Проходят мимо магазинов. Потребительская уверенность в марте ушла в пессимистичную зону
Проходят мимо магазинов. Потребительская уверенность в марте ушла в пессимистичную зону
Потребительская уверенность в марте ушла в пессимистичную зону
Казахстанцы в меньшей степени склонны отмечать рост цен на товары и услуги (хотя ключевые продукты питания и тарифы на услуги ЖКХ продолжают находиться в топе), однако замечен рост пессимистичных оценок динамики цен в перспективе года. Представляем нашим читателям новый материал на основании результатов 17-й волны исследования потребительской уверенности, проводимого Freedom Finance Global PLC по методике United Research Technologies Group на ежемесячной основе с ноября 2022 года.Резкое снижение
Мартовский замер углубил наметившийся с декабря 2023 года тренд на снижение потребительской уверенности казахстанцев. Причем в марте показатель CCI продемонстрировал наименьшее значение за все время проведения исследования - 95,1 пункта. И если в феврале мы говорили о балансировании показателя в области нейтральной зоны, поскольку индикатор так и не достиг отметки в 100 баллов, то в марте потребительская уверенность продемонстрировала достаточно драматичное снижение на 5,6 пункта со 100,7 пункта, отмечаемых в феврале. Похожие результаты наблюдались в марте 2023 года, когда индекс CCI достиг отметки 95,7 пункта, но его снижение было значительно менее резким - со 101,8 в марте до 96,5 в апреле (на 4,5 пункта) и до 95,7 в мае (еще на 0,8 пункта). Таким образом, в марте произошло наиболее резкое снижение потребительской уверенности за все время измерений. Упадок продемонстрировали все субиндексы. Особенно значительно снизились индексы произошедших изменений экономической ситуации в Казахстане (на 11 пунктов - с 77,2 до 66,2), индексы ожидаемых изменений экономической ситуации в краткосрочной перспективе (на 7,7 пункта, до 122,3 пункта) и в долгосрочной перспективе (на 6,9 пункта, до 124,6 пункта). Таким образом, казахстанцы в марте значительно более пессимистично стали оценивать как экономическую ситуацию в стране за прошедший год, так и прогнозировать дальнейшие изменения в экономике страны. Индекс оценки текущего состояния потерял 5,9 пункта, снизившись до 75,3 пункта (что является самым низким наблюдаемым значением), а индекс потребительских ожиданий - 5,7 пункта, снизившись до 124,7 пункта.Региональная специфика
Традиционно более позитивные западные регионы (Атырауская, Актюбинская и Мангистауская области) в марте показали наиболее резкое снижение потребительской уверенности. Показатель CCI в Атырауской области снизился на 13,3 пункта, до 88,8 пункта, в Актюбинской - на 17,6 пункта, до 85,6 пункта, в Мангистауской - на 14,2 пункта, до 102,7 пункта. Единственная область западного макрорегиона, которая не только не продемонстрировала резкое снижение потребительского оптимизма, но и показала рост в марте, - Западно-Казахстанская (плюс пять пунктов, до 101,4). Таким образом, в западном макрорегионе только две области остались в позитивной зоне - Мангистауская и Западно-Казахстанская. В позитивной зоне потребительской уверенности по результатам мартовского замера остаются Туркестанская область с самым высоким показателем в 104,1 пункта, а также города республиканского значения Астана (100,1 пункта) и Шымкент (100 пунктов). В марте Алматы вышел из позитивной зоны, поскольку индикатор CCI снизился на шесть пунктов, до 94 пунктов, приблизившись к августовскому показателю 94,8 пункта. В число немногих регионов, продемонстрировавших рост потребительского оптимизма в марте, помимо Западно-Казахстанской области, вошли Акмолинская область (плюс 0,8 пункта, до 93,9 пункта), Костанайская область (плюс 2,4 пункта, до 90,7 пункта) и Астана (плюс 2,9 пункта, до 100,1 пункта).Финансы тревожат всё сильнее
Если в феврале отмечалось снижение доли казахстанцев, которых ничего не беспокоило, с 35,7 до 31,5 процента, то в марте их количество продолжало снижаться - до 30,8 процента. При этом постепенно растет доля тех, кого беспокоят финансовые трудности, нехватка денег, долги и/или отсутствие возможности их погасить; в марте их доля незначительно увеличилась - на 0,2 пункта, до 24,5 процента, почти достигнув ноябрьского показателя в 24,6 процента. Проблемы со здоровьем в марте вновь вышли в топ-три причин для беспокойства - почти каждый десятый казахстанец переживает о своем здоровье или здоровье своих близких. Инфляция, рост цен и тарифов стали чуть меньше беспокоить казахстанцев - доля переживающих на эту тему снизилась на 2,2 процента к февральскому показателю и составляет 9,7 процента. Вопросы, связанные с работой, учебой, бизнесом, стали, наоборот, чуть чаще становиться причиной для беспокойства в марте (плюс три пункта), как и семейно-бытовые вопросы (плюс 0,6 пункта). Природные катаклизмы (5,9 процента) и природные явления (4,7 процента) уже третий месяц продолжают волновать казахстанцев - основной причиной для волнений стали паводки и наводнения, затронувшие западные, северные и центральные регионы страны. Среди других причин для беспокойства, помимо паводков, казахстанцы называли теракт в «Крокус Сити Холле» в Москве, а также суд, проходящий над бывшим министром национальной экономики Казахстана Бишимбаевым.Замедление после февральского ускорения
По данным Бюро национальной статистики Республики Казахстан, годовая инфляция продолжает замедляться с сентября 2023 года. В марте она составила 9,1 процента, снизившись на 0,2 процента с февраля. По результатам мартовского замера потребители также стали чуть реже отмечать резкое увеличение стоимости товаров и услуг. Доля заметивших рост уменьшилась на 1,3 пункта, до 58,8 процента (в феврале - 60,1 процента), откатившись к декабрьским результатам исследования (58,7 процента). При этом на 2,9 процента выросла доля тех, кто полагает, что цены растут примерно с такой же скоростью, как и ранее, - почти каждый четвертый казахстанец видит динамику роста цен как относительно стабильную (23,4 процента). Месячная инфляция в марте после февральского ускорения вновь замедлилась и составила 0,7 процента (в феврале - 1,1 процента). Соответственно, потребители, более ориентированные именно на месячную инфляцию, скорректировали февральские оценки на более оптимистичные - на 2,9 процента (до 44,2 процента) снизилась доля тех, кто полагает, что цены на товары выросли резко. На 1,6 процента выросла доля считающих, что цены выросли незначительно (до 14,6 процента), а доля полагающих, что цены не изменились, - на один процент (до 5,5 процента).Сближение ожидаемого и фактического
Ожидаемый уровень годовой инфляции в марте 2024 года не изменился по сравнению с февральским показателем и составил 8,8 процента, что ниже уровня фактической годовой инфляции, которая достигла 9,1 процента (согласно данным Бюро национальной статистики). Отмечаемый в феврале рост неопределенности сменился снижением на 3,7 процента, а вот доля сильных «пессимистов» выросла на 3,5 процента. Ожидания населения все еще находятся ниже фактической динамики инфляционных процессов, соотношение уровня ожидаемой инфляции к воспринимаемой в марте выросло незначительно - до 0,94, учитывая ожидания населения по снижению цен на сезонную продукцию.Тарифы остаются в топе
В марте в топе товаров и услуг, цены на которые растут наиболее ощутимо, казахстанцы называют традиционные для нашего замера продукты питания и - начиная с прошлого месяца - тарифы ЖКХ. Причем рост тарифов стал отмечаться еще чаще: если в феврале его как ощутимый отметили 18,3 процента казахстанцев, то в марте - уже каждый пятый (22 процента, плюс 3,7 пункта). Лидерство по наиболее ощутимому росту цен продолжают удерживать мясо и птица (39,5 процента, плюс 3,8 пункта), молоко и молочные продукты (38,8 процента, плюс четыре пункта), овощи и фрукты (33,9 процента, плюс 4,9 пункта), хлеб и хлебобулочные изделия (33,8 процента, плюс 2,5 пункта), крупы, макаронные изделия (24,2 процента, минус 0,2 пункта), яйца (23,9 процента, плюс 1,4 пункта), мука (21,8 процента, минус 4,2 пункта), сахар и соль (21,8 процента, плюс 0,8 пункта), растительное масло (17,9 процента, минус 1,9 пункта). Интересно, что, несмотря на более нейтральные/оптимистичные оценки динамики цен на товары и услуги за прошедшие месяц и год, в сравнении с февралем в марте казахстанцы стали чаще отмечать рост цен на отдельные продукты и услуги, за исключением таких товаров, как топливо ( минус 0,1 пункта), крупы и макаронные изделия (минус 0,2 пункта), растительное масло (минус 1,9 пункта) и муку (минус 4,2 пункта).Опасаясь роста в долгосрочной перспективе
В марте прогнозные оценки динамики цен на товары и услуги в перспективе следующего месяца продолжали тяготеть к более умеренным. Увеличилась доля тех, кто полагает, что цены вырастут умеренно (на 1,3 пункта, до 36,6 процента), а также тех, кто полагает, что цены не изменятся (на 2,3 пункта, до 14,9 процента). При этом прогнозы в перспективе года стали более стабильными - на 2,7 пункта увеличилась доля ожидающих соразмерного с прошлым годом роста цен (до 41,7 процента), незначительно выросли доли ожидающих более быстрого (плюс 0,8 пункта) или более медленного роста (плюс 0,1 пункта). При этом тренд на более умеренные оценки по итогам месяца в марте более характерен для женщин (доля тех, кто ожидает сильного роста цен в следующем месяце, снизилась на 1,6 процента, до 18,5 процента), хотя мужчины продолжают быть в целом более оптимистичными в прогнозе динамики цен на следующий месяц - среди них только 16,4 процента (минус 0,3 пункта к февралю) ожидают резкого роста цен. Наиболее переживающей о сильном росте цен в перспективе месяца в возрастном разрезе является группа 30-44-летних (19,3 процента), в то время как наиболее оптимистичными - самая