Меню
21 июня, 2024 / Знамя труда / Новости

Почему это важно. Эффективная система управления - залог успешного общества

Почему это важно. Эффективная система управления - залог успешного общества

Почему это важно.  Эффективная система управления - залог успешного общества Почему это важно.  Эффективная система управления - залог успешного общества
Фото из открытого источника

 width=Эффективная система управления - залог успешного общества

В постсоветский период произошло перераспределение государственно-управленческих функций, образованы новая система и структура органов государственной власти, создана новая форма административного управления, которая позже получила законодательное оформление в Конституции РК, принятой в 1993 году и затем с дополнениями в 1995 году, и в иных законодательных актах, разработанных для реализации норм Основного закона. Рассмотрим этапы становления института государственной службы в Республике Казахстан. Так, первый этап начался с середины 80-х годов прошлого столетия, когда в связи с проходившей в СССР перестройкой, активные члены гражданского общества заговорили о реформе государственной службы, которая уже не соответствовала переходу экономики страны на рыночные отношения, новым целям и приоритетам государственного строительства независимого Казахстана. Шел активный поиск путей реформирования государственного управления в целом и государственной службы, в частности. Следует учитывать и тот факт, что в тот период коренным образом меняется образ мышления рядовых граждан, становятся более востребованными зарубежное законодательство и труды зарубежных авторов, в которых освещаются вопросы деятельности государственного аппарата. Итогом преобразований политической системы явилось принятие 28 января 1993 года первой Конституции суверенного Казахстана, положившей начало второму этапу становления государственной службы республики уже как независимого государства. В статье 17 Конституции РК 1993 года закреплено равное право граждан на доступ к государственной службе. Требования, предъявляемые к кандидату на должность государственного служащего, обусловливаются только характером должностных обязанностей. Историческая значимость состояла в законодательном закреплении этого права. Оно не упоминалось в Основном законе СССР, не имело правовой регламентации в отдельном законе. В целом Советском Союзе в принципе отсутствовал единый закон о государственной службе. В ходе принятия Конституции РК непрерывно шли поиски адекватной новым условиям модели функционирования государственной службы. Поскольку теоретические разработки и решения по данным вопросам ранее осуществлялись союзным центром, поиски осуществлялись в условиях отсутствия достаточного исторического опыта построения институтов государства. 30 августа 1995 года на республиканском референдуме была принята новая Конституция Республики Казахстан. С этого момента начинается следующий этап развития законодательства о государственной службе в Казахстане. Пунктом 4 статьи 33 новой Конституции РК провозглашено равное право граждан Республики на доступ к государственной службе, а также оговорено, что требования, предъявляемые к кандидату на должность государственного служащего, обусловливаются только характером должностных обязанностей и устанавливаются законом. Для реализации данных положений Конституции 26 декабря 1995 года был издан Указ Президента Казахстана за № 2730 «О государственной службе», которым дан старт процессу институционализации государственной службы в Казахстане. В нем определены ее основные принципы, среди которых следует выделить общедоступность, приоритет прав, свобод и законных интересов граждан перед интересами государства. Указом были введены квалификационные классы государственных служащих, регламентированы вопросы поступления, прохождения, прекращения государственной службы, аттестации государственных служащих, установлены меры их социальной защиты, введено множество других важных положений. И хотя документ во многом носил декларативный характер, не обеспечивал равного доступа граждан к государственной службе, его значение нельзя недооценивать. Впервые в истории суверенного Казахстана была предложена система государственной службы, которая на переходном этапе заложила основы ее развития. При этом нарастание массы проблем как объективного, так и субъективного характера сильно осложняли процесс реформирования государственной службы. Так, отсутствовали системы целевого поиска, отбора и привлечения компетентных, талантливых людей на государственную службу. Решение виделось в создании единого центрального органа, способного целенаправленно обеспечить госаппарат квалифицированными кадрами в необходимом количестве. Исходя из опыта передовых стран главной целью являлось формирование единой системы кадровой политики и государственной службы независимо от разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Практическая реализация этой задачи возможна была лишь при строгом соблюдении принципов и правил организации и функционирования государственной службы. Иными словами, государственная служба как сфера управления состоится тогда, когда сама будет управляема. На основании вышеизложенного осуществлена идея проведения единой политики в сфере государственной службы. Соответственно, принятием Закона РК «О государственной службе» от 23 июля 1999 года и изданных на его основе подзаконных нормативных актов ознаменован новый этап развития отечественной государственной службы. Анализ международного опыта показал, что основой госслужбы в демократических государствах является меритократия - система, основанная на личных заслугах государственного служащего, направленная на эффективное использование человеческих ресурсов на государственной службе. Принцип меритократии включает в себя, во-первых, обязательный конкурсный отбор при поступлении и продвижении по государственной службе, во-вторых, правовую и социальную защищенность государственных служащих. В-третьих, этот принцип предусматривает равную оплату труда за выполнение равнозначной работы, поощрение государственных служащих, достигших эффективных результатов в своей деятельности; коррекцию деятельности тех, чьи результаты не в полной мере удовлетворительны, и увольнение служащих, результаты деятельности которых неудовлетворительны. И, в-пятых, предусмотрено постоянное обучение государственных служащих в целях улучшения результатов их деятельности. Эти элементы и легли в основу нового закона. В 2011 году была утверждена Концепция новой модели государственной службы в Республике Казахстан, что являлось итогом продолжительной совместной работы органов государственной власти, научных сотрудников, специалистов по внедрению принципиально новых механизмов в развитии отечественного института государственной службы. Результатом успешной реализации этой концепции стала профессиональная государственная служба, ориентированная на результат и качественное оказание государственных услуг, соответствующая актуальным потребностям социально-экономического развития страны. При этом подверглась совершенствованию законодательная база государственной службы. Так, 23 ноября 2015 года Главой государства подписан Закон «О государственной службе Республики Казахстан», вступивший в действие 1 января 2016 года. Действующая редакция закона о государственной службе, распространяется на служащих всех государственных органов, в том числе и правоохранительных. Проведена глобальная модернизация процедуры поступления на госслужбу. Карьерное продвижение в целом осуществляется на основе компетентностного подхода. Последние изменения в законодательные акты, регламентирующие государственную службу, были приняты в 2023 году, и они способствуют дальнейшему совершенствованию деятельности государственных служащих. Генеральная Ассамблея ООН в своей резолюции 57/277 от 7 марта 2003 года постановила объявить 23 июня Днем государственной службы Организации Объединенных Наций. В документе содержится призыв к государствам-членам организовывать в этот день специальные мероприятия для освещения значения государственной службы для жизни общества и ее вклада в процесс развития, проводить награждение государственных служащих, а также ориентировать жизненные интересы молодежи в направлении принятия решений о карьере государственного служащего. Для того чтобы достичь целей в области устойчивого развития, «правительствам следует использовать инновационные и интегрированные подходы для продвижения политических реформ, институциональной координации, инклюзивного процесса принятия решений, а также эффективных, ответственных, всеобщих и подотчетных систем предоставления государственных услуг». В канун профессионального праздника госслужащих отмечу, что становление эффективного государственного аппарата в Республике Казахстан будет и далее совершенствоваться, и изменяться по мере эволюции демократического, правового, гражданского общества в нашей стране.

Руслан ШАРИПОВ, руководитель департамента Агентства РК по делам государственной службы по Жамбылской области, председатель Совета по этике

Самые читаемые статьи недели: