Государственный информационный заказ

Проще некуда. Аферисты используют ситуацию с паводками для обмана граждан

Проще некуда. Аферисты используют ситуацию с паводками для обмана граждан

 width=Аферисты используют ситуацию с паводками для обмана граждан

Проще всего обмануть эмоционально нестабильного человека, который чем-то напуган или ищет помощи. Поэтому мошенники сегодня используют отработанные схемы для того, чтобы нажиться на людях, которые сильно пострадали. «Проверьте свой индиви­дуальный идентификационный номер на наличие выплат!» Получите компенсацию до трех миллионов тенге, кликните на ссылку!» «Скорее получите пособие от государства!» Эти и множество других похожих заголовков можно встретить в соцсетях, где злоумышленники оставляют также и другую информацию- приманку, чтобы завладеть персональными данными казахстанцев. Данный вид аферы далеко не новый, но тем не менее граждане по-прежнему попадаются на уловки мошенников. Итак, выплачивается ли компенсация для пострадавших от паводков? По поручению Главы государства пострадавшие от стихии получат единовременные выплаты от местных исполнительных органов, то есть акиматов. Размеры выплат будут устанавливаться в каждом регионе отдельно по решению специальных комиссий, созданных для расчета нанесенного материального ущерба. Для этого нужно обратиться с заявлением в акиматы, приложив списки утраченного имущества, фото- и видеоматериалы, подтверждающие ущерб, идентификационные документы на объект недвижимости и другие документы. Более подробную информацию о процедуре получения компенсации жители должны получать в местных исполнительных органах, а не на сайте, на который ведет ссылка из социальной сети. За последние недели также особую популярность обрел фейк о выплате компенсации всем гражданам Казахстана от банков и Минтруда и соц­защиты. Чтобы фейковые объявления выглядели правдоподобными, преступники используют названия казахстанских банков и государственных органов. К примеру, в социальных сетях Facebook, Instagram, Telegram в последнее время публикуются посты о выплате компенсации от Минтруда и социальной защиты совместно с Халык банком, а также о выходе нового постановления Министерства финансов. В вижуале используются логотипы и элементы брендбука организаций, а также Герб Республики Казахстан. Чтобы ввести людей в заб­луждение, мошенники под каждым рекламным постом размещают комментарии ботов с текстом: «Спасибо за быструю выплату», «Сумма поступит день в день», «Срочно подавайте заявки». Главная цель аферистов - заставить граждан кликнуть на фишинговую ссылку, нажав на «Подробнее» или «Проверить свою компенсацию». Далее пользователь попадает на мошеннический сайт, на котором будет предложено зарегистрироваться, чтобы получить деньги. А для этого необходимо ввести такие персональные данные, как ИИН, реквизиты банковской карты, SMS-сообщение. Как только граждане выполнят это условие, то их данные автоматически поступают к мошенникам. Злоумышленники могут списать все денежные средства со счетов своей жертвы или оформить «чужой» кредит. Также после перехода на сом­нительные сайты есть риск столкнуться с хакерской атакой, которая основывается на установке шпионской программы на устройство пользователя. Посредством данных приложений мошенники получат доступ к онлайн-банкингу и другой секретной информации. Распознать обман можно, обратившись в организацию, от имени которой распространяется ложная информация. К примеру, Министерство труда и социальной защиты населения оперативно отреагировало на фейк, сообщив, что указанная в сообщении ссылка может являться способом получения личных данных пользователя злоумышленниками. «Официальная информация о положенных мерах государственной поддержки распространяется исключительно посредством SMS-сообщений с номера 1414. Просим граждан доверять информации только из официальных источников», – отметили представители ведомства в официальном релизе. Стоит помнить, что мошенники могут подделывать любые номера, в том числе четырехзначные, поэтому необходимо самостоятельно набирать номера горячих линий организаций, ни в коем случае не перезванивая и не переходя по ссылкам, которые направляются посредством SMS-рассылки. Еще нужно знать несколько важных правил, соблюдение которых поможет сохранить ваши данные и деньги в безо­пасности. Всегда проверяйте информацию о выплатах на официальных сайтах банков, госоорганов. Не публикуйте свои личные и банковские данные, особенно три цифры на обороте карты и срок ее действия. Не доверяйте звонкам и сообщениям от неизвестных, которые заводят речь о деньгах. Не отключайте функцию 3D-Secure на платежной карте. Настройте SMS и push-уведомления в мобильном банкинге, чтобы видеть все транзакции. Не запускайте неизвестные вложенные файлы, присланные на электронную почту и мессенджеры. Установите надежную антивирусную программу, которая не позволит переходить на мошеннические сайты. В случае кражи денежных средств обратитесь с заявлением в правоохранительные органы.

Подготовила Алиса БЕККЕР, фото из открытых источников