Меню
28 июня, 2024 / Знамя труда / Новости

Советы дефектологов. Что делать, если ребёнок не говорит

Советы дефектологов. Что делать, если ребёнок не говорит

Советы дефектологов.  Что делать, если ребёнок не говорит Советы дефектологов.  Что делать, если ребёнок не говорит
Фото из открытого источника

 width=Что делать, если ребёнок не говорит

Есть определенные параметры развития ребенка. В год-полтора он уже должен говорить 10-15 слов, к двум годам словарный запас расширяется примерно до 300 слов, появляется фразовая речь. Соответственно, в два года ребенок уже должен уметь говорить простыми предложениями. Если малыш не укладывается в эти нормы - это повод обратиться к специалисту. Глава Ассоциации логопедов и дефектологов «Развитие и коррекция» в Казахстане Сания Шунаева в интервью Informburo.kz рассказала, как определить критерии нормы: до какого возраста отсутствие речи считается нормой и когда родителям пора бить тревогу. - Есть определенные «звоночки», при которых привести ребенка к специалисту нужно раньше. К примеру, если ребенку полтора года, а он не откликается на имя, отсутствуют указательные жесты, он предпочитает играть в одиночестве. Если у ребенка все нормально в плане развития и словарный запас нормальный, то в принципе он может усваивать два языка. Но если у него есть какие-то проблемы или родовые травмы, то изучение двух языков может стать слишком большой нагрузкой. Если проблема в том, что ребенок только не говорит, то нужно идти к логопеду. Специалист изучит темпы развития ребенка, проверит психомоторные навыки, словарный запас, память, мышление и потом скажет, когда и как приступать к коррекции. Бывает, что у ребенка нет отставания, а просто физиологическое косноязычие. Это когда двухлетний ребенок вместо «шапка» говорит «сапка» или вместо «рыба» говорит «лыба». Такое допускается. Логопеды от дефектологов отличаются тем, что занимаются развитием речи и предупреждением дефектов. Дефектологи - развитием познавательных процессов у детей с отставанием в развитии. А неврологи в свою очередь должны установить причину отставания, - поясняет Сания Шунаева. Она привела пример. Если ребенку три-четыре года, а он до сих пор не говорит, то надо начинать комплексное лечение. Невропатолог назначает медикаменты, логопед развивает речь, пополняет словарный запас, а нейропсихолог или дефектолог развивают познавательные процессы. Такой комплекс дает очень хороший результат. - У задержки речи всегда есть причины. Это могут быть внутриутробные патологии, когда плод развивался во время беременности не так, как нужно, или родовые травмы. Опытный невролог может определить такие проблемы еще до того, как придет время говорить первые слова. К двум месяцам ребенок должен держать голову, в шесть месяцев - садиться, к году - пойти и так далее. Если есть задержка в физическом развитии, то это влияет на речь. Если диагноз ставят рано, то к дефектологам отправляют даже трехмесячных малышей, поскольку ранняя коррекция более эффективна. Кроме того, бывают сочетанные диагнозы. Синдром дефицита внимания и гиперактивности, кровоизлияние в мозг и парез. Эти диагнозы влияют на понимание и речь. Не может быть такого, чтобы абсолютно здоровый ребенок не говорил, - отмечает Сания Шунаева. А таразский логопед-дефектолог Юлия Супрунова считает, что в современном мире злоупотребление гаджетами вредит не только развитию речи, но и всех сенсорных систем ребенка. - Причин молчания, задержки речевого развития ребенка может быть много, таких, как нарушение высших психических функций, физиологического слуха, интеллекта. Первая и самая основная причина - это повреждение головного мозга из-за ишемии, кровоизлияния, инфекции. Такие дети наблюдаются с рождения у невролога и получают коррекционную помощь психолога, дефектолога и логопеда. Но есть дети, которые рождены здоровыми, но из-за ошибки в обучении у них тоже начинается задержка в речевом развитии. Чаще всего причиной является чрезмерное увлечение гаджетами (телевизор, планшет, мобильный телефон). Конечно, все эти устройства позволяют маме немного отдохнуть или заняться своими делами. Но когда они заменяют собой живое общение, это приводит к серьезным проблемам с психикой ребенка, - говорит Юлия Супрунова. Она пояснила, что при времяпрепровождении в гаджетах у ребенка вырабатывается так называемый «легкий» дофамин - гормон, который заставляет нас чувствовать удовольствие и удовлетворение. В норме такой гормон вырабатывается при физической и умственной нагрузках. Получая систематически «легкий» дофамин, ребенок начинает игнорировать подвижные и развивающие (в том числе и речевые) игры, ведь, зависая в гаджетах, он не прилагает никаких усилий, чтобы получить дофамин. Вырабатывается зависимость в получении удовольствия только от девайсов, ухудшается поведение (истерики, потеря контроля над действительностью, аутизация). - Ребенок испытывает сенсорный голод, а ведь сенсорное развитие активно формируется в течение первых семи лет жизни ребенка. Малыш учится сравнивать предметы по цвету, величине, форме, манипулировать предметами, формируя пальцевый, кистевой праксис, зрительно-пространственные представления, которые непосредственно влияют на дальнейшее развитие речи и академических навыков. Речь, доносящаяся из гаджета, редко обращена к ребенку, поэтому у него нет необходимости даже пытаться что-либо отвечать или в целом начать говорить. ВОЗ рекомендует оградить от гаджетов детей до пяти лет. В современном мире совсем без гаджетов жить невозможно, но важно не допустить, чтобы они стали основным «воспитателем» ребенка. Их появление не должно вытеснить разговоры с мамой и папой, чтение сказок, развивающие игры и прогулки со сверстниками, - считает специалист. Ю. Супрунова отмечает, что успех в коррекции достигается лишь в слаженной работе и взаимодействии родителя и педагога. - На занятиях я привлекаю родителя к взаимодействию с ребенком, учу его правильно играть с малышом, давать правильно речевые инструкции. Полученный опыт на занятии родитель закрепляет в домашней обстановке, ведь только многократное повторение действия формирует новый навык. Если родитель заметил, что ребенок не отзывается на свое имя, не реагирует на обращенную к нему речь, то стоит в обязательном порядке проверить слух у отоларинголога и сурдолога. Это очень важно! Как правило, одной из причин безречия ребенка может быть снижение или полное отсутствие физиологического слуха, - говорит дефектолог. Подводя итог, напомним родителям: если заметили, что ребенок очень расторможен, не может спокойно сидеть, постоянно качается, не смотрит в глаза, не откликается на имя, избегает общения, у него постоянно открыт рот, течет слюна, обратитесь к неврологу или логопеду. Если ребенок заикается, ему не хватает дыхания, чтобы закончить фразу, если речь не соответствует его возрасту - это тоже повод срочно обратиться к специалистам.

Подготовила Лала ИСЛАМОВА, фото из открытых источников

Самые читаемые статьи недели: