Разъясняет специалист
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество
Это обязательная процедура признания и подтверждения государством возникновения, изменения или прекращения прав (обременении прав) на недвижимое имущество и иных объектов государственной регистрации в правовом кадастре в порядке и сроки, установленные Законом РК «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество» и иными законами.
Электронная регистрация - государственная регистрация прав на недвижимое имущество, осуществляемая на основании электронной копии правоустанавливающего документа, поступающего в информационную систему правового кадастра из единой нотариальной информационной системы автоматически, после нотариального удостоверения сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности, а также в иных случаях, установленных Законом.
Правовой кадастр - единый государственный реестр зарегистрированных прав на недвижимое имущество, сведений о зарегистрированных правах на гражданские воздушные суда, морские суда, суда внутреннего водного плавания, суда плавания «река-море»;
Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество осуществляет Государственная корпорация «Правительство для граждан».
Порядок выдачи кадастрового паспорта объекта недвижимости
С 1 июля 2023 года введен новый единый идентификационный документ на недвижимое имущество - кадастровый паспорт объекта недвижимости, который содержит характеристики земельного участка и объекта недвижимости в совокупности, путем объединения актов на земельные участки и технических паспортов.
Ранее законодательством была предусмотрена выдача идентификационных документов - актов на земельные участки и технических паспортов на объекты недвижимости.
Ведение кадастрового паспорта связано с запуском информационной системы Единого государственного кадастра недвижимости (консолидирующего сведения из правового и земельного кадастров).
Выдача кадастрового паспорта осуществляется филиалами НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по месту нахождения объекта недвижимости.
Для получения кадастрового паспорта объекта недвижимости заявитель может обратиться в Госкорпорацию либо получить данную услугу через портал «электронного правительства» с предоставлением следующих документов:
- заявление на получение кадастрового паспорта объектов недвижимости;
- удостоверение личности, либо электронный документ из сервиса цифровых документов (для идентификации), а также копию документа подтверждающего полномочия представителя услугополучателя;
- правоустанавливающий документ на объект недвижимости;
- документ, подтверждающий оплату за выдачу кадастрового паспорта объекта недвижимости, который предоставляется в два этапа: ри подаче заявления на оказание государственной услуги оплата производится в виде базовой стоимости услуги по государственному техническому обследованию объекта недвижимости; при получении результата государственной услуги производится полная оплата (доплата) за выполненную работу по государственному техническому обследованию объекта недвижимости.
Стоимость оплаты кадастрового паспорта определяется от вида объекта недвижимости и регулируется ценами на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые госкорпорацией, утвержденными приказом и. о. министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан № 87 от 26 января 2016 года.
Государственное техническое обследование объектов недвижимости проводится только при изменении технических или идентификационных характеристик объектов недвижимости в результате их реконструкции, перепланировки (переоборудовании) либо по желанию граждан.
Сроки изготовления и выдачи кадастрового паспорта в зависимости от объекта недвижимости составляют от трех до десяти рабочих дней.
При этом ранее выданные идентификационные документы на земельные участки и технические паспорта на объекты недвижимости сохраняют свою юридическую силу.
Ж. АСАНБАЕВ,
главный специалист департамента юстиции области