Восстановить доверие граждан. Создаются каналы для открытого и прозрачного общения
Знамя труда
Восстановить доверие граждан. Создаются каналы для открытого и прозрачного общения
Создаются каналы для открытого и прозрачного общения
В 2019 году Президент страны Касым-Жомарт Токаев объявил о масштабных реформах, призванных изменить взаимоотношения власти и общества. У граждан появились совершенно новые каналы коммуникаций для взаимодействия с госорганами, особо актуальные в процессе принятия политических решений, сообщает Zakon.kz.
По словам главного эксперта отдела стратегического анализа Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК Айданы Акесиной, Концепция «Слышащее государство» достаточно эффективно развивается, и власть страны демонстрирует все большую и большую прозрачность.
О стремлении к открытости госорганов говорят последние мероприятия, о возможности которых еще лет пять-шесть назад не могло идти и речи: например, практика открытых судебных заседаний с участием присяжных или институт общественных петиций, который только набирает силу.
Пример открытости и молниеносной реакции государственных служащих демонстрирует Глава государства, откликаясь на все социально значимые проблемы, поднимаемые казахстанцами. Разумеется, и все госслужащие следуют такой практике.
Совершенно новой практикой стало обсуждение законопроектов общественностью до их рассмотрения в парламенте и влияние общественных советов на политику всех госорганов без исключения.
Модель «Listening State» («Слушающее/Слышащее государство») - это концепция государственной политики, которая акцентирует внимание на активных усилиях правительства по взаимодействию с гражданами, пониманию их проблем и потребностей. Эта концепция предполагает создание каналов для открытого и прозрачного общения между правительством и обществом и направлена на то, чтобы голоса граждан были услышаны и учтены в процессе разработки и принятия решений.
- «Слышащее государство» предполагает, что эффективное управление требует большего, чем просто распространение информации или реализация политики «сверху вниз». Концепция признает важность активного поиска обратной связи, идей и мнений общественности. Это можно сделать с помощью различных средств, включая консультации с общественностью, опросы, общие собрания, онлайн-форумы и другие механизмы участия, - считает Айдана Акесина.
Эксперт определила ключевые компоненты «Слышащего государства»
Открытые каналы связи. В «Слышащем государстве» правительство предоставляет гражданам доступные и удобные платформы для обмена мнениями, идеями и отзывами. Это может осуществляться посредством цифровых платформ, публичных собраний или других средств.
Активное взаимодействие. Государство активно ищет возможности взаимодействия с гражданами, а не ждет, пока они сами выступят. Это может включать обращение к конкретным сообществам или группам интересов, чтобы обеспечить возможность услышать самые разные голоса.
Прозрачное принятие решений. Государство обеспечивает прозрачность процесса принятия решений, гарантируя, что граждане понимают, как формулируется и реализуется политика. Такая прозрачность может помочь укрепить доверие между государством и обществом.
«Петли» обратной связи. Чрезвычайно важно создавать механизмы для предоставления гражданам обратной связи о том, как их вклад повлиял на политические решения. Это помогает продемонстрировать, что их голоса ценят и воспринимают серьезно.
Адаптация политики. Государство должно быть готово адаптировать политику на основе отзывов, полученных от граждан. Эта гибкость имеет решающее значение для удовлетворения меняющихся потребностей и приоритетов общества.
Сбор и анализ данных. Правительство собирает и анализирует данные из различных источников для обоснования политических решений. Сюда входят как количественные данные (например, опросы, статистика), так и качественные данные (например, комментарии общественности, повествования).
Культурная чувствительность и инклюзивность. Подход «Слышащего государства» признает разнообразие точек зрения внутри общества и предпринимает шаги для обеспечения того, чтобы были учтены все голоса, независимо от социально-экономического статуса, этнической принадлежности, пола или других факторов.
Концепция «слушающего/слышащего государства» основана на убеждении, что государственное управление наиболее эффективно, когда оно реагирует на нужды и чаяния граждан. Активно прислушиваясь к общественности и взаимодействуя с ней, правительства могут создавать более актуальную, справедливую и устойчивую политику. Такой подход может привести к повышению доверия к государственным институтам и в конечном итоге способствовать построению более инклюзивного и демократического общества.
Казахстанская модель «Слышащего государства». В Послании Президента народу Казахстана от 2 сентября 2019 года была поставлена задача «воплотить в жизнь Концепцию «Слышащее государство», которое оперативно и эффективно реагирует на все конструктивные запросы граждан». С тех пор механизмы коммуникации между властью и обществом были усовершенствованы.
В этом же году он сказал: «Необходимо доводить до общества, что сделано в ответ на обращение и резонансные публикации в СМИ и соцсетях. Нам предстоит восстановить доверие граждан, убеждая их цифрами, фактами, действиями, оперативно реагируя на критику и конструктивные предложения граждан. Поэтому необходим переход на Концепцию «Слышащее государство». Ответ на все эти вопросы должен найти отражение в структуре государственных органов».