Меню

Тяжёлые отношения. Как выстроить конструктивный диалог

Тяжёлые отношения. Как выстроить конструктивный диалог

Тяжёлые отношения.  Как выстроить конструктивный диалог Тяжёлые отношения.  Как выстроить конструктивный диалог
Фото из открытого источника

Как выстроить конструктивный диалог

Коллекторское агентство - организация, специализирующаяся на взыскании задолженности с физических и юридических лиц. Банки и микрофинансовые организации привлекают коллекторские агентства для досудебного взыскания задолженности или могут продать им право требования по просроченному кредиту, и нужно быть готовым к общению с такими специалистами. В Казахстане компания может осуществлять коллекторскую деятельность только после прохождения учетной регистрации в Агентстве по регулированию и развитию финансового рынка. Организация должна быть включена в реестр коллекторских агентств, проверить это можно на сайте регулятора www.gov.kz в разделе «Финансовые рынки». Деятельность коллекторских агентств регулируется Законом РК «О коллекторской деятельности», другими подзаконными нормативными правовыми актами и осуществляется на основании договора о взыскании задолженности, заключенного с кредитором. Все законодательные поправки в отношении деятельности коллекторских агентств направлены прежде всего на цивилизованное выстраивание отношений между должником и коллектором и защищают права и интересы потребителей финансовых услуг. Работая с заемщиком, коллектор должен при каж­дом контакте представляться, сообщать наименование коллекторского агентства и кредитора, сумму и структуру задолженности, а также последствия невыполнения обязательств. При этом у коллектора отсутствует право блокировать банковский счет, производить опись и арест имущества должника, реализовывать продажу данного имущества в рамках исполнительного производства. Это компетенция частных судебных исполнителей. Не позволяйте коллекторам переходить черту закона. Знайте, что они не имеют права распространять сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию лица, с которым взаимодействует агентство, либо разглашать сведения, которые могут причинить имущественный вред интересам данных лиц. Также им нельзя совершать противоправные действия, посягающие на права и свободы лица, с которым взаимодействует коллекторское агентство, ставящие под угрозу их жизнь и здоровье, а также повлекшие причинение данному лицу имущественного и иного вреда. Сразу пресекайте попытки оказывать давление путем угрозы применения насилия либо уничтожения, или повреждения имущества должника, его представителя, третьих лиц, оскорбления, мошенничества, подлога документов, шантажа, принуждающие должника к выполнению обязательств по договору банковского займа или договору о предоставлении микрокредита. Кроме того, работникам коллекторских агентств запрещено вводить лицо, с которым взаимодействует агентство, в заблуждение относительно размера, характера и оснований возникновения задолженности, а также принимать деньги и иное имущество в счет погашения задолженности, за исключением случаев, когда коллекторское агентство является кредитором. Не позволяйте вами манипулировать и не давайте требовать погашения задолженности иным имуществом, кроме денег. В случае разглашения коммерческой или иной охраняемой законами Республики Казахстан информации обратитесь в правоохранительные органы. Если же вы оказались в затруднительном положении, то не нужно избегать коллекторов. Заемщик становится должником, если нарушает условия договора банковского займа, договора о предоставлении микрокредита и допускает просрочку платежа даже на один день. Но при этом должник имеет право получить от кредитора сведения о коллекторском агентстве, осуществляющем досудебное взыскание и урегулирование задолженности, полностью или частично оспорить требования коллекторского агентства, в том числе обратиться в суд. То есть заемщику, имеющему просрочку по кредиту, лучше не избегать общения с взыскателем долгов, а наоборот, вести диалог с ним. Стоит помнить, что после первой просрочки у вас еще есть возможность все исправить: в течение 20 дней с момента выхода заемщика на просрочку банки и микрофинансовые организации должны уведомить его о наличии просрочки, необходимости ее погашения и праве заемщика подать заявление на реструктуризацию займа. Этого требует порядок урегулирования проблемной задолженности по зай­мам и микрокредитам граждан, который действует в Казахстане с 1 октября 2021 года. Если со стороны заемщика не были приняты соответствующие меры по погашению просрочки или не было подано заявление на реструктуризацию займа, финансовая организация может передать долг для взыскания коллектору. Во время досудебных переговоров заемщику предоставляется возможность урегулировать задолженность и предложить свои порядок и сроки возврата задолженности. Для этого в течение 30 дней со дня его уведомления коллекторским агентством стоит обратиться к взыскателям долгов с письменным заявлением об изменении условий договора. В заявлении необходимо раскрыть причины возникновения задолженности, предоставить достоверную информацию о текущем финансовом и социальном состоянии, месте жительства и наличии имущества. Коллекторское агентство в течение 10 календарных дней после получения заявления направляет его кредитору, который рассматривает документ в течение 15 дней и дает свой письменный ответ, согласен ли он с предложениями или нет. Это решение кредитора коллекторское агентство обязано передать должнику в течение 10 дней после получения. В случае нарушения коллекторским агентством правил взаимодействия или применения недобросовестных действий со стороны коллектора, заемщик вправе обратиться с жалобой в Агентство по регулированию и развитию финансового рынка, которое проведет проверку на соблюдение организацией норм законодательства. Если со стороны коллектора были зафиксированы факты давления, запугивания и оскорблений, то необходимо обратиться в правоохранительные органы. Для решения спорных и конфликтных вопросов с коллекторскими агентствами граждане могут оставить заявку на сайте Национальной палаты коллекторов Казахстана stop-collector.kz, связаться по номеру телефона +77075730000 или обратиться в Ассоциацию коллекторов Казахстана по номеру +77765083300.

Подготовил Алексей ПОЛЯКОВ

Самые читаемые статьи недели: