Предпринимательство

Бизнес в малине

Есть потенциал для развития агротуризма

В Жуалынском районе значительно возрос интерес к выращиванию малины. Эту экономически выгодную ягоду культивируют в основном жители предгорных сел.

 

Сад ТОО «Экостар-А», что в селе Т. Дуйсебайулы, в последнее время в числе особо популярных мест у жителей области. В саду посетителей знакомят с технологиями выращивания яблок и малины, проводят мастер-классы, обучающие и развлекательные мероприятия. Под малину отведены пять гектаров, под яблони - семь.

Руководитель товарищества Балжан Досумбекова рассказывает, что она с супругом Альтаиром Досумбековым раньше проживала в Астане, продавали на рынке импортные овощи и фрукты. Но дело не приносило ожидаемой прибыли, и в 2014 году они решили самостоятельно выращивать продукцию на продажу.

- Мой супруг всегда тянулся к земле, мечтал заниматься садоводством. Он прекрасно разбирается во всем, что касается сельского хозяйства. И вот 10 лет назад мы решились - переехали в Жамбылскую область. Кстати, супруг мой родился и вырос в Мойынкумском районе. Я же родилась в Атырау, но выросла в Таразе, - рассказывает Балжан Досумбекова.

Обратившись в областной филиал палаты предпринимателей «Атамекен», супруги получили кредит под низкий процент. Купили готовый яблоневый сад площадью семь гектаров в селе Т. Дуйсебайулы в Шакпакском сельском округе. А в 2020 году приобрели здесь же второй участок площадью пять гектаров. Облагородили его