Меню

Обман покупателя: как быть, если цены товара на ценнике и на кассе не совпадают

Обман покупателя: как быть, если цены товара на ценнике и на кассе не совпадают

Обман покупателя:  как быть, если цены товара на ценнике и на кассе не совпадают Обман покупателя:  как быть, если цены товара на ценнике и на кассе не совпадают
Фото из открытого источника
Если цена товара на ценнике не совпадает с ценой в чеке, это можно расценить как обсчет или введение покупателя в заблуждение. На юридическом сленге это называется «нарушение публичной оферты», и в законодательстве есть кое-что на этот счет. Покупая продукты в розничном магазине или оформляя заказ в интернет-магазине, каждый из нас заключает договор. Специалисты в области права такой договор, который заключается без печатей и подписей на документах, называют «акцептовать оферту». Разбираемся, в каких случаях работает оферта, на что потребитель имеет право в магазинах и ресторанах, и как быть, если цена на кассе оказывается выше, чем на ценнике. Например, меню ресторана - это публичная оферта. Если клиента устраивает цена и он делает заказ, то это акцепт. Оплатить по счету означает акцептовать оферту. То есть договор - это и публичная оферта, и акцепт. Если посетитель ресторана не сделал заказ, то оферта остается ни к чему не обязывающим предложением. Но если счет на оплату за блюда выше, чем в меню ресторана, это уже будет нарушением оферты. Статья 395 Гражданского кодекса РК определяет оферту как «предложение о заключении договора, сделанное одному или нескольким конкретным лицам, если оно достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя связанным в случае его принятия (акцепта)». Оферта может быть публичной и непубличной. Публичная оферта - это предложение для всех, кто его увидит. Публичная оферта - это ценник в магазине и меню в ресторане. Публичные оферты публикуются на сайтах компаний, в местах продаж и рекламных объявлениях. По закону реклама рассматривается как приглашение делать оферты. И если магазин разместил баннер «Гарантия низкой цены», реклама выступает гарантией своим клиентам самых выгодных цен и обязана этому слогану полностью соответствовать. Условия публичной оферты можно оспорить через суд - никакой договор не может ограничивать права потребителей (статья 190 КоАП), гарантированные Законом РК «О защите прав потребителей». Оферта также не может ограничивать круг клиентов по социальному статусу, полу или вероисповеданию, иначе это можно расценить как дискриминацию. Непубличная оферта направляется только одному человеку или компании. Например, договор на изготовление мебели на заказ или с транспортной компанией на перевозку груза или посылки. Акцепт - это согласие с условиями оферты. В Гражданском кодексе (статья 196) акцепт определяется как «ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии». Молчание не является акцептом, если иное не вытекает из законодательного акта, обычая делового оборота или из прежних деловых отношений сторон. Акцепт на оферту приравнивается к договору. Форму оферты и акцепта определяет продавец, и клиент не может навязать свои условия. После акцепта (читай: оплата, перевод платежа и пр.) условия оферты менять нельзя - каждая из сторон должна выполнить обязательства. Если на витрине товар по одной цене, а в чеке цена выше, это нарушение оферты, и покупатель вправе требовать продажи товара по той стоимости, что указана на ценнике, а не соглашаться на вновь выставленную цену. Административное наказание за нарушение оферты прописано в статье 190 КоАП «Обсчет, обвес, обмер»: Если отсутствует ценник на товаре или цена, указанная на ярлыке, не соответствует цене в чеке, штраф составит до 200 МРП (в зависимости от категории субъекта предпринимательства). Если товар был продан не по той цене, что указана на ценнике, потребитель вправе требовать от продавца возврата денег, уплаченных сверх стоимости на ценнике. Если администрация торговой точки отказывается делать возврат, то покупатель имеет право написать претензию в адрес руководства с требованием выплаты разницы. В случае отсутствия ответа на письменную претензию и невозврата средств в течение 10 календарных дней потребитель может обратиться с заявлением в Комитет торговли Министерства торговли и интеграции РК. Если продавец вновь проигнорирует, то следующим шагом станет обращение в суд (согласно статьям главы 6-1 Закона РК «О защите прав потребителей»). Отменить и изменить оферту после акцепта уже нельзя, так как фактически это считается подписанием договора. Например, если в магазине произошла переоценка и сотрудники не успели поменять ценники, то продавать товары придется по старой цене. Отказать покупателю нельзя, так же как нельзя продать товар по новой стоимости. Если клиенту требуются дополнительные условия или услуги, не входящие в оферту, то оферта просто считается несостоявшейся.

Венера СМАИЛОВА, Informburo.kz

Самые читаемые статьи недели: