Меню
19 апреля, 2024 / Знамя труда / Новости

В мире будущего. Развивая навыки конструирования и программирования

В мире будущего. Развивая навыки конструирования и программирования

В мире будущего. Развивая навыки конструирования и программирования В мире будущего. Развивая навыки конструирования и программирования
Фото из открытого источника

 width=Развивая навыки конструирования и программирования

В Послании народу Казахстана «Экономический курс Справедливого Казахстана» Касым-Жомарт Токаев дал множество поручений. Они постепенно выполняются различными госорганами, в том числе местными исполнительными органами. - В глобальной экономике и международном разделении труда происходят фундаментальные сдвиги. Набирает обороты технологическая гонка, повсеместно обостряется конкуренция за ресурсы. Новая парадигма экономического развития Казахстана будет основана на эффективном использовании наших конкурентных преимуществ, а также раскрытии потенциала всех ключевых факторов производства - труда, капитала, ресурсов и технологий, - сказал Глава государства. При этом развитие современных технологий, в частности, таких, как робототехника, носит приоритетный характер.

Перспективное направление

Робототехника охватывает различные сферы экономики. Каждый день мы сталкиваемся с новыми достижениями в этой области, появляется масса изобретений: от самоуправляемых автомобилей до интеллектуальных помощников в домашних условиях. На занятиях в кружке робототехники в Таразском городском центре технического творчества дети получают возможность познакомиться с основами конструирования и программирования роботов, а также применить свои знания на практике, создавая собственные устройства и механизмы. Занятия развивают в детях логическое мышление, творческие способности и навыки командной работы - все то, что необходимо для успешной карьеры в сфере техники и инноваций. Одним из ключевых преимуществ кружка является интерактивный подход к обучению. Занятия проводятся в игровой форме, что делает их увлекательными и доступными для детей разного возраста и уровня подготовки. Кружок робототехники действует в центре технического творчества с 2016 года и за это время стал местом, где рождаются новые идеи и таланты. Как объясняет педагог центра Айнур Суранчиева, в 2016 году такое направление развивалось только в Назарбаев интеллектуальной школе, казахско- турецком лицее и колледже, а также специализированном лицее для одаренных детей. - Среди учреждений внешкольного образования мы стали первыми, кто организовал кружок, - вспоминает Айнур Суранчиева. Занятия по робототехнике посещает 71 ребенок: для 36 детей это первый год обучения, для 24 - второй, еще 11 детей завершают обучение и готовятся к выпуску. Они с увлечением создают роботов, учатся их программировать и участвуют в городских, областных и международных соревнованиях. - Ребята досконально изучают правила, по которым будут проводиться соревнования, и требования, которые предъявляются к будущим роботам. При проектировании юные робототехники анализируют существующие модели и создают собственные творения. Особенным успехом считается, когда получается улучшить имеющиеся версии, однако это уже высший пилотаж в робототехнике. Разумеется, мы можем засидеться за конструированием робота и потерять счет времени. Родители к этому относятся с пониманием, потому что дети увлечены процессом, - поясняет педагог. Как рассказывает Айнур Суранчиева, ребята активно принимают участие в робоспорте и робосумо, постоянно улучшая свои модели роботов. Помимо этого, они создают новые. - У нас есть робот, который принес нам призовые места на городских, областных и международных соревнованиях. Робот «Темір батыр» - это дистанционный пожарный, оснащенный колесами, камерами, возможностью дистанционного управления и баллоном с огнетушительной смесью. Это уникальный робот, который стал нашим символом, и мы не раз его показывали на различных мероприятиях. Так, например, продемонстрировали его работу на прошлогодних соревнованиях «Айбын». Сейчас мы активно работаем над созданием и улучшением роботов для прохождения конкурсов по робосумо и робоспорту, - отметила педагог. Недавно проходили отборочные соревнования на международный чемпионат по робототехнике Robotek Grand Tournament, где команда цент­ра заняла лидирующую позицию и собиралась на дальнейший этап турнира. - Здесь мы взяли два первых места в двух категориях. Это робосумо 10х10 и гонка по линии. Для первой категории нам удалось создать робота, который чуть ли не сразу снес оппонентов за пределы намеченной территории. Мы сделали его на основе контроллера Arduino micro. А для гонки нам необходимо было создать максимально легкого, но в то же время стойкого робота, который четко мог бы ездить по намеченной линии. Мы оснастили его большим количеством сканнеров, чтобы он мог видеть разметку и правильно входить в повороты. Именно он и принес нам победу. Сейчас занимаемся улучшением моделей. Важно не просто создать робота, но и настроить его правильно, чтобы не было сбоев. Мы не собираемся останавливаться на достигнутом и усердно работаем для достижения новых побед, - рассказал ученик кружка Богдан Иманкулов. Что же робототехника может дать ребенку? Как отметили ученики, они стали более сплоченными, стараются мыслить нестандартно и в целом научились смотреть на мир под другим углом. - Сейчас я студент первого курса Жамбылского политехнического высшего колледжа, специальность «программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем». Мне нравится заниматься программированием, научился программировать роботов, собирать их из деталей, управлять ими. Кроме того, в кружке я нашел новых друзей. Мы вместе решаем задачи, обсуждаем идеи и помогаем друг другу. Очень важно иметь поддержку и получать вдохновение от своих товарищей. Но самое главное, что мне дал кружок робототехники, - это уверенность в себе. Я понял, что могу справиться с любыми техническими задачами и достичь своих целей. В общем, кружок робототехники стал для меня настоящим открытием и вдохновением. Я узнал о мире технологий и научился применять свои знания на практике, - поделился Богдан Иманкулов.

