Гражданина можно воспитать общими усилиями
Старшее поколение казахстанцев часто вспоминает деятельность прежних детско-юношеских организаций, которые учили детей общению, взаимодействию, дружбе, давали возможность выполнять задания в группе. Эти организации хорошо работали, потому что были нацелены развивать у детей знания, умения, навыки. И нынче воспитание и образование должно опираться на устойчивую опору из четырех взаимосвязанных аспектов: знаний, умений-навыков, систему ценностей, методологию исследовательского участия и взаимодействия. Без этого личность ребенка остается незавершенной, недоразвитой. Сейчас в отдельных коллективах твердят о слабой мотивации в воспитасии и обучении, трудных детях, о детях якобы врожденной фрустрацией и так далее. Однако все это придумали сами взрослые, чтобы оправдать собственное равнодушие либо бессилие, переложить свою работу и заботу на плечи других. Они равнодушно смотрят, как дети пользуются сомнительной продукцией в интернет-клубах и соцсетях, теряя жизненные ориентиры. Вспомним тот период, когда в педагогический вуз было легко поступить: проходной балл был самым низким. В систему образования набирали всех, кто не поступил на престижные факультеты: юриспруденцию, экономику. То есть по остаточному принципу. Могут ли такие специалисты работать с детьми?.. Поэтому вопрос о трудных детях и остается открытым. Ведь время показывает: трудных детей нет, фрустрационных не надо отталкивать, нервозным, чувствительным надо помогать, поддерживать их.… Ведь на самом деле каждый из них - личность. Почему бы нам не взять за основу опыт Финляндии, Японии? Там очень высокая степень ответственности за воспитание детей возложена на семью. С 2000 года в этих странах принято решение на законодательном уровне: детям до трех лет не разрешать смотреть телевизоры, играть в смартфоне. С трех лет строго контролируется продолжительность времени у экрана телевизора, так как длительный просмотр пагубно влияет на здоровье детей. Что нужно нашим детям? Вера, надежда, любовь и знания! Именно это нужно ученикам от учителей, родителей и от всех взрослых. Ребенок будет именно таким, каково окружение в семье, школе, обществе. Чтобы сформировать общество самодостаточных граждан, где каждого уважают и каждому доверяют, где каждый несет ответственность за себя и добивается успеха и счастья, надо по-настоящему наладить деятельность детско-юношеских организаций «Жас Қыран», «Жас Ұлан», «Жас медиатор», волонтеров и других. Золотые слова одного из основоположников теории когнитивного развития психолога Жана Пиаже должны быть в сердце и душе каждого человека: «Ребенок - непревзойденный гений среди множества серых людей». Он помог педагогам научно обосновать актуальность скаутского движения на основе теории социализации. И сейчас руководители скаутского движения за рубежом работают в школах и колледжах (по статусу их деятельность приравнивается и соответствует функциональным обязанностям наших завучей по воспитательной и правовой работе). Дополнительно разработаны методы деятельности медиаторской службы. Организаторы скаутского движения умело мотивируют детей. Ребята занимаются в спортивных, туристических секциях, театральных, хоровых кружках, уроках вязания, моделирования, программирования и других. И наряду со скаутским движением прочно зарождается служба школьной медиации для укрепления порядка, дисциплины, правовой культуры как среди обучающихся, их родителей, так и в учебных трудовых коллективах. Проходят годы, а скаутское движение и служба школьной медиации на Западе набирают все большую популярность, несмотря на кризисы, потому что в основе их модели заложена деятельность, основанная на принципах гуманистического учения. Выходцами скаутского движения, модернизированных школ Марии Монтессори, Хорхе Ливрага Риццы и других являются политики, парламентарии, ученые, государственные деятели разных стран, которые еще в детстве учились овладевать прогрессивными технологиями гражданского строительства. У нас же, к сожалению, в некоторых учреждениях образования о детско-юношеских организациях, их атрибутах и ритуалах в основном вспоминают только по праздникам. И они ничего не добиваются, потому что все это - пустое времяпровождение. И самый большой промах - всю самоуправленческую работу переложили на плечи вожатых, психологов. Где же представители административного управления? Только качественная организация воспитательной работы улучшит процессы гражданского становления, социализации детей. Но для этого нужны организаторы, умеющие определять цели деятельности. Наряду с этим и школьное самоуправление можно определить как созидательную, глобальную и миротворческую работу по организации деятельности детей, обеспечивающую их развитие для достижения значимых целей. Целью педагогической деятельности является формирование у учащегося готовности к участию в управлении обществом. К сожалению, анализ показывает, что в общеобразовательных учреждениях районов школьное самоуправление находится на низком уровне. Смогут ли вожатый или психолог полноценно организовать деятельность разновозрастных детско-юношеских организаций? Нет! Отдельные администраторы образовательных учреждений почему-то считают, что этим должны заниматься внешкольные учебные заведения, дополнительные образовательные центры. Но они в основном сосредоточены в областных и районных центрах. Их посещают в основном 10-15 процентов учащихся школ. Большинство же сельских и городских школ не всегда охватываются самоуправленческой деятельностью. Из-за слабой деятельности детско-юношеских организаций в школах нет качественного результата воспитательной работы. Отсюда фрустрационные настроения у детей, тревожность, нервозность, фобии, что в конечном итоге приводит к потере жизненных ориентиров, жестокости, а порой к суициду… Для улучшения взаимодополняющей деятельности детско-юношеских организаций и службы школьной медиации необходимо создание благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации личности, умеющей принимать решения и нести ответственность за свои поступки. Важна также профилактика агрессивных и асоциальных проявлений, издевательств в образовательной среде. Педагогам следует акцентировать внимание на воспитании культуры конструктивного поведения, основанной на медиативном подходе. А базируется она на общечеловеческих ценностях: признании уникальности личности каждого человека, взаимном принятии, уважении права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту интересов без причинения вреда окружающим. Приоритеты воспитательной работы - формирование духовно-нравственного потенциала детей и подростков на основе правовых знаний, истории, культуры взаимоотношений, повышении общественной активности обучающихся, семьи, социума; создание позитивных условий для интеллектуального, правового, социального развития членов детского коллектива. Важно стремиться к повышению статуса, престижа молодежных и детских общественных организации «Юный медиатор», «Жас Ұлан», «Жас Отан» и других через программы духовного развития. С чего начать? Время доказало: процессы воспитания и обучения неразрывны и взаимосвязаны между собой. И поэтому необходимо наладить системный подход и взаимодействие школы и детско-юношеских организаций. При проведении зональных, районных, областных мероприятий школам необходимо организовывать деятельность в содружестве с общественными и неправительственными организациями, правоохранительными, местными исполнительными и другими государственными органами. Анализ текущей деятельности в учреждениях образования указывает на отсутствие надлежащей работы по вышеуказанным направлениям. Администрации и педколлективы зачастую в поте лица трудятся над красивым оформлением бумаг для проверяющих. А именно в таких школах происходят споры, конфликты, правонарушения. Академик Макпал Джадрина отмечает, что обучать и приучать детей к самоанализу и самовыражению - дело долгое и трудное, оно требует от взрослых большого мастерства и терпения, хороших навыков коммуникации. Зато так создается и укрепляется атмосфера сотрудничества педагогов и школьников. Это еще и один из способов самоутверждения: ребята, активно проявляющие свои навыки и возможности, чувствуют себя личностями в школе, семье, обществе. И чтобы помочь ребенку, необходимо видение, построенное на позитивном, гуманитарном потенциале, которое признает уникальность личности, направлено на воспитание гражданской позиции и принятие общечеловеческих ценностей. Когда дети знают, что их труд важен и ценен для общества, они и ведут себя достойно, и учатся старательно, и чувствуют себя счастливыми. - Вспомним великих просветителей аль-Фараби, Юсупа Баласагуни, Абая Кунанбаева, которые считали, что человека украшают знания, внутренняя культура, пытливость ума, умение строить добрые отношения с обществом и навыки самовоспитания. Издревле симбиоз гражданского воспитания в духе общечеловеческих идеалов и привития национальных ценностей служит дальнейшему развитию общества. Поэтому так важно организовать деятельность детско-юношеского самоуправления, чтобы, взрослея, дети становились зрелыми членами общества, а не инфантильными переростками. Недаром восточная пословица гласит: «Если вы заглядываете на год вперед, сажайте рис. Если вы заглядываете на десять лет вперед, сажайте деревья. Если вы заглядываете вперед на всю жизнь, воспитывайте человека».Гайни КОШЕКБАЕВА, медиатор АНК Жамбылской области, руководитель группы «Үгіт-насихат» Байзакского района