Не дай себя ограбить. Почему нельзя доверять «помогайкам»
Не дай себя ограбить. Почему нельзя доверять «помогайкам»
Почему нельзя доверять «помогайкам»
В последние годы на страховом рынке набирает популярность деятельность недобросовестных посредников. Чаще всего к их услугам прибегают для получения страховых выплат по обязательному автострахованию при дорожно-транспортном происшествии, но по итогу остаются ни с чем. Деятельность так называемых «помогаек» стала одной из главных проблем страхового рынка Казахстана. Чтобы вызвать доверие, они чаще всего представляются юристами, чем значительно портят репутацию последних. Мошенники пользуются неосведомленностью пострадавших граждан и вводят их в заблуждение, рассказывая о том, что самостоятельно получить выплату от страховой организации невозможно. Чтобы не попасться на эту удочку, нужно понимать, как на самом деле действуют посредники и почему лучше обратиться к страховому омбудсмену. Простая схема Автостраховка - самый массовый продукт. Неудивительно, что между водителями и страховщиками порой возникают споры о размерах выплат после дорожно-транспортного происшествия. На почве конфликта интересов и появились посредники, предоставляющие услуги за определенные проценты от страховой выплаты. Так называемые автоюристы выступают на стороне автовладельцев и через суд пытаются увеличить размер страховой выплаты после ДТП. Аргументация строится вокруг разницы при оценке стоимости деталей автотранспорта и его ремонта. Действия и методы страховых посредников, на первый взгляд, эффективны. Суд может решить, что страховая компания должна произвести доплату. По данным судебного кабинета, ее размер, в случае успеха, составляет 10 или даже 20 процентов от основной выплаты. Однако вознаграждение за услуги отдельных страховых посредников может достигать 30-50 процентов от суммы страховой выплаты. Выиграв суд и отдав гонорар посреднику, автовладелец в лучшем случае не потеряет ничего, кроме времени. Чаще он лишается части страховой выплаты, которую получил бы без вмешательства третьих лиц. При проведении процедуры заслушивания и по показаниям физических лиц в суде выгодоприобретатели сообщают о том, что им неизвестен институт страхового омбудсмена, и они обращаются к посредникам на платной основе. На деле же «помогайки», не оказывая фактически юридических или консультационных услуг и вводя в заблуждение граждан, забирают себе до половины страховой выплаты, положенной по закону выгодоприобретателю. Пользуясь доверчивостью, недобросовестные люди обогащаются за счет честных граждан. При этом такие их услуги превратились в отработанную схему получения легких денег, где число автовладельцев, недополучивших законные выплаты, растет из года в год. В итоге деятельность «помогаек» не только наносит материальный ущерб гражданам, но и подрывает доверие к страхованию, поскольку они создают видимость того, что без их помощи получить страховую выплату сложно. Нередки случаи, когда после дорожно-транспортного происшествия со смертельным исходом «помогайки» обращаются к родственникам потерпевшего, обещая оказать содействие в получении денег от страховой компании. Так, если у погибшего в ДТП были на иждивении дети или родители, по закону им положена страховая выплата в размере 2000 месячных расчетных показателей, что на сегодняшний день составляет 7,4 миллиона тенге. «Помогайки» заключают с ними договор и оформляют доверенность на получение страховой выплаты. Посреднические услуги в данном случае сводятся к передаче документов от родственников пострадавшего в страховую компанию. Половину суммы или более посредники оставляют себе, и это несоизмеримо объему оказанных услуг. Стоит отметить, что за осуществление страховщиками страховых выплат комиссии и сборы не предусмотрены. Согласно пункту 4 статьи 817 Гражданского кодекса РК, доказывание наступления страхового случая, а также причиненных им убытков лежит на страхователе. Гражданам нужно обратить внимание на то, что при наступлении страхового случая страховая организация обязана произвести страховую выплату в размере, порядке и сроки, установленные действующим законодательством в сфере страхования. При ДТП с летальным исходом право на получение единовременной выплаты есть у иждивенцев умершего лица: детей или родственников, которые