Новый шаг

Недавно на базе Между­народного Таразского инновационного института имени Шерхана Муртазы состоялись республиканский отборочный чемпионат Vex Robotics для участников в возрасте от семи до 13 лет и областной отборочный чемпионат KazRobotics для участников от семи лет до 21 года. Vex Robotics является мировым лидером в создании конструкторов робототехники и предоставляет платформу для развития творческого, инновационного и спортивного духа. Чемпионат дает учащимся возможность продемонстрировать и укрепить свои навыки в области робототехники. В отборочном чемпионате Vex Robotics приняли участие 16 команд из разных регионов страны, включая Астану, Алматы, Кызылорду и Шымкент. Победителем стала команда школьников из Алматы, она и получила путевку на чемпионат Европы Vex. В областном отборочном чемпионате KazRobotics приняли участие 23 команды. Победителями стали учащиеся центра технического творчества города Тараза Алижан Сапаралиев и Богдан Иманкулов. Стоит отметить, что место проведения чемпионатов выбрано неслучайно. В стенах МТИИ имени Шерхана Муртазы работает ІТ-академия для развития знаний и навыков по инженерным наукам и ІТ-компетенциям. В ІТ-академии обучаются дети и подростки в возрасте 7-18 лет . Действует курс по робототехнике, где учащиеся изучают принципы и методы разработки, конструирования и программирования управляемых электронных устройств на базе микроконтроллерных устройств Ардуино, программирование с помощью LEGO от простых моделей до сложных роботов. Учащиеся академии постоянно принимают участие в различных конкурсах, турнирах и семинарах всех уровней. Так, к примеру, в марте текущего года в Назарбаев Университете города Астаны прошел республиканский отборочный турнир Robotex Kazakhstan-2024. Из 240 команд в лидеры вышла команда Международного Таразского инновационного института имени Ш. Муртазы. В ее составе выступили студентка группы «Информатика-23-2» София Садырмекова и слушательница IT-академии Аружан Альмуратова. Они заняли первое место в номинации Lego line following, то есть в создании и программировании робота, способного ездить по определенной линии. - При поддержке нашей наставницы Айнур Суранчиевой мы разработали робота. Старались сделать все в максимально лучшем виде, чтобы продемонстрировать возможности IT-академии. Самой интересной частью проекта было программирование робота, – рассказала София Садырмекова.

Дионисий ПЛЯШЕШНИК

Самые читаемые статьи недели: