Реальные истории. Каждый день появляются новые способы запугивания доверчивых граждан
Реальные истории. Каждый день появляются новые способы запугивания доверчивых граждан
Каждый день появляются новые способы запугивания доверчивых граждан
Недавно в социальных сетях обсуждалось резонансное дело. Пользовательница интернет-ресурса Fingramota.kz поделилась очередной схемой мошенничества, с которой она столкнулась. Ей позвонили якобы сотрудники Национального Банка РК и уговаривали оформить кредит. Как аферисты вводят людей в заблуждение Мошенники уже не просто обзванивают граждан под видом сотрудников государственных органов, полиции и других структур. Они совершают точечные атаки. После того, как потенциальная жертва определена, информация о ней, включая наличие кредитов в банках и микрофинансовых организациях, а также номера телефонов, известна, преступники начинают свою «операцию». Так случилось и с подписчицей Fingramota.kz. Позвонили, представились «сотрудниками» Нацбанка, сослались на статьи Уголовного кодекса РК и настоятельно просили соблюдать условия конфиденциальности. Под предлогом проведения операций или разбирательств злоумышленники переадресовывают звонки на своих «коллег», тоже псевдоработников госорганов и структур. Преступники заранее на фирменном бланке той организации, от имени которой они представляются, с использованием логотипа и элементов брендбука, печатями, подписями уполномоченных лиц, высылают информацию о себе и кредитах потенциальной жертвы. Это якобы справка, подтверждающая «полномочия» мошенника как представителя «финансового контроля» организации, а также фиктивный кредитный договор, заключенный между заемщиком-жертвой и банками, в которых ранее были оформлены банковские займы или микрокредиты. Подобные документы зачастую содержат детальную информацию о наличии или погашении кредитной задолженности, а также движении денежных средств. Что нужно преступникам Конечно же, все действия злоумышленников направлены на то, чтобы обогатиться за счет доверчивых граждан. Социальные инженеры пытаются завоевать доверие казахстанцев, удержать их внимание, поэтому при необходимости они могут и запугать, оказывая постоянное психологическое давление. Преступники торопят и настаивают, чтобы жертва оформила «спасительный кредит». Следуя инструкциям злоумышленников, некоторые граждане добровольно идут в отделения банков, чтобы взять кредит, а потом перенаправляют денежные средства на мошеннические счета. Аферисты также могут попросить переслать поступающие на мобильный телефон SMS-коды, перейти по вредоносной ссылке, активировать новые функции в мессенджере, скачать приложения типа AnyDesk, TeamViewer, предоставляющие удаленный доступ к их устройствам и далее – к мобильным финансовым приложениям. Верить им нельзя! Помните, что всегда нужно сохранять бдительность. При поступлении телефонных звонков от якобы сотрудников правоохранительной системы, Национального Банка необходимо прервать разговор и не принимать участие в каких-либо разбирательствах или проведении операций. Знайте, что правоохранительные органы Казахстана не проводят такие операции, а Национальный Банк не обслуживает физические лица и не проводит денежные расчеты с населением, поэтому его представители не будут рассылать через мессенджеры фейковую информацию и поддельные документы. Если вам отправляют различные документы от якобы государственных органов и иных организаций, то блокируйте эти сообщения, не переходите по сомнительным ссылкам – это фишинг. Не верьте третьим лицам, которые настаивают взять кредит под разными предлогами. Если вы все же оказались в отделении банка или микрофинансовой организации, то сообщите сотруднику кредитной организации о своей ситуации, расскажите об операции, в которую вас вовлекают неизвестные. Позвоните родственникам, друзьям, коллегам, попросите их совета. Запомните номер call-центра Агентства по регулированию и развитию финансового рынка 1459, где вам также окажут консультации по противодействию мошенничеству. Предайте огласке такие случаи, сообщите о них в организацию, от чьего имени действуют мошенники, опубликуйте посты в социальных сетях, чтобы другие граждане тоже были осведомлены, поделитесь информацией через мобильное приложение Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Fingramota Online.Подготовил Алексей ПОЛЯКОВ