Новости

Человек слова. Славный путь великого мыслителя

Человек слова. Славный путь великого мыслителя

 width=Славный путь великого мыслителя

В минувшее воскресенье в Алматы проводили в последний путь выдающегося казахстанского общественного деятеля, востоковеда, тюрколога, культуролога, философа, дипломата Мурата Ауэзова. Все, кто знал его лично, сегодня с глубокой скорбью отмечают: ушел Человек, с которым было легко и просто общаться, ездить по просторам Великой степи, проводить совместные проекты. Он безмерно любил свою Родину, всегда подчеркивал уникальность и красоты дорогого ему Казахстана. Он любил сидеть у костра, заряжаясь энергией огня, а потом делиться этим светом с собеседниками. Мурат Мухтарович всегда утверждал, что «казахи - народ динамики, динамичного состояния. Это народ, который умеет залечивать раны, откочевывать от беды, но не для того, чтобы забыть могилы предков, куда он обязательно вернется, так же, как к своей исторической памяти и истории. Потому память есть носитель истории и языка». Он не потерялся, не растворился в тени своего великого отца. Напротив, в полной мере использовал заложенные в него таланты, став яркой и выдающейся личностью. Потому казахстанцы с горечью восприняли скорбную весть о его кончине.

Начало

Мурат Ауэзов родился 1 января 1943 года в селе Мерке Жамбылской области. В те годы его мать Фатима Габитова работала учительницей, затем была завучем казахской школы имени Калинина. Мурат стал ее третьим сыном. Человек - это прежде всего дитя своих родителей. Так и Мурат Ауэзов унаследовал лучшие черты от обоих родителей. Как отец - он талантливый писатель и мыслитель, как мать – обаятелен, силен духом, но при этом очень доброжелателен. Родители очень гордились своим сыном. Фатима Габитова в своих воспоминаниях писала, что Мурат - сын, о котором мечтают все родители. Мурат Мухтарович с детства был любознательным и талантливым. Он получил блестящее образование, и начало его карьеры сложилось весьма успешно. Окончил Институт восточных языков при Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова (1965), затем была аспирантура Института мировой литературы Академии наук СССР (1966-1969), филолог-востоковед по специальности «китайская филология». Владел казахским, русским, английским и китайским языками. Написал диссертацию «Проблемы национального своеобразия современной казахской литературы» и стал кандидатом филологических наук. Во время учебы в Москве, помня о мечте своего отца, классика казахской литературы Мухтара Ауэзова, о возрождении национального самосознания казахов и возвращении их к своим духовным и историческим корням, организовал и возглавил студенческое движение «Жас тулпар». Как писали СМИ, позже в ряды движения влились студенты из Ленинграда, Киева, Риги, Харькова, Одессы и других городов страны. Они понимали, что идут вразрез с официальными историей и идео­логией, что было недопустимо в условиях советской системы, но все равно искали свои духовные корни. «Жас тулпар», как говорил сам Мурат Ауэзов, стал золотым мостом между движением «Алаш» и независимостью.

