Рабочая поступь
Развитие Каратау и Таласа - в полотнах художников
«Вдохновленные трудовыми подвигами своих соотечественников, представителей рабочего класса и крестьянства, художники нашей республики неустанно, активно работают, стремясь стать достойными летописцами своей эпохи»
Нагим-Бек Нурмухаммедов,
народный художник Казахстана
Каратауский фосфоритный бассейн был известен на весь Советский Союз, на Всесоюзную комсомольскую ударную стройку приезжала молодежь со всех концов страны - недаром подземный рудник был назван «Молодежным».
В 60-70-е годы прошлого столетия, когда художники посвящали свои полотна созидательному труду и в моде был даже «индустриальный или промышленный пейзаж», известные в республике художники отразили на своих полотнах горнопромышленный Каратау.
Поэтом казахстанского пейзажа называли первого профессионального художника Абилхана Кастеева. Он объездил с мольбертом всю республику, не обошел вниманием и легендарные Каратауские горы, отдававшие свои подземные богатства народу.
Побывал он и в Каратау, слава фосфоритов которого гремела далеко за пределами Казахстана. И родилось живописное полотно «Каратауская обогатительная» (1967). Картина экспонировалась на Всесоюзной юбилейной художественной выставке 1967 года и была включена в Х выпуск ежегодной серии «Новые произведения советских художников», которая выпускалась издательством «Советский художник» с 1966 года.
Перед нами горнопромышленный пейзаж, глядя на который, с трудом верится, что это живописное полотно, а не фотография с натуры. Такое впечатление, что машина времени вернула нас в 60-е годы. Все здесь дышит жизненной реальностью, особо это ощутимо передает процесс бурения взрывных скважин, вьющаяся в воздухе пыльная струя, идущая от работающего в полную мощность бурового станка, а также пыльные клубы отъехавших груженых машин. Художник передал на картине будни горно-химического производства, с фотографической точностью выписал ландшафт рудодобывающего карьера, рабочих и инженеров, принимающих производственное решение. Кисть большого мастера чувствуется во всем - и в композиции, и в колорите. Это самая красивая и достоверная картина, изображающая трудовые будни Каратау. Она находится в Государственном музее искусств имени А. Кастеева.
Вторая картина А. Кастеева «Долина Таласа» («Таластық ең даласы», 1970). Художник запечатлел пейзаж необъятной Таласской долины, ее мерно протекающую жизнь. Река Талас с ее изгибами, пологими и высокими берегами, грунтовая узкая дорога, по которой изредка проезжают машины. На переднем плане на берегу сидит пастух с посохом в руках, рядом верный его спутник - собака. Внизу мирно пасется большая отара овец, по обеим сторонам реки - табуны лошадей. Слева от пастуха к переправе через реку направляется одинокий всадник на коне.
На другом берегу стоят два автобуса, из которых вышли люди передохнуть у реки - одни стоят у автобусов, беседуя и наслаждаясь окружающей природой, другие решили искупаться в реке. Издалека видны небольшие домики. На горизонте - полукругом невысокие Каратауские горы и огромное небо, расписанное причудливыми облаками.
Вдали, подняв клубы пыли, мчится машина. Жизнь идет своим чередом в Таласской долине.
В 1970 году народный художник Сахи Романов написал картину «Каратауская обогатительная фабрика». Создатель замечательных иллюстраций к казахским народным сказкам, художник кино, он создал и несколько картин, посвященных промышленным стройкам, производству.
Развитие химической промышленности в Каратау тоже привлекло внимание талантливого мастера живописи, и он изобразил с натуры Каратаускую обогатительную фабрику.
Картина, выполненная в сдержанных тонах, запечатлела производственные корпуса фабрики в окружении каменистых гор. Оживляет горнопромышленный пейзаж автобус, выехавший из территории фабрики и идущий на подъем горной дороги.
Еще один интересный горнопромышленный пейзаж, точно схваченный с натуры, с мельчайшими деталями представлен на картине художника Валентина Дмитриева «Каратау. Рудник «Молодежный» (1975 г.). Акварель художника элегантна, в картине своеобразная гармония в композиции. Она выполнена в основном в коричневых тонах, где оживляющими пятнами являются зеленые насаждения. Центральное место занимает основной гигантский корпус рудника на фоне невысоких каменистых гор. Небольшие одно-двухэтажные здания на переднем плане картины кажутся игрушечными по сравнению с главным корпусом.
Художник Валентин Ткаченко создал триптих «В степях Таласа», посвященный истории строительства и развития Каратау-Джамбулского фосфоритного бассейна. Первой частью является картина «Геологи» (1976). Мастер нежных и поэтических пейзажей, художник рисует трудовые будни будущего мощного химического производства на фоне безмолвной природы таласской земли, куда пришли геологи открыть подземные богатства, таящиеся веками в недрах степей и гор. На картине - степной пейзаж, обрамленный вдали невысокими горами. Бездорожье, оживляют степь низкорослые кустарники, пасущиеся лошади и верблюды. Такой предстала таласская земля геологам, которые пришли оживить ее своими открытиями.
Вторая картина художника - «Рудовозы» («Кен тасушылар», 1976). Степь, горы и трасса, по которой движется цепь самосвалов, груженных рудой. Асфальтобетонная трасса Джамбул - Каратау была сдана в эксплуатацию 28 мая 1967 года.
Две картины посвятил пейзажам таласской земли талантливый художник-пейзажист 60-70-х годов XX века, народный художник Казахстана Жанатай Шарденов. Он тонко чувствует красоту природы и мастерски передает увиденное. Он написал картины «В Таласской степи» и «Таласский край».
Фатима ОРАЗБЕКОВА,
педагог-ветеран, член Союза журналистов Казахстана,
Арман ШАУХАНОВ,
кандидат педагогических наук, доцент Университета Дулати