Образование играет ключевую роль в решении экологических проблем
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в Послании народу страны «Конструктивный общественный диалог - основа стабильности и процветания Казахстана» поручил Правительству активизировать работу по улучшению экологии, расширению использования возобновляемых источников энергии, культивированию бережного отношения к природе. Среди 10 глобальных вызовов четыре связаны с вопросами «зеленой» экономики и сбережения природного капитала: нарастающий дефицит водных ресурсов, внедрение «зеленых» технологий в энергетике, продовольственная безопасность, исчерпаемость природных ресурсов. Нынешняя экологическая ситуация вызывает у меня тревогу. В последние годы серьезными проблемами по всей стране стали загрязнение воздуха, дефицит водных ресурсов, деградация земель, чрезвычайные ситуации природного характера, увеличение объемов отходов. Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воде, почве, воздухе, в продуктах питания завышены. Здоровье населения ухудшается в результате загрязнения окружающей среды, что приводит к распаду генома человека. Эксперты ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения считают, что жизнеспособность народа зависит от социально-экономической политики правительства и экологической ситуации в стране. Коэффициент жизнеспособности измеряется по пятибалльной шкале и характеризует генофонд, физиологическое и интеллектуальное развитие, ситуацию в науке. Согласно исследованиям ЮНЕСКО и ВОЗ, пять баллов не имеет ни одна страна в мире, четыре балла получили Швеция, Нидерланды, Бельгия, Дания, три балла - США, Германия. Двойка за жизнестойкость нации означает, что, если государство не будет срочно увеличивать ассигнования на здравоохранение, образование, защиту окружающей среды, то возможно начало необратимого процесса уничтожения генофонда. Такой балл получили Китай, Турция, Бразилия, страны Восточной Европы. Балл ниже 1,4 - по существу, смертный приговор нации. Вследствие постоянного ухудшения экологической ситуации население страны обречено либо на постепенное вымирание, либо на деградацию. «Воспроизводимые» поколения будут отличаться физиологической и интеллектуальной неполноценностью, существуя лишь за счет удовлетворения природных инстинктов. Примерами таких стран являются Чад, Эфиопия, Южный Судан, имеющие балл 1,1-1,3. Центром экологической политики и права при исследовательском Йельском университете в США ежегодно составляется рейтинг самых экологических чистых стран мира. Исследование экологической эффективности измеряет достижения страны с точки зрения состояния экологии и управления природными ресурсами на основе 22 показателей в 10 категориях, которые отражают различные аспекты состояния окружающей природной среды и жизнеспособности ее экологических систем, сохранение биологического разнообразия, противодействие изменению климата, состояние здоровья населения, практику экономической деятельности и степень ее нагрузки на окружающую среду, а также эффективность государственной политики в области экологии. В рейтинге стран по индексу экологической эффективности в 2022 году Казахстан оказался на 92 месте из 178. Республике присвоили индекс 40,9 - чем показатель выше, тем более эффективна страна в сфере экологии. Индекс учитывает такие показатели, как жизнеспособность экосистемы, состояние окружающей среды и оценка изменения климата. Ситуация с экологией лучше в таких странах, как Украина, Беларусь, Армения и Молдова, хуже - в Азербайджане, Узбекистане, России, Таджикистане, Туркменистане и Кыргызстане. Так, у Беларуси - 55 место, Армении - 56, Узбекистана - 107, России - 112, Таджикистана - 117, Туркменистана - 118. На последнем месте в рейтинге находится Индия с 18,9 балла. Необходимо предпринимать срочные меры по защите окружающей среды. Это требует не только финансового обеспечения, но и компетентных кадров. Стране давно требуются инженеры-экологи, и найти их не так-то просто. Представители крупного бизнеса, современные предприятия испытывают потребность в экологах, которые умеют принимать грамотные проектные решения. Чтобы решить проблему с высыханием Арала, Балхаша, Иртыша и других рек и озер, нам нужны инженеры-гидротехники. Чтобы сформировать экологически грамотное поколение, понимающее важность сохранения окружающей среды, необходимо в вузах экологические предметы сделать обязательными для всех студентов. Во многих странах мира образовательные учреждения выдвигают экологическое образование в качестве приоритетного направления и рассмотрение экологических проблем включены во все учебные программы. К примеру, в России руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, обязательно должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Сегодня Таразский региональный университет имени М. Х. Дулати проводит обучение по экологическим специальностям, но их очень мало. Кроме того, не так давно здесь на педагогическом факультете отменили лекции по дисциплинам «Экологическое образование и воспитание» и «Экология и устойчивое развитие». Я считаю, что экологическое образование должно стать обязательным и непрерывным. Экологическую тематику надо интегрировать во все учебные программы. Осуществить эту задумку могут педагоги любых специальностей - экологи, биологи, географы, если только они готовы передавать экологические знания, умения и навыки. Также предлагаю ввести в школьную программу урок экологии в качестве обязательного.Габбас ЗАРУБАЕВ, кандидат технических наук, доцент