были у него на иждивении, лица, имеющего право на возмещение вреда в связи со смертью пострадавшего. Согласно изменениям в законодательстве, с начала текущего года казахстанцы для урегулирования разногласий со страховщиками до обращения в суд должны обратиться к страховому омбудсмену. То есть заявитель, у которого имеется неразрешенный страховой спор, должен в обязательном порядке обратиться к страховому омбудсмену для его урегулирования. Нововведение существенно облегчило гражданам процедуру разрешения споров со страховыми организациями. Большинство автолюбителей об этом за минувшие четыре месяца так и не узнали и уж тем более не столкнулись с таким случаем. Так кто такой страховой омбудсмен и чем занимается? Страховой омбудсмен - это независимое в своей деятельности физическое лицо, деятельность которого направлена на разрешение страховых споров физических и юридических лиц со страховыми компаниями. Страховой омбудсмен рассматривает споры по всем классам добровольного и обязательного страхования. Но есть небольшое ограничение - сумма требований по спорам не может превышать 10 тысяч МРП, что составляет на 2024 год 36,9 миллиона тенге. Юридические лица, являющиеся субъектами среднего и крупного бизнеса, вправе обращаться к омбудсмену только по классу обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельца транспортного средства. Итак, после поступления дела в его руки страховой омбудсмен рассматривает спор в течение двух месяцев и выносит решение. Решение страхового омбудсмена обязательно к исполнению страховщиком. При этом рассмотрение спора осуществляется безвозмездно, никаких пошлин оплачивать не нужно, нужно только подать соответствующее заявление, если имеется страховой спор. Порядок обращения Если вы попадете в неприятную ситуацию, полезно будет знать алгоритм обращения к страховому омбудсмену. За три дня до обращения заявителю необходимо уведомить страховую компанию. Это делается, чтобы предоставить страховой компании возможность урегулировать спор. Через три дня после подачи извещения в страховую компанию, если дело не сдвинулось с мертвой точки, гражданин вправе подать заявление к омбудсмену. Популярность страхового обмудсмена растет с каждым годом, например, в 2022 году к нему поступили 1418 заявлений, а в 2023 году граждане оставили уже 2147 заявлений. Оставить свою заявку можно разными способами. Жители Алматы, например, могут сделать это, передав его напрямую, ведь омбудсмен находится именно там. Для остальных казахстанцев доступны три удаленных способа. Первый - через страховую компанию, второй - заявление на сайте страхового омбудсмена fomb.kz. И третий способ - это отправить свое заявление на электронную почту info@fomb.kz, посмотреть образец и скачать форму можно на сайте. В январе 2024 года были внедрены CRM-система рассмотрения страховых споров и форма подачи заявления посредством сайта омбудсмена. По статистике сейчас 80-85 процентов заявлений подаются именно через интернет-ресурс. По результатам рассмотрения страхового спора страховой омбудсмен выносит решение, которое направляется заявителю. Заявитель может согласиться с данным решением, и тогда страховая компания обязана исполнить его. В то же время заявитель вправе не согласиться с решением страхового омбудсмена и подать иск в суд в отношении страховщика. В этом случае решение омбудсмена является необязательным для заявителя. При подаче иска необходимо приложить решение омбудсмена как документ, подтверждающий обязательное досудебное урегулирование спора у омбудсмена. Суд рассматривает спор на основании поступившего иска и приложенных документов. Только 10-20 процентов споров далее идут в суд, что позволяет потребителям страхового рынка в более простой форме и в кратчайшие сроки безвозмездно получить решение по страховому спору, которое может с высокой долей вероятности удовлетворить его. Хотя, конечно, имеются кейсы, по которым страховой омбудсмен выносит решения об отказе. Офис страхового омбудсмена постоянно совершенствует процедуры и процессы, позволяющие качественно и оперативно рассмотреть страховые споры. Поэтому лучше не обращаться к сомнительным посредникам, которые активизировали свою деятельность на страховом рынке, а урегулировать спор со страховым омбудсменом.Подготовил Алексей ПОЛЯКОВ