Жара у нас началась еще в мае и стала допекать всех и на улице, и в жилищах. Каким же приятным сюрпризом для таразцев стали дожди в середине июля! К сожалению, к этому моменту большая часть газонов обочин дорог превратилась в желтые полосы высохшей до состояния пороха травы, которая может вспыхнуть от небрежно брошенного непогашенного окурка.
Как хочется в середине дня оказаться в тени деревьев, у журчащего арыка, ощущая приятный микроклимат родной улицы! В моем детстве на улицах в районе железнодорожного вокзала такой микроклимат действительно существовал. Густая сеть арыков, полных воды, питала густые насаждения и вдоль автодорог, и во дворах. А сегодня только торчащие из земли остатки шлюзов, которые не смогли уничтожить время и собиратели металла, напоминают о той благословенной поре. В условиях изменения климата, когда каждое лето становится еще более сухим и жарким, проблема сохранения «зеленых легких» города стала актуальной как никогда. Тем более, что она имеет сразу несколько аспектов.
Беспокойное хозяйство
На территории города имеются восемь оросительных систем, или каналов, общей протяженностью 82,5 километра. А общая протяженность всех ирригационных систем составляет 1398 километров. В том числе имеются 164 километра поливных арыков, из них 21,4 километра - в бетонных лотках, 115 ирригационных скважин, 1600 гидротехнических сооружений и мелких шлюзов. Вот только остается открытым вопрос: в каких арыках вода есть, а в каких ее не видели уже годы и десятилетия?
Получить на этот вопрос внятный ответ мы не смогли ни в отделе жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и автомобильных дорого городского акимата, ни в ТОО «Жасыл ел-Тараз».
Беда еще и в том, что недостаточный полив городских территорий через арычные сети имеет целый ворох самых неприятных «метастаз».
Первое - уничтожение насаждений, кустарников и деревьев происходит из-за интенсивного частного строительства. Последние открытые данные относятся аж к 2005 году. Тогда оказалось, что с 1991-го, последнего советского года, зеленых насаждений в Таразе стало меньше на 45 процентов! Если учесть, что тогда массовое строительство кафе, ресторанов и магазинчиков только вступало в силу, то в настоящее время ситуация просто аховая. Полностью ушли под «нужды бизнеса» зеленые насаждения между микрорайонами, вырубаются целые участки в парковых зонах (вспомним историю появления в микрорайоне Талас большой заправки и элитного детского сада), так что если сейчас от уровня 1991 года остались процентов 20 «зеленых легких», и то хорошо.
Второе - отсутствие полива из-за перекрытия арыков во время хаотичной застройки, массово высохли сотни деревьев, исчезли палисадники. Обратите внимание, проходя по улице, что все наши тополя - когда-то визитная карточка города - суховершинные. То есть уже погибшие, но еще не спиленные.
В-третьих, отсутствие арычного полива приводит к тому, что для спасения садов и огородов горожане используют питьевую воду. Варварство, но что делать?
Проблема давно стоит в полный рост, и вопросы со снабжением города поливной водой вроде бы принялись решать еще в 2020 году. Почему «вроде бы»?
За тридцать с лишним лет в этой сфере накопился такой ворох нерешенного, что потребуются как минимум несколько лет и миллиарды тенге. Так, еще три года назад бывший тогда заместителем руководителя отдела жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Тараза Максат Нуржанов сообщил журналистам, что для кардинального улучшения ситуации со снабжением Тараза поливной водой в первую очередь требуется привести в порядок все 16 шлюзов на городских каналах. Они построены в 70-80-е годы прошлого века и требуют реконструкции.
