Мнение

Без прикрас

Опасная, но благородная работа

В фильмах мы часто видим, как в свободное от вызовов время пожарные занимаются своими делами, перебрасываются шутками, отдыхают и ожидают очередного вызова, на который со второго этажа на первый эффектно съезжают по спусковому столбу. Так ли это на самом деле?

 

Утро службы пожаротушения и аварийно-спасательных работ департамента по чрезвычайным ситуациям Жамбылской области каждый день начинается одинаково. В 9.00 происходит смена караулов. Спасатели проверяют технику, экипировку, инвентарь, устраняют все недочеты. Затем проверяются исправность автомобиля, наличие воды и пены, количество рукавов и стволов.

После подготовки начальник караула проводит инструктаж. На разводе начальник пожарной части принимает смену, сообщает важную информацию и ставит задачи на день.

В 9.30 утра караул приступает к занятиям. Да-да, учеба у спасателей не заканчивается в академиях и университетах. Каждую смену пожарные учатся, пишут конспекты, рефераты и даже сдают зачеты и экзамены.

Учебные часы не ограничиваются теоретической частью. Спасатели приступают к отработке нормативов. В физическую подготовку входят практические занятия, касающиеся их работы: вязка двойной спасательной петли, прокладка рукавных линий, подготовка к тушению пожара, установка лестниц, подъем по штурмовой лестнице и подобное. Занятия проводятся в экипировке с большой физической нагрузкой.

По словам начальника СПЧ-1 Елжана Ережепова, баллон с воздухом, который носят пожарные во время работы, весит 10-15 килограммов. А в нем нужно бегать по этажам, тушить возгорания и эвакуировать людей. Чтобы выдержать такие колоссальные нагрузки, спасатели должны всегда находиться в хорошей форме.

- Наша работа опасна и непредсказуема. Мы всегда должны быть начеку и в боевой готовности. Каждая минута, даже каждая секунда решает, будет ли жить человек или нет. Я всегда радуюсь, когда вижу счастливые лица спасенных людей, - говорит Елжан Ережепов.

После обеда смена приступает к административно-хозяйственной работе, а потом вновь отрабатывает нормативы по физической подготовке. Расписание очень плотное. Даже ночью спасатели практически не спят, вызовы возможны в любую минуту. Не каждый сможет выдержать такой режим работы.

- У нас имеются свои нормативы. Мы постоянно тренируемся, чтобы быстро подниматься по специальной лестнице на третий или четвертый этаж. Менее чем за минуту пожарные должны одеться в защитный костюм, завести транспорт и уехать. Но у нас нет норматива по скорости прохождения теплодымовой камеры. Зависит это от количества участников, обстановки и задания. В среднем наши ребята проходят ее за 6-10 минут. Нам важно чтобы спасатели могли работать в команде, не паниковать и поддерживать своих коллег. «Сколько человек отправились тушить пожар, столько человек и должны вернуться обратно» - эти слова мы всегда повторяем друг другу. А сотрудники, которые уходят со смены, говорят: «Сухих рукавов и тихой службы», - рассказывает Елжан Толубаевич. - Также у нас есть торжественные проводы на пенсию, когда отслужившего коллегу поливают из рукава, чтобы его жизнь вне службы была тихой, а на жизненном пути не встречались пожары. Пожарные части часто устраивают семейные мероприятия и праздники, в которых участвуют сотрудники и их семьи. Пожарные - это одна большая и крепкая семья.

Однако есть и проблемы, о них тоже упомянул Елжан Ережепов. Несмотря на многочисленные рейды и огромную работу сотрудников департамента по ЧС, бывают моменты, когда водители не уступают дорогу спецмашине.

- Иногда водители специально игнорируют пожарную машину, хотя видят ее и слышат сигнал, а некоторые останавливают авто прямо на дороге. На объезд уходит драгоценное время. Но нам ведь тоже не разрешается нарушать правила дорожного движения. Большая проблема поджидает пожарных в микрорайонах, когда жильцы многоквартирных домов ставят ограждения, тем самым блокируя проезд спецтехники. Мы постоянно проводим разъяснительную работу, но горожане действуют по-своему, хотя это незаконно, - сетует
Е. Ережепов. - Согласно регламенту, при установке шлагбаума или другого вида ограждений в жилых районах изначально надо получить разрешение пожарной службы, полицейских, скорой медицинской помощи и газовиков.

В СПЧ-1 19 единиц техники. Восемь машин являются основными, девять - вспомогательными, есть также две единицы специального транспорта.

Елжан Ережепов показал пожарную автоцистерну АЦ-5-40, предназначенную для тушения пожаров огнетушащими средствами.

- В распоряжении у нас также имеется аварийно-спасательный автомобиль АСА-20, предназначенный для проведения спасательных работ, освещения мест тушения пожара или аварий, разборки завалов, поднятия грузов с помощью краноманипуляторной установки. Ну и какая часть без пожарной автолестницы? У нас модель АЛ-32 - автомобиль со стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей, предназначенный для доставки к месту пожара боевого расчета и пожарно-технического во­оружения, проведения аварийно-спасательных работ и подачи огнетушащих веществ на высоту. Когда мы отправляем пожарных на сложные пожары, нам важно поддерживать с ними связь. Для этого вместе с ними отправляется командно-штабная машина для обеспечения связи в полевых условиях. Она помогает управлять частями и подразделениями Вооруженных Сил и других силовых структур, а также взаимодействовать с другими организациями и ведомствами, - рассказал Е. Ережепов.

Таким образом, жизнь пожарных гораздо сложней и насыщенней, чем может показаться на первый взгляд. Это ежедневный труд, пос­тоянные обучение и физическая подготовка, а также готовность в любой момент прийти на помощь.

Дионисий ПЛЯШЕШНИК,
фото автора