Не выгоды ради

Занимая официальные должности, он никогда не ставил непременной целью карьерный рост и высокие посты. Мурат Мухтарович был вице-президентом международного антиядерного движения «Невада - Семипалатинск», депутатом Верховного Совета Казахской ССР, членом Комитета по национальной политике, развитию культуры и языка, председателем Комитета Верховного Совета Республики Казахстан по внешним отношениям и межпарламентским связям; Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Казахстан в Китайской Народной Республике. Являлся членом творческих Союзов писателей, кинематографистов, Пен-клуба Казахстана, Национального совета при Президенте Республики Казахстан, Общественного совета государственной программы «Культурное наследие», Национальной комиссии Республики Казахстан по делам ЮНЕСКО. Лауреат премии «Тарлан», учрежденной Клубом меценатов Казахстана в категории «За вклад в области просвещения», премии «Алтын асық», специальной премии фестиваля-конкурса «Алтын Адам - Человек года», премии в номинации «Интеллигенция для интеллигенции», учрежденной Ассоциацией «Золотой век» и редакцией журнала «Тамыр», премии Академии журналистики Казахстана «Алтын жулдыз-2005» в номинации «Лучшая авторская программа». Уйдя из большой политики, во второй половине 90-х годов стал сопредседателем Демократической партии «Азамат». Мурат Ауэзов - автор более 200 пуб­ликаций по теории и практике художественного процесса. Автор монографий: «Времен связующая нить», «Иппокрена. Хождения к колодцам времен», один из составителей книги «Уйти, чтобы вернуться». В своих многочисленных статьях он здраво, взвешенно и иногда пророчески рассуждал о текущем процессе, тем самым внося значительный вклад в развитие культуры и общественной мысли Казахстана.

Культурный диалог

В качестве культуролога Мурат Ауэзов внес неоценимый вклад в изучение и популяризацию казахской культуры и традиций. Он был автором многих книг и статей, посвященных истории, литературе и искусству Казахстана. В своих работах и интервью он анализировал и рассуждал об общественных, политических и социальных проб­лемах Казахстана, культурных и литературных процессах, геополитических условиях в современном мире. Эти работы получили известность из-за их новаторства в понимании культурной и литературной истории Казахстана. Ауэзова цитировали ученые далеко за пределами нашей страны. Он был также одним из немногих по-настоящему глубоких специалистов-китаистов. - Если ты живешь у горы, ты должен знать, какие реки текут сверху. Настало время изучить стоящую рядом гору, - отмечал первый посол Казахстана в Пекине Мурат Ауэзов, имея в виду нашего восточного соседа. Как дипломат, представлявший Казахстан в одной ключевых стран мира, он сыграл важную роль в укреплении отношений Казахстана с Китаем, другими странами, особенно в Центральной Азии. Мурат Ауэзов был главным редактором и художественным руководителем «Казахфильма». Тот период с 1982 по 1988 год можно назвать золотым веком казахского кино. Выходили очень серьезные картины, Мурат Ауэзов имел прямое отношение к так называемой новой казахской волне, которая ознаменовалась такими именами, как Талгат Теменов, Серик Апрымов, Рашид Нугманов, Абай Карпыков, Ардак Амиркулов, Амир Каракулов, Мурат Альпиев. Несколько лет Мурат Мухтарович возглавлял Национальную библиотеку. По его инициативе созданы кабинеты знаменитых казахстанских писателей, проводились вечера, посвященные их творчеству. Помимо этого, в 2004-2006 годах принимал активное участие в разработке концепции Государственной программы «Мәдени мұра» - «Культурное наследие», сыгравшей большую роль в возвращении в страну ее историко-культурного наследия. В рамках реализации данной программы казахстанские историки и культурологи участвовали в научно-исследовательских экспедициях по выявлению письменных документов из архивов и библиотек зарубежных стран - Китая, Монголии, Германии, Ватикана, Франции, пополнив библиотечные фонды особо ценными документами и материалами по истории Казахстана. В 2005 году впервые в Казахстане и Центральной Азии появилась студия по созданию изображений бесконтактным большеформатным сканером. Благодаря Мурату Ауэзову Национальная библиотека оцифровала фонд редких книг и рукописей на 123 языках народов мира. На тот момент такой сканер имелся только в Лувре, Эрмитаже и Александрийской библиотеке в Египте. Казахстан стал четвертой страной. О таких людях, как Мурат Ауэзов можно говорить бесконечно, вспоминая добрые дела и бесценное наследие, оставленное потомкам. И сегодня мы отдаем дань памяти великому человеку, который всю жизнь посвятил своей Родине, укреплению казахстанской идентичности и национального духа своих сограждан.

Подготовила Лариса РУБЦОВА, фото из открытых источников