Болевые точки. Не укрывать правонарушения, а упреждать их
Болевые точки. Не укрывать правонарушения, а упреждать их
Не укрывать правонарушения, а упреждать их
В корреспонденции «Безопасность как приоритет» сообщалось, что директора школ, оперативно известившие полицию и акиматы о фактах насилия, имеют шанс повысить свои рейтинги. Так что, от честности представителей администрации школ зависит их карьера. Изменения в рейтинговую оценку руководителей учреждений образования введены неслучайно. На коллегии, где обсуждались вопросы профилактики преступлений среди несовершеннолетних, прокурор Жамбылской области Нургалым Абдиров отметил, что зачастую сведения о травле и избиениях школьников, случаях насилия не выходят за пределы школ. Педагоги и директора умело скрывают проблемы, но только до поры, пока гром не грянет. В Байзакском районе гром грянул 30 апреля: в наружном туалете сельской школы обнаружили труп подростка. Руководитель сообщил о скоропостижной смерти ученика в полицию, добавив, что мальчику стало плохо после урока физкультуры. Однако, по данным прокуратуры Жамбылской области, судебно-медицинская экспертиза выявила истинную причину смерти, наступившей от сильного удара в область груди потерпевшего. - Должностные лица администрации школы руководствовались желанием «не выносить сор из избы». Поэтому в отношении них районный отдел полиции начал досудебное расследование по факту укрывательства преступления, - отметил на коллегии заместитель прокурора области Нурбек Уласбекулы. В целях искоренения практики укрывательства преступлений как раз и предложено пересмотреть принципы оценки администрации школ и поощрять их за выявление антисоциального и опасного для окружающих поведения учащихся и персонала. - Необходимо оперативно выявлять детей, страдающих от буллинга и насилия в семье и в школах, - подчеркнул прокурор области Нургалым Абдиров. - Реализация проекта «Бестерек», направленного на повышение квалификации школьных психологов, в текущем году позволила выявить три случая сексуального насилия над детьми. Однако на эффективности работы психологов негативно отражается их зависимость от директоров школ, которые заинтересованы в неразглашении внутренних проблем. В связи с этим прокурор области предложил вывести психологов из прямого подчинения директорам с передачей в штат областного управления образования. - Формализм в работе уполномоченных органов мешает оперативно выявлять и разрешать конфликтные ситуации среди детей. Очевидно же, что причинами криминальных проявлений в подростковой среде являются отсутствие поддержки и контроля со стороны родителей, влияние негативных моделей поведения, неэффективная профилактическая работа педагогов, отделов образования, полиции, - сказал Нургалым Абдиров. - Неосведомленность акиматов и правоохранительных органов о реальной ситуации в учреждениях образования не позволяет своевременно реагировать на риски преступлений и суицидов. Сложившаяся ситуация потребовала непосредственного вмешательства прокуроров. Путем опроса детей сотрудники надзорного органа выяснили, что факты антисоциального поведения имели место в 43 школах области. В частности, выявлены 119 неформальных лидеров. Кроме того, поступили 595 анонимных сообщений о случаях буллинга и вымогательства. Каждый из этих фактов обработан и взят на особый профилактический контроль в учреждениях образования и правоохранительных органах. Неудовлетворительной признана работа территориальных комиссий по делам несовершеннолетних. Фактически учет неблагополучных детей ведется по фактам правонарушений, трагических случаев, а предупредительные меры не принимаются. Так, в отделах полиции на учете состоят 363 юных жамбылцев, совершивших правонарушения, однако профилактические сведения о детях, склонных к противоправным действиям, отсутствуют. Поэтому прокуратура области предложила комиссиям вести профилактический учет детей с девиантным поведением или находящихся в сложной жизненной ситуации. От эффективности работы сотрудников комиссий так же, как в случае с директорами и завучами школ, будет зависеть оценка их KPI (Key performance indicator) - показателя достижения успеха и целей.Подготовила Гульжан АСАНОВА