старшая (15,8 процента) и самая молодая группы (15,8 процента). Та же самая молодая группа (18-29 лет) продемонстрировала в марте сдвиг в сторону ожидания умеренного роста цен (плюс 6,7 пункта, до 41,5 процента). Сильного роста цен в перспективе месяца больше всего ожидают жители Атырауской (25,2 процента) и Кызылординской (25,6 процента) областей, в то время как в перспективе года наиболее сильно ростом цен обеспокоены жители Кызылординской (26,4 процента) и Павлодарской (26,2 процента) областей. Увеличение обеспокоенности предполагаемым ростом цен в перспективе года в марте произошло в большей степени за счет мужчин (плюс 1,5 пункта, с 19,2 до 20,7 процента, у женщин - рост на 0,1 пункта, до 21,6 процента), а также самой старшей возрастной группы (плюс 3,9 пункта, с 16,2 до 20,1 процента).Тревоги и беспокойства
Резко снизилась доля казахстанцев, отметивших в марте, что их окружают однозначно спокойные настроения, - с 32,1 до 24,2 процента. За счет этого снизилось и общее количество позитивных настроений, так как в марте менее половины (49,3 процента) казахстанцев отметили, что их окружают преимущественно спокойные настроения. Соответственно, увеличились доли обеспокоенных: на 4,1 пункта выросла доля тех, кто полагает, что их окружают скорее тревожные настроения (до 29,6 процента), и на 1,4 пункта тех, кто отмечает однозначно тревожные настроения (до 17,5 процента). Более высокий уровень тревожности характерен для женщин (51 процент, у мужчин - 42,8 процента). Однако в марте схожую динамику роста тревожных настроений демонстрировали и мужчины, и женщины. Причем мужчины отмечают скорее тревожные настроения, окружающие их (на пять пунктов, однозначно тревожных - всего на 0,5 пункта), в то время как для женщин характерно замечать рост и скорее тревожных (на 3,1 пункта), и однозначно тревожных (на 2,5 пункта) настроений. В возрастном разрезе наибольший рост обеспокоенности демонстрируют самая молодая (плюс 10,2 пункта, до 40,4 процента) и самая взрослая (плюс 9,6 пункта, до 52,3 процента) группы. Наибольший уровень тревожности в марте характерен для жителей Актюбинской (55,4 процента) и Атырауской (54,6 процента) областей, хотя ранее тревожные настроения чаще отмечали алматинцы, наименьший - жители Шымкента (39,2 процента). Более половины казахстанцев (55,6 процента, рост на 2,9 пункта) отметили, что в марте сталкивались со стрессом, при этом увеличились доли тех, кто сталкивался со стрессом ежедневно (плюс 1,2 пункта), несколько раз в месяц (плюс 1,9 пункта) и один-два раза за месяц (плюс 0,5 пункта). Доля не сталкивавшихся со стрессом сократилась на 2,7 пункта, до 43 процентов. Каждый пятый казахстанец (20,7 процента) сталкивался со стрессом несколько раз в месяц, и каждый десятый казахстанец - каждый день (10 процентов) или несколько раз в неделю (10,2 процента). Несмотря на то, что женщины продолжают чаще отмечать, что сталкиваются со стрессом (58,8 процента, у мужчин - 52 процента), в марте мужчины чаще стали отмечать нахождение в стрессовых ситуациях - рост на 5,1 пункта к февралю, у женщин - на 0,9 пункта. Чаще сталкивались со стрессом самые молодые возрастные группы - 59,6 процента среди 18-29-летних и 60,3 процента у 30-44-летних, однако, как и в случае с уровнем тревожности, наибольший рост продемонстрировала именно самая молодая группа (плюс 5,3 пункта). В региональном разрезе наибольший уровень стресса отмечают жители городов республиканского значения: Алматы (66,7 процента, плюс 1,9 пункта), Астаны (61,7 процента, плюс 1,4 пункта), Шымкента (61,2 процента), наименьший - Западно-Казахстанской области (39,4 процента). В марте 2024 года индекс потребительской уверенности вошел в пессимистичную зону благодаря снижению всех субиндексов. Особенно заметно снизились индексы, связанные с оценкой и прогнозированием экономической ситуации в стране: индексы произошедших изменений экономической ситуации, ожидаемых изменений экономической ситуации в краткосрочной и долгосрочной перспективах. Казахстанцы в марте стали реже фиксировать резкий рост цен как в перспективе месяца, так и в перспективе года, что соотносится с данными по инфляции Бюро национальной статистики, однако стали чаще прогнозировать более значительный рост цен в перспективе следующего года. В отличие от февраля жители Казахстана стали чаще отмечать рост цен на ключевые продукты питания, при этом рост тарифов ЖКХ также продолжает часто отмечаться как наиболее заметный. Снижение уровня потребительской уверенности сопровождается ростом тревожности и обеспокоенности, причем, помимо финансовых трудностей, среди основных причин для беспокойства в марте проявились проблемы со здоровьем - своим и близких. Но все равно казахстанцы продолжают надеяться на лучшее и строить планы на будущее.Анастасия САБЛИНА, социолог-аналитик исследовательской компании United Research Technologies Group, kursiv.media