Каждый найдёт там своё отражение
В Жамбылском областном русском драматическом театре с огромным успехом прошла премьера спектакля «Анна Каренина» в постановке приглашенного в Тараз в рамках культурного сотрудничества белорусского режиссера Даниила Филипповича. Хореографом-постановщиком выступил прибывший с ним Вадзим Дубовик, а художником-постановщиком стала Рахат Сапаралиева. Режиссер спектакля Даниил Филиппович акцентирует внимание на главной проблеме героев - их неспособности вести настоящий диалог: они умеют говорить, но не умеют разговаривать. Итак, вспомним роман Льва Николаевича Толстого: действие происходит то в Петербурге, то в Москве, то в дороге между двумя городами. Дворянская лень высшего света, высмеянная Толстым в романе, отлично показана зрителям в спектакле «Анна Каренина» на жамбылской сцене уже в первых действиях. При встрече Левин (его роль удивительно образно исполнил Адилет Кулмурзаев) и Облонский (актер Иван Иванов) разговаривают и курят, и им даже пепел самим не надо стряхивать, за них это делают слуги. Для зрителей раскрываются подробности отношений трех пар героев: Кити (Анель Радионова) и Левина, Долли (Марина Просалович) и Облонского, Анны (Ксения Майнашева) и Вронского (Виктор Майнашев), одновременно сюжетные линии трех разных женских характеров и судеб. Семья во многом держится на женщине, на ее умении строить любовные отношения с супругом. В XIX веке развод был редким явлением. Насквозь патриархальное общество сурово осуждало и презирало женщин, которые осмеливались оставить семью ради другого мужчины, изменить мужу. Жамбылские актеры играют свои роли столь блестяще, что каждый зритель невольно задается вопросами: а что изменилось с той поры? А сейчас у женщин больше прав даже при всем расцвете эмансипации? А в наше время измену мужу толпа не осудит? Отмечу, что в спектакле нет смены декораций. О том, где и как все происходит, зрителю дают понять лишь определенными штрихами, реквизитом, звуками, спецэффектами. Все пространственное решение спектакля - это комната Анны Карениной, создающей свой мир иллюзий. Создатели постановки далеки от буквального воспроизведения романа: их цель - исследовать глубину отношений героев, затрагивая при этом главный вопрос: требует ли наша собственная жизнь смены предлагаемых обстоятельств, чтобы достичь счастья? Интересны и костюмы героев, в их одежде неспроста преобладают три цвета: красный, серый и черный, словно огненная страсть, как у Анны и Вронского, серые будни, как у Долли и Облонского, черная рутина, как у Кити и Левина, которые в итоге все же женятся. Да, любовь может быть разной, но это не только удовольствие, это также и творчество, это и диалог, и рутина, и непрерывная работа над своей душой, это и скучные будни. Еще потом добавляется белый цвет - как некий знак идеала, несбыточной мечты о светлом и прекрасном чувстве. Цветовые решения переданы также разноцветными воздушными шарами, которые выбирают герои в конце пьесы. Замечательно подобран и реквизит для этого спектакля: серые подушки, что выступают и как символ лени и комфорта, и как своеобразные «кирпичики пепла» от обгоревших свечей тысяч душ, из которых строится все общество. Репризой в постановке звучит детская считалка: «Раз, два, три, четыре, пять, мы идем тебя искать!» - несколько раз окликают Анну Каренину второстепенные персонажи, хлопая в ладоши. Зрители понимают, что Анна потеряна для самой себя и для общества, от нее постепенно все друзья, знакомые, родственники отворачиваются. Гибнет ли Анна под колесами поезда - этот вопрос также остается у Даниила Филипповича открытым, впрочем, как и у самого Льва Толстого. - Основная идея спектакля в том, что для сохранения любви иногда необходимо вовремя расстаться. К сожалению, сегодня, как и много лет назад, мы часто доводим обстоятельства до точки невозврата, после которой уже нет пути назад, - говорит режиссер. Финальная сцена спектакля с зеркалом в руках у Анны Карениной напоминает о том, что роман Льва Толстого называли зеркалом эпохи. А какой именно эпохи - решать и судить зрителям…Лариса ГУБАШЕВА, фото Юрия КИМА