Эпоха кукурузы
Аграрные эксперименты на аулиеатинской земле
В нашем областном государственном архиве немало документов, касающихся истории региона. Собирая информацию к предстоящему 85-летию области, с интересом проштудировал документы, связанные с годами правления в Советском Союзе Никиты Хрущева.
В сентябре 1953 года состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором Н. Хрущев избран первым секретарем ЦК партии. Именно на этом пленуме рассматривалась проблема восстановления сельского хозяйства, а в качестве основных причин его отсталости назывались невнимание к материальным интересам колхозов и колхозников, серьезные недостатки в управлении. За первой пятилеткой (1956-1960), принятой на XX съезде партии в 1956 году, последовала семилетка (1959-1965) с планами развития в первую очередь восточных территорий СССР, включая Казахстан и Среднюю Азию.
И каково было влияние такой политики на южный регион, в том числе на Джамбулскую область?
17 января 1961 года в своем выступлении на Пленуме ЦК КПСС Н. Хрущев сказал: «Производство зерна увеличилось, но возрос и спрос на зерно, поэтому мы должны теперь совершенно по-новому поставить вопрос об увеличении государственных запасов продукта. По отчетам Госплана СССР и комитетов по зерну для полного удовлетворения всех потребностей государства в хлебе нам необходимо в ближайшие годы увеличить ежегодные закупки зерна до 4 миллиардов 200 миллионов пудов».
Производство кукурузы и риса увеличилось в разы по сравнению с другими культурами.
Глядя на план, который определил заготовку зерна по каждой республике, нужно знать, что значительная доля - 950 миллионов пудов зерна - приходилась на Казахскую ССР. Если учесть, что все другие республики вместе, кроме Российской Федерации и Украины, должны продать государству около 150 миллионов пудов зерна, становится очевидным, какой вес приходился на нашу республику.
В дополнение к этому Н. Хрущев заявил: «Сейчас партия растет и укрепляется. Она стала сильной. Меняются и люди. Поэтому, воспитывая миллионы людей, необходимо смело заменять не способных работать по новым требованиям, не способных видеть инновации, не способных повышать показатели».
В передовице областной газеты «Еңбек туы» от 13 июня 1961 года приводятся слова Никиты Хрущева: «За счет кукурузы можно увеличить производство мяса и молока, а, следовательно, и материальное благосостояние народа, если кто-то сможет освоить выращивание кукурузы, то сможет добиться хороших успехов в развитии животноводства». И говорится далее: «Учитывая это, в колхозах и совхозах области выращиванию кукурузы уделяется особое внимание. В этом году в регионе принято обязательство получить с гектара по 50 центнеров кукурузы на зерно и 500 центнеров кукурузы на силос».
В данном контексте обращаем внимание на сведения об исполнении семилетнего плана развития сельского хозяйства Джамбулской области (1959-1965 годы), в котором содержится обзор производства сельскохозяйственной продукции.
При этом по итогам трехлетнего плана по области отмечается невыполнение по производству зерна - 743,4 тысячи тонн, сахарной свеклы - 685 тысяч тонн, мяса - 18,1 тысячи тонн, молока - 34,7 тысячи тонн и шерсти - 5,3 тысячи тонн. Далее отмечается факт отставания по объемам производства Луговского, Чуйского, Меркенского и Джамбулского районов; по производству мяса - Свердловского, Джамбулского, Сарысуского, Чуйского и Меркенского районов; по производству сахарной свеклы - Свердловского, Чуйского, Джамбулского районов; по производству молока - Чуйского, Курдайского, Луговского и Джувалинского районов. По производству шерсти отставание отмечено в Таласском, Меркенском, Сарысуском и Джамбулском районах.
Кроме того, сообщалось о ходе закупок сельскохозяйственной продукции. К концу семилетки отмечено отставание по производству молока (58,2 процента) и шерсти (60 процентов), предлагалось увеличить показатели исполнения обязательств по закупкам ежегодно на 12-15 процентов. Как показывает график, диапазон показателей выполнения плана также очень велик.
При этом в течение трех лет фиксировалось невыполнение воспроизводства поголовья: по крупному рогатому скоту - 61,7 тысячи голов, по коровам - 13,1 тысячи, по овцам и козам - 1048 тысяч, по лошадям -
13,5 тысячи и птице - 524 тысячи голов. Основной причиной этого является падеж скота в 1960 году из-за неправильного ухода за молодняком.
К слову, в 1960 году от каждой сотни маток в среднем получили по 66 телят, 72 ягненка и 1400 поросят. В Меркенском районе от каждой сотни маточного поголовья было получено 65 телят и 48 ягнят, в Сарысуском - всего 42 теленка и 68 ягнят. В колхозе имени Ленина Меркенского района от каждой сотни маток было получено 37 телят и 28 ягнят, в совхозе «Аспаринский» - 45 телят и 47 ягнят, а в совхозе «Биликольский», в котором не было недостатка в кормах зимой, от каждой сотни коров - только по 30 телят. Большой падеж скота допустили Сарысуский, Меркенский, Джамбулский, Свердловский районы. На их долю пришлось 53 процента павших овец. В результате регион не смог выполнить государственный план и обязательства по развитию животноводства на должном уровне.
