День домбры Казахстан ежегодно отмечает в первое воскресенье июля. Он входит в список праздничных дат, которые утвердило Правительство РК в целях консолидации общества вокруг идеи сохранения и возрождения национальной культуры и идентичности.
В этот день каждый сможет проникнуться атмосферой, которую создает удивительный инструмент. Проходят концерты, выставки книг о знаменитых кюйши. Во время праздника молодежи и детям показывают и рассказывают, как играть на домбре, проводят мастер-классы по изготовлению музыкального инструмента.
Древнее происхождение
Музыкальные щипковые инструменты присутствуют в культуре всех тюркских народов под схожими названиями. Их устройство предполагает происхождение от одного общего прототипа. В Казахстане в 1989 году на сопке Майтобе (Алматинская область) археологи обнаружили уникальные наскальные рисунки - фигурки людей, танцующих вокруг инструмента, поразительно схожего с нынешней домброй. Рисунки датируются периодом неолита, около четырех тысяч лет назад. Терракотовые фигурки музыкантов, которые были обнаружены при археологических раскопках Хорезма, свидетельствуют, что щипковый инструмент был распространен 2000 лет назад среди ранних кочевников на территории Казахстана.
Легенды о домбре
Любовь к домбре породила множество легенд о ее происхождении. История повествует о хане, у которого погиб любимый сын. Подданные не сообщали владыке об этом из страха быть умерщвленными за плохую весть. Их выручил мастер, который быстро создал струнный инструмент и исполнил на нем особое произведение. Во время игры на инструменте человек не сказал ни слова, наказать его хан не мог. Расплавленный свинец вылили на инструмент, который поведал трагическую новость. Так в домбре было прожжено отверстие, ставшее элементом, необходимым для звучания.
Инструмент с региональными отличиями
Конструкция домбры проста: корпус (шанак), дека (какпак), струны и ряд дополнительных элементов. Но в разных регионах инструмент немного отличается. В прикаспийских степях домбра имеет округлую каплевидную форму и длинную тонкую шейку. В центральных и восточных регионах у домбры плоская нижняя дека и короткая толстая шейка. Первая форма самая известная и широко распространенная. Особенности второй продиктованы тем, что домбра служила только для сопровождения исполнения песен. Плоской стороной певцы прижимали ее к телу, чтобы не заглушать голос человека. Традиционно для инструмента брали жильные струны, которые вырабатывали особым способом из бараньих или козьих кишок. При этом предпочтение отдавалось овцам, которые паслись на засоленных пастбищах. Натуральные струны дают низкий звук с особым колоритом. Для исполнения оркестровых произведений такие струны не подходят. Их пробовали заменить шелковыми или капроновыми. В современной домбре используют струны из лески, которые дают яркий и сильный звук.
Вечная спутница казахов
На протяжении многих веков домбра была спутником кочевников-скотоводов. В каждой юрте она висела на почетном месте. Дети с раннего возраста обучались игре на инструменте - миниатюрной домбре шинкилдеке. Долгие странствия по степи способствовали развитию созерцательности, а музицирование удовлетворяло духовные потребности. Музыка служила еще и средством общения, часто сопровождалась словами. Кочевник рассказывал о себе, откуда и куда он направляется, что видел в пути. Такое единство отражено в широко известной пословице «Настоящий казах - не казах, а настоящий казах - домбра».
Золотой век
В музыкальной культуре Казахстана XIX век считается золотым веком домбры. Именно в этот период были созданы выдающиеся произведения казахских композиторов для этого инструмента. Один из великих домбристов-виртуозов и талантливых создателей музыкальных произведений - Курмангазы Сагырбайулы (1823-1896). Сохранилось более 60 созданных им кюев, среди которых такие шедевры, как «Адай» и «Сарыарка». В них казахи узнают звуки степи, шелест трав, вольный ветер и ржание лошадей. Последователем и ученицей Курмангазы была Дина Нурпеисова (1861-1955). С детства она была известна своим редким музыкальным даром игры на домбре. Талантливую девятилетнюю девочку приезжал слушать и благословил сам мастер.
Домбра включена в Список ЮНЕСКО
В 2014 году казахский национальный музыкальный инструмент и кюи - произведения для него были включены в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО. Инструмент получил мировое признание благодаря тому, что его музыка на духовном и эмоциональном уровне связывает людей с их историческими корнями. Истории и легенды, которые сопровождаются музыкой домбры, укрепляют идентичность людей.
Увековечена в памятниках
Инструмент занимает в казахской культуре особое место. Домбра воплощена во многих памятниках в Казахстане. Авторы памятника Курмангазы в Астане изобразили в его руках точную копию личного инструмента композитора. Дина Нурпеисова с домброй в руках представлена в бронзовом памятнике в столице. Со своим инструментом воплощен в памятнике акын Жамбыл Жабаев. В столице есть бронзовая скульптура «Астана» - девушка в национальном костюме с домброй. Памятник домбре высотой шесть метров возведен в Актобе. В Экибастузе домбра увековечена в 11-метровом памятнике. В Таразе также есть памятник домбре высотой 7,5 метра, установленный в 2020 году перед зданием Международного Таразского инновационного института имени Ш. Муртазы. Десятиметровая домбра с настоящими струнами также есть в Международном центре приграничного сотрудничества «Хоргос» в Китае, на ней можно даже поиграть.
В Книге рекордов Гиннесса
В 2010 году казахи, проживающие в Китае, потрясли музыкальный мир исполнением казахского кюя «Кеңес». В концерте одновременно участвовали свыше 10 тысяч исполнителей. Самый массовый урок игры на домбре состоялся 24 мая 2022 года в Астане. Это единственный в мире случай, когда на казахском национальном инструменте играли одновременно 984 ученика одной школы. Дирижировал уникальным концертом заслуженный деятель культуры РК Айтжан Токтаган. Исполнялись такие известные произведения, как «Сарыарка», «Балбырауын», «Жастар бий», «Еркем-ай». Уникальный случай был зарегистрирован наблюдателями и внесен в Книгу рекордов Гиннесса.
Татьяна МАРЦЕНЮК, фото Юрия КИМА