Искусственный интеллект в туризме
Для развития конкурентоспособности в отечественной сфере путешествий
Наша газета уже писала о том, что ряд молодых ученых Таразского регионального университета имени М. Х. Дулати получил гранты на реализацию перспективных проектов. В их числе и представленный кандидатом технических наук Асланбеком Мурзахметовым проект «Разработка метода и алгоритма семантического анализа в веб-ресурсах для определения предпочтений и интересов туристов на основе искусственного интеллекта», в котором обозначен новый подход к интеллектуальному анализу данных в сфере туризма с применением NLP. Эти данные помогут лучше понять предпочтения и потребности клиентов, преимущества и слабые стороны, что полезно для формирования собственной конкурентоспособной стратегии. Они также могут быть применены в ином качестве для решения актуальных задач социально-экономического и научно-технического развития Казахстана. О своем проекте рассказывает автор.
Идея проекта заключается в разработке модели и алгоритма обработки больших данных, создаваемых туристами, с акцентом на неструктурированный контент в веб-ресурсах для принятия стратегических решений в сфере туризма. Цифровые отзывы туристов позволят определить преимущества и недостатки в сфере туризма и найти оптимальные решения для формирование стратегического плана по развитию туризма в Казахстане.
Основные цели проекта - анализ предпочтений и интересов туристов в веб-ресурсах на основе искусственного интеллекта для адаптации стратегического плана и устойчивого развития туристической отрасли страны, исследование и анализ современного состояния туристической сферы Казахстана, методов искусственного интеллекта в туристической сфере, а также анализ и классификация текстовой информации, извлеченной из веб-ресурсов, разработка методических рекомендаций для туризма на основе анализа пользовательских предпочтений и интересов путешественников. В последующем планируется открыть научно-учебную лабораторию обработки больших данных на базе Университета Дулати.
В настоящее время туризм является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы развития, огромные объемы валютных поступлений активно влияют на различные секторы экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. На сферу туризма приходится около четырех процентов в ВВП страны. Согласно принятой концепции развития туристской отрасли, наша страна стремится увеличить долю туризма в ВВП до восьми процентов к 2025 году.
Одним из ключевых факторов развития туризма является применение информационных технологий, в том числе искусственного интеллекта. В этой сфере широко используются веб-ресурсы, такие, как социальные сети и туристические платформы. Например, обзоры и отзывы о путешествиях публикуются в социальных сетях, таким образом туристы делятся своим опытом. Подобные описания и впечатления, активно распространяющиеся пользователями, рассматриваются как типичный вид онлайн-обзора путешествий, которые включают в себя отзывы об отелях, ресторанах и достопримечательностях. В вопросе путешествия туристы легко подвержены влиянию мнений других людей, и их готовность анализировать мнения и опыт других туристов является очень актуальной. Предварительные исследования показывают, что приблизительно 77 процентов потенциальных туристов не будут принимать решения, пока не прочитают обзоры в Интернете.
Поэтому для извлечения субъективной информации важно проанализировать мнения, отзывы и эмоции туристов. Однако из-за масштаба, диапазона, скорости и достоверности контента возникает проблема в интерпретации и извлечении из них информации. Одним из ее решений является применение методов искусственного интеллекта, в том числе метода NLP.
Использование ИИ для прогнозирования спроса на туристические услуги в различных географических областях позволяет оптимизировать предложение и спрос, а также планировать инфраструктуру для удовлетворения потребностей туристов, разрабатывать уникальные туристические маршруты на основе предпочтений и интересов туристов, а разработанные методы и алгоритмы - анализировать данные, связанные с погодными условиями, политической обстановкой, здравоохранением и другими факторами.
Применение искусственного интеллекта поможет управлять потоками туристов, предотвращать перегрузки туристических объектов и минимизировать воздействие туризма на окружающую среду.
Интеграция ИИ в область маркетинга предполагает использование искусственного интеллекта для создания инновационных маркетинговых стратегий, например, для таргетирования аудитории, персонализации рекламы и улучшения взаимодействия с потенциальными клиентами.
Асланбек МУРЗАХМЕТОВ,
кандидат технических наук, ассоциированный профессор,
доцент кафедры «Информационные системы»
Таразского регионального университета имени М. Х. Дулати