Бизнес-климат
Бизнес-климат
От малого и среднего ожидают большего
Что сегодня предпринимает тот же таразец, пожелавший открыть собственное дело? Полета фантазии хватает лишь на кафе-ресторан, парикмахерскую-салон красоты, на худой конец аптеку либо магазинчик системы «азық-түлік». С учетом количества городских рынков может сподвигнуться на аренду бутика. На этом все, баста.
Скрупулезно изучить рынок и заняться производством, пусть и мелким, или даже озаботиться разработкой собственного ноу-хау как-то не с руки. Да и к чему лишние заморочки?..
Впрочем, общая картина на первый взгляд выглядит достаточно красочно и цветисто. Субъектами малого и среднего бизнеса, коих насчитывается 36,4 тысячи (по сравнению с 2010-м рост на 4,5 тысячи), выпущено продукции на 186 миллиардов тенге (плюс семь процентов). Доля МСБ в экономике региона - 27,4 процента, по республике - 21 процент. Между тем есть главная цель, озвученная Президентом страны в Стратегии «Казахстан-2050», - показатель к 2030 году должен быть как минимум удвоен.
По мнению начальника управления предпринимательства и промышленности Бейсена Жолболдиева, высказанному на совещании в областном акимате, одной из главных проблем остается слабая разъяснительная работа о преимуществах «Дорожной карты бизнеса-2020», особенно в сельской местности. Не хватает фантазии и районным акимам, которые буквально вымучивают проекты, и то только после прямых поручений главы региона Каната Бозумбаева. Так, в первом квартале текущего года они должны были представить как минимум четыре - шесть перспективных идей. Если шусцы и меркенцы все же родили парочку, то в Мойынкумском, Таласском, Рыскуловском и Сарысуском районах с креативом полный швах.
Чтобы не получилось так, когда «лучшее - враг отечественному», необходимо повышать качество и увеличивать долю казахстанского (читай - местного) содержания в закупках предприятий-гигантов, в первую очередь ТОО «Казфосфат» и «ЕвроХим-Удобрения». С ними уже подписан соответствующий меморандум. Управление ставит себе в заслугу и заключение договора между местными ТОО «Алкопищепром» и филиалом стекольного завода АО «САФ» о поставке последним 300 тысяч единиц продукции. Готовится к выпуску каталог товаров и услуг жамбылских товаропроизводителей.
Бодрый доклад Б. Жолболдиева аким области резюмировал вопросом:
- Сколько субъектов малого и среднего бизнеса реально работают, проводился ли анализ?
Таковых данных у докладчика не оказалось. Нарисованная картина стала стремительно блекнуть, а вопрос наведения порядка на новых таразских рынках и вовсе окрасил холст в сплошные унылые тона.
- Необходимо четко определиться со специализацией рынков, - продолжил тему глава региона. - Со стороны торгующих поступает много нареканий, особенно по вопросам арендной платы. Необходимо вникнуть в их проблемы. Если руководители рынков начнут злоупотреблять своим положением, откроем два нормальных новых рынка. На этом серый бизнес закончится, - жестко предупредил К. Бозумбаев.
Как отметил аким Тараза Бекболат Орынбеков, документы новых рынков приведены в порядок.
Что касается проектов в рамках «ДКБ-2020», в Сарысуском районе готовятся 11, по двум получены согласия банков. Насчет реализации остальных аким района Канатбек Мадибек полной уверенности выразить не рискнул. Жуалынцы разрабатывают пять, мойынкумцы - четыре.
- Сегодня для развития малого и среднего бизнеса создаются все условия, необходимо их использовать. Управлению предпринимательства и промышленности совместно с акиматом Тараза поручаю навести порядок на всех рынках. Стихийной торговли не должно быть в принципе, - акцентировал в заключение глава региона.
Дархан БАЙТУОВ