В рамках поручения акима области был разработан план работ на 2021-2023 годы. И требовались серьезные средства на его выполнение. Например, только на очистку всех восьми каналов необходимо 329 миллионов тенге на три года. Был разработан проект на 2022 год по восстановлению лотковой системы на улицах Ташкентской, Айтиева, Колбасшы Койгельды, Желтоксан. Тогда, мол, там ситуация станет нормальной. Всего требовалось уложить лотки на 56 километрах городских поливных сетей, работы рассчитаны до 2023 года. А это - порядка миллиарда тенге. На 2024 год был готов план по частичной замене лотков в микрорайонах. Отдельно планировалась очистка канала Карасу-1, где нужно применять ручной труд (там техника не проходит): на протяжении 800 метров - сплошной самострой в водоохранной зоне. По заданию руководства области создали группу из сотрудников архитектуры и горкомзема, которая выявляла дома и строения на запретных территориях. М. Нуржанов говорил, что их владельцам уже вручили уведомления, и в 2022 году можно было смело весь этот самострой сносить. Вторая группа выясняла, как поднять уровень воды (это о шлюзах).
- Также требуют восстановления 160 малых шлюзов, стоящих на арыках и обозначенных на картах. На самом деле от них ничего уже не осталось, все придется делать заново. И это только ранее существующие. А еще нужны малые шлюзы в микрорайонах, на новых территориях, требуются средства на очистку и замену трубчатых переходов на главных улицах. Могу твердо сказать, что поливной воды в городе достаточно, необходимо лишь привести в порядок ирригационную систему. Планы на это есть, и при своевременном и полном финансировании Тараз можно вернуть в прежнее положение по поливу за три года. Например, при полной очистке дна каналов вода в них станет чистой, появится рыба. Но много зависит и от отношения самого населения к нашей работе. Те же каналы забиты бытовым мусором, что создает заторы и подтопления, как на улицах Атамбаева и Ишина. Этим занимаются дежурные бригады «Жасыл ел-Тараз». Сами жители должны чистить арыки у своих домов, - утверждал тогда Максат Нуржанов.
В свое время аким Тараза Ержан Жилкибаев объявил, что акиматом города разработан план по очистке каналов и восстановлению лотковых систем на 2021-2023 годы. В течение трех лет планировалось заменить 38,24 километра арычных лотков, очистить шесть каналов.
Тогда же в газете «Жамбыл-Тараз» написали: «... благодаря трехгодичному плану восстановления арычной сети будут восстановлены арычные шлюзы, которые обеспечат регулярный полив во всех 14 микрорайонах, восьми жилых массивах и более 46 тысячах частных домов. Это поможет обеспечить поливной водой весь город и прилегающие районы». Просто праздник души какой-то, подумал я тогда, читая эти строки.
Потом, правда, нагрянула пандемия COVID-19, навалились связанные с нею проблемы, сменилось руководство области и города. И вот на дворе - лето 2024 года, и мы решили посмотреть, в какую сторону и как изменилась ситуация с арычным поливом в областном центре за три года.
Мое пешее путешествие по Таразу заняло целый день. Однако увиденное, скажу сразу, совсем не внушает оптимизма.
Бетонная Сахара
Отмечу, что картина с арычным поливом в городе очень неоднозначная. Начался мой скорбный исследовательский путь с улицы Сулейменова, где у ее пересечения с проспектом Жамбыла я тщетно пытался найти сначала следы арыков, а потом - какой-нибудь намек на поливную воду. Может, где-то под землей она и была, но на поверхности ничего обнаружить не удалось. Попутно побеседовал с жительницей улицы Улбике акына, которая сообщила, что в их районе в последние годы арычного полива не стало, огороды и приусадебные участки поливаются из скважин, а то и вовсе питьевой водой. Нынешнее лето - особо неблагоприятное в плане полива.
Далее мой путь лежал в самую густонаселенную часть Тараза - микрорайоны. Здесь три года назад вода была лишь в каналах.
У пересечения улиц Сейфуллина и Рыскулова (микрорайоны Талас, Жайлау и Салтанат) в бетонных лотках обнаружились следы воды, но, увы, это были лишь последствия ночного ливня. Уже к обеду они исчезли. В микрорайоне Аса картина та же.
- Я живу в этом микрорайоне с 1989 года, - рассказал житель дома № 27 Вадим Шевчук. - Тогда вода в арыках была, но еще в 90-е годы она пропала. Как начали строить всякие магазины-салоны, арыки позасыпали, и начали наши зеленые насаждения сохнуть. Жаловались жители, да все без толку. Мы давно уже привыкли, что остались только деревья да палисадники, которые жители из кранов поливают. Весь микрорайон сухой.