Вместе с тем были и прекрасные кадры, передовики, показывавшие отличные результаты. Так, Суйинбек Тауиркулов в 1960 году получил 255 ягнят от каждой сотни овцематок. Мешитбай Койшыбеков настриг с каждой овцы по 10,4 килограмма шерсти и довел вес каждой овцы до 72 килограммов. Жазылбек Куанышбаев получил по 151 ягненку от каждой сотни овец, сдав государству 88 процентов каракульской смушки первого сорта. Алиса Баданова, доярка свекловичного совхоза «Меркенский», надоила по 4486 килограммов молока от каждой буренки, Екатерина Родионова, доярка совхоза «Георгиевский», получила по 4100 килограммов молока.
Однако известно, что директивы, принятые на пленуме обкома партии, в большинстве случаев не выполнялись.
Одним из примеров является докладная записка Государственной комиссии Председателю Верховного Совета Казахской ССР И. Шарипову, секретарю Джамбулского обкома партии А. Аскарову, председателю облисполкома В. Ливенцову о результатах проверки хода выполнения в области государственного плана производства семян кукурузы 1962 года.
В документе подсчитано, что в 1961 году область реализовала 400 тонн раннеспелых сортов кукурузы вместо запланированных 2000 тонн. Между тем выявлены ее другие недостатки, допущенные в 1961-м году, и одной из причин назван поздний сев кукурузы.
Как положительные примеры названы руководители звеньев колхоза «Трудовой пахарь» Свердловского района Фоменко, Шевцов, Зинченко, Буфорт, Келикиди и Толекеев, которые обогатили земли, используемые под пашню, тремястами тонн суперфосфата и навозом, получив в результате по 50-60 центнеров зерна кукурузы с гектара. Отличилось и другое хозяйство этого района - совхоз «Ровненский». Здесь благодаря интенсивному орошению кукурузных полей было собрано по 30-35 центнеров кукурузы. В качестве ведущих звеньевых здесь были названы Кононихин и Саурыковы.
К числу хозяйств, допустивших недостатки, относятся колхоз «Актерек» Курдайского района, совхоз «Байкадамский» Сарысуского района, колхоз имени Абая Свердловского района и совхоз «Бостандыкский» Таласского района. Они позволили кукурузным полям высохнуть, не обеспечивая своевременный полив.
А если объективно посмотреть на проблему? Когда вода дошла до Сарысуского и Таласского районов для своевременного орошения огромных кукурузных полей?
Разумеется, инспекторов это не волновало.
Колхоз имени Абая в Свердловском районе обвинили в том, что кукурузные поля потоптал скот. Так и будет, если кукурузу посадить на бывших пастбищных угодьях для скота - где животные найдут место выпаса в сезон?
Тем не менее строгое решение комиссии в составе депутата Верховного Совета Казахской ССР И. Гришигина (руководитель) и представителей Минсельхоза В. Сахаровой и А. Авраменко обязало собрать запланированные по области в 1962 году 270 тысяч центнеров зерна кукурузы, не допустив потерь.
Конечно, с самого начала было ясно, что такая волюнтаристская политика не принесет своих плодов. Это видно и из постановления Южно-Казахстанского облисполкома, которое было направлено в Джамбулский обком партии. В нем сообщается, что земли Южно-Казахстанской области, подлежащие вспашке, остались под парами, в результате чего возможности увеличения производства сельскохозяйственной продукции ослабли. При этом краевой исполнительный комитет не мог не знать, что 3,9 тысячи гектаров в Кызыл-Ординской области, а также земли Таласского, Мойынкумского, Сарысуского, Сузакского районов Джамбулской и Чимкентской областей расположены в пустынных и полупустынных регионах. В постановлении говорится: «Из 31 миллиона гектаров пастбищ страны орошаемыми являются лишь 16 миллионов, или 53 процента, в том числе 66 процентов таких земель в Джамбулской области, 44 процента в Кызыл-Ординской области и 69 процентов в Чимкентской области». Однако на газетных страницах того периода увеличилось количество критических материалов: «За кукурузой плохо ухаживают», «Акчулакцы не торопятся» и другие, например, об участке Арал совхоза «Бельбасар», где 100 гектаров кукурузы заросли сорняками.
Одним из экспериментов времен Хрущева было развитие свиноводства. В нашей области было построено несколько свинокомплексов. Однако казахи, будучи мусульманами, не очень интересовались разведением свиней. Одним из доказательств этого является то, что в 1962 году колхоз имени Амангельды Свердловского района планировал сдать государству 120 центнеров свинины, на самом деле в первом полугодии не реализовал даже одного килограмма. Областная газета «Еңбек туы» написала: «… животные находятся в грязном сарае без корма». Известная в то время крылатая фраза «Разведение свиней принесет огромную прибыль» не нашла своего подтверждения.
Сейдахан БАКТОРАЗОВ,
профессор Таразского регионального университета имени М. Х. Дулати,
руководитель научно-исследовательского центра
«Дулативедение и история региона»