Нам любые дороги дороги
Специфика наших дорог в том, что вымощены они благими намерениями. Процесс их ремонта бесконечен, а хороший асфальт на трассах просто так не валяется. Есть такие, которые иначе как направлениями и не обзовешь, по ним не каждая Фортуна проедет. Как обеспечить качественное покрытие, подробно обсуждали на совещании в областном акимате.
Давно доказано: если нет развитой и технически совершенной сети автомобильных дорог, нет не только роста производства, но и самого производства. Главная задача транспортных коммуникаций - создание «среды экономического обитания», максимально обеспечивающей развитие любой территории. Если отставить в сторону глобальные цели, это вопрос не только комфортного передвижения, но и в первую очередь вопрос безопасности.
О том, что жалеть деньги на дорожное строительство нельзя, прекрасно понимают и областные власти. За последние три года на данные цели направлено более 17,5 миллиарда тенге, в текущем потратят еще порядка 5,9 миллиарда. Помимо бюджетных вливаний, реализован один инвестпроект по принципу государственно-частного партнерства. С участием АО «КазТрансГаз» на сумму 323 миллиона тенге состоялся средний ремонт 25 километров трассы Акколь - Ойык - Уланбель. По словам начальника управления строительства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Рахманкула Байтелиева, из 17 приобретенных асфальтобетонных заводов три введены в строй, еще четыре приступят к работе до 10 апреля, остальные начнут выдавать продукцию к первомайским праздникам. Всего планируется капитально обновить 14 километров, 416 километров претерпят средний ремонт, 1550 - текущий.
Любой водитель вам скажет, что дороги ценятся покрытием, а не направлением, причем плохая дорога запоминается, увы, гораздо лучше хорошей. И сегодня приходится вновь возвращаться к работе над ошибками. По итогам мониторинга на отремонтированных только в прошлом году артериях обнаружились ямы. Это относится к трассам Тараз - Акшолак, Тараз - Акколь - Саудакент, пересечениям улиц Абая - Аскарова, Аскарова - Койгельды, Толе би - Мирзояна, Желтоксан - Пушкина, Койгельды - Айтеке би и к мосту по проспекту Жамбыла областного центра. Теперь пришлось вместе с подрядчиками составлять график неотложных работ, установлены конкретные сроки устранения недоработок. Из 870 дорожных и информационных знаков, по большей части в Таласском и Сарысуском районах, более 80 исчезли в неизвестном направлении. Впрочем, причина лежит на поверхности - виноват ураган. По словам акимов данных территорий, случаев именно воровства здесь не выявлено, все претензии к ветру.
Что касается состояния дорог рес-публиканского значения, то здесь с резкой критикой выступил начальник областного ДВД Бекет Аймагамбетов. Так, не везде на протяжении автобана Западная Европа - Западный Китай предусмотрены специальные места для перегона скота, разделяющие транспортные потоки ограждения, отсутствуют снегозаградительные сооружения. Проведено 41 обследование дорог местного значения и уличной сети, выдано столько же предписаний.
- Вовремя не чистятся перевалы, в особенности Куюк, - добавил аким области Канат Бозумбаев. - В неважном состоянии находится дорога в направлении Хантау. К этой теме мы возвращаемся уже третий год.
- Здесь обходимся только ямочным ремонтом, средний проводить бесполезно, - вынужден был объясняться директор областного департамента Комитета автодорог Улан Алипов. - Нужен капитальный подход.
- Давайте тогда объединять усилия. Согласно совместному графику с Минтранскомом предусмотрен капитальный ремонт дороги к таможенному посту «Айша биби». Когда перейдете в практическую плоскость? - поинтересовался глава региона.
- Работы запланированы на 2014 год. В текущем предусмотрена разработка проектно-сметной документации.
Однако данный ответ не устроил акима области.
- Как выдержали зиму дороги, отремонтированные в прошлом году? - адресовал он следующий вопрос уже Р. Байтелиеву.
- В принципе, удовлетворительно. Есть недоработки, но мы их устраняем силами тех же подрядчиков. Наложили 12,5 миллиона тенге штрафов, половина уже взыскана, - рапортовал главный дорожник.
Начальнику инспекции транспортного контроля Арману Акылжанову поручено тщательно бдить за тем, чтобы большегрузы не разбивали областные артерии. Руководителю управления физической культуры и спорта Гамлету Кайнарбекову стоит поторопиться с определением инвесторов для создания восьми сервисных центров вдоль транзитного коридора Западная Европа - Западный Китай. Места определены, желающие есть, процесс нужно ускорить.
Резюмируя тему, аким области Канат Бозумбаев потребовал текущий ремонт дорог областного и местного значения завершить к 15 мая, для Жуалынского района с учетом климатических условий срок продлен до 1 июня. При этом строительные нормы должны соблюдаться неукоснительно.
Дархан БАЙТУОВ, Виктор БАРБАШ (фото)