Такая же картина с удручающим постоянством повторялась в других микрорайонах - менялись лишь названия. Фото сухих арыков столь похожи, что можно проводить конкурс «Найдите хоть одно отличие». Правда, в микрорайоне Талас жители сказали, что вода в арыках была лет так восемь назад, но нынче ее нет.
Итак, с микрорайонами все стало более-менее понятно. Три года идей и планов ни к какому заметному улучшению ситуации здесь не привели.
Далее мой путь лежал в район железнодорожного вокзала. Что изменилось там? Может, трехлетний план реконструкции поливной сети дал результаты?
Результаты действительно заметны, правда, совсем не те, на какие рассчитывали жители. На улице Байзак батыра, что тянется параллельно железнодорожным путям несколько километров, арыки сохранились фрагментами.
Ни о каком поливе тут речь не идет вот уже более 20 лет, отчего ранее суховершинные тополя, когда-то сотнями растущие по обеим сторонам проезжей части, в большинстве своем превратились в сухие уродливые столбы или попросту спилены, остались лишь огромные пни. Сами арыки во многих местах просто уничтожены - на них насыпаны фундаменты для автостоянок или других объектов. То, что это административные нарушения и засыпать арычные сети категорически запрещено, говорить нет смысла. У супермаркета Sulpak сохранились и бетонированный арык, и даже пара шлюзов, но все эти рудименты ирригации не имеют доступа к источникам воды, а потому бесполезны. От вокзала до самого пересечения улиц Байзак батыра и Желтоксан арычная сеть уничтожена полностью.
Вот что рассказал местный старожил, предприниматель и гражданский активист Сержан Кайырбеков:
- Еще недавно вода проходила по магистральному арыку от железнодорожных путей по улице Желтоксан до улицы Байзак батыра, и это давало полив до гимназии № 24 и бывшей железнодорожной больницы. Помню, в 70-е годы мы, мальчишки, ловили в этом арыке пескарей, карасей, маринок. Воды было много! И она была чистая, купались без опаски. Район был зеленый, все дворы - как сады и скверы. Далее, в районе средней школы № 16 имени Карбышева, при постройке бизнес-объектов арыки засыпали, и весь район до улицы Желтоксан остался без воды. Теперь же и магистральный арык сухой, полива не осталось никакого. Арыки настолько сравнялись с поверхностью, что и следа нет. Кустарников не осталось, трава высыхает еще в мае. В сквере, что между домами
№№ 168 и 172, уцелели только самые большие деревья, не осталось тутовника, слив и яблонь, что раньше росли здесь.
Прошел я и в начало улицы Колбасшы Койгельды, где стадион «Улан». Здесь тоже воды не видели уже много лет, зато у пересечения улиц Колбасшы Койгельды и Казыбек би (как и у Желтоксан) происходят локальные подтопления из-за переполненных арыков и замусоренных водоводов.
Справедливости ради отмечу, что в Таразе есть места вполне в этом плане благополучные. Жители массива Тонкуруш сообщили, что в их магистральный арык вода подается, и она же есть в дворовых арыках, правда, в этом году ее меньше, чем в прошлом. Жительница улицы Тепловозной, что за железнодорожной линией, с гордостью сообщила, что в их магистральный арык вода подается нормально.
И, наконец, мне самому удалось увидеть и сфотографировать полный водою арык. Где же это благословенное место? Да у перекрестка улиц Абая и Толе би возле центральной площади.
Говорить же о том, что предпринимателей и владельцев частных домов, которые при постройке своих объектов засыпали арыки, нужно заставлять их восстанавливать (плюс штрафовать), уже надоело. Ибо данный «воз» столько десятков лет стоит на одном месте, и что по обода врос в землю.
Юрий ЕФИМОВ,
фото автора
Просим считать данную публикацию официальным обращением нашей газеты в акимат Тараза по поводу восстановления ирригационной системы областного центра.