Меню

Зеркало общества. Каждый найдёт там своё отражение

Зеркало общества. Каждый найдёт там своё отражение

Зеркало общества.  Каждый найдёт там своё отражение Зеркало общества.  Каждый найдёт там своё отражение
Фото из открытого источника

 width=Каждый найдёт там своё отражение

В Жамбылском областном русском драматическом театре с огромным успехом прошла премьера спектакля «Анна Каренина» в постановке приглашенного в Тараз в рамках культурного сотрудничества белорусского режиссера Даниила Филипповича. Хореографом-постановщиком выступил прибывший с ним Вадзим Дубовик, а художником-постановщиком стала Рахат Сапаралиева. Режиссер спектакля Даниил Филиппович акцентирует внимание на главной проблеме героев - их неспособности вести настоящий диалог: они умеют говорить, но не умеют разговаривать. Итак, вспомним роман Льва Николаевича Толстого: действие происходит то в Петербурге, то в Москве, то в дороге между двумя городами. Дворянская лень высшего света, высмеянная Толстым в романе, отлично показана зрителям в спектакле «Анна Каренина» на жамбылской сцене уже в первых действиях. При встрече Левин (его роль удивительно образно исполнил Адилет Кулмурзаев) и Облонский (актер Иван Иванов) разговаривают и курят, и им даже пепел самим не надо стряхивать, за них это делают слуги. Для зрителей раскрываются подробности отношений трех пар героев: Кити (Анель Радионова) и Левина, Долли (Марина Просалович) и Облонского, Анны (Ксения Майнашева) и Вронского (Виктор Майнашев), одновременно сюжетные линии трех разных женских характеров и судеб. Семья во многом держится на женщине, на ее умении строить любовные отношения с супругом. В XIX веке развод был редким явлением. Насквозь патриархальное общество сурово осуждало и презирало женщин, которые осмеливались оставить семью ради другого мужчины, изменить мужу. Жамбылские актеры играют свои роли столь блестяще, что каждый зритель невольно задается вопросами: а что изменилось с той поры? А сейчас у женщин больше прав даже при всем расцвете эмансипации? А в наше время измену мужу толпа не осудит? Отмечу, что в спектакле нет смены декораций. О том, где и как все происходит, зрителю дают понять лишь определенными штрихами, реквизитом, звуками, спецэффектами. Все пространственное решение спектакля - это комната Анны Карениной, создающей свой мир иллюзий. Создатели постановки далеки от буквального воспроизведения романа: их цель - исследовать глубину отношений героев, затрагивая при этом главный вопрос: требует ли наша собственная жизнь смены предлагаемых обстоятельств, чтобы достичь счастья? Интересны и костюмы героев, в их одежде неспроста преобладают три цвета: красный, серый и черный, словно огненная страсть, как у Анны и Вронского, серые будни, как у Долли и Облонского, черная рутина, как у Кити и Левина, которые в итоге все же женятся. Да, любовь может быть разной, но это не только удовольствие, это также и творчество, это и диалог, и рутина, и непрерывная работа над своей душой, это и скучные будни. Еще потом добавляется белый цвет - как некий знак идеала, несбыточной мечты о светлом и прекрасном чувстве. Цветовые решения переданы также разноцветными воздушными шарами, которые выбирают герои в конце пьесы. Замечательно подобран и реквизит для этого спектакля: серые подушки, что выступают и как символ лени и комфорта, и как своеобразные «кирпичики пепла» от обгоревших свечей тысяч душ, из которых строится все общество. Репризой в постановке звучит детская считалка: «Раз, два, три, четыре, пять, мы идем тебя искать!» - несколько раз окликают Анну Каренину второстепенные персонажи, хлопая в ладоши. Зрители понимают, что Анна потеряна для самой себя и для общества, от нее постепенно все друзья, знакомые, родственники отворачиваются. Гибнет ли Анна под колесами поезда - этот вопрос также остается у Даниила Филипповича открытым, впрочем, как и у самого Льва Толстого. - Основная идея спектакля в том, что для сохранения любви иногда необходимо вовремя расстаться. К сожалению, сегодня, как и много лет назад, мы часто доводим обстоятельства до точки невозврата, после которой уже нет пути назад, - говорит режиссер. Финальная сцена спектакля с зеркалом в руках у Анны Карениной напоминает о том, что роман Льва Толстого называли зеркалом эпохи. А какой именно эпохи - решать и судить зрителям…

Лариса ГУБАШЕВА, фото Юрия КИМА

Самые читаемые статьи недели: