, и каждое из них оставило свои строения в структуре и культурном слое городища Бозок. Неслучайно расположение городища оказалось знаковым и на современной карте. Из этого следует, что в появлении города, как и в выборе местообитания нашими далекими предками, особую роль сыграло его срединное положение в центре восточной части евразийского пространства. Здесь пересекается пучок торговых караванных, следовательно, и военно-миграционных путей древнего населения Евразии. Здесь, у брода Караоткель, можно было контролировать и организовывать этот поток. В настоящее время городище Бозок оказалось в черте городской застройки. За озером Бузыкты проходит внешнее объездное кольцо столицы. Территория древнего городища оказалась на главной оси Астаны и удачно вписалась в архитектурную трактовку столицы: прошлое (Бозок), настоящее (центральная площадь с Ак-Ордой), будущее (университетский городок). Первооткрыватель Бозока Кемаль Акишев заложил основы Ишимской археологической экспедиции. До получения первых радиоуглеродных дат определил дату городища Бозок. Он утверждал, что самые древние его строения появились в VII, возможно, даже в VI веке. Масштабные раскопки средневекового степного памятника, активное внедрение полученных результатов в научное пространство Казахстана и Евразии, неустанная деятельность по пропаганде и популяризации истории и культуры степной Евразии получили претворение в создании музея-заповедника «Бозок». - Только с 2021 года идея Кемаля Акишева по созданию археологического парка на основе городища Бозок начала претворяться в жизнь, - говорит Сауле Бурбаева, директор государственного историко-культурного музея-заповедника «Бозок». - Великий ученый оставил свои эскизы, планировку, научные данные, которые стали основой для реализации этого проекта. Сегодня благодаря поддержке государства идеи Кемаля Акишева получают свое воплощение. Проект археологического парка под открытым небом объединил усилия не только археологов, но и культурологов, этнографов, художников-дизайнеров. Центральный Казахстан, с изучения которого начался самостоятельный научный путь Кемаля Акишева, оказался и венцом его археологических успехов. Став знаменитым ученым, открывшим миру древнюю историю саков, усуней, исследовав жемчужину Великого Шелкового пути - город Отрар, он обратился к археологии кочевников Сарыарки и открыл городище Бозок. Выдающийся ученый доказал, что степные регионы Казахстана имеют славную историю. Здесь на протяжении столетий протекали важнейшие политические и экономические процессы, влиявшие на всю мировую цивилизацию.

Игорь ПРОХОРОВ, Kazpravda.kz, фото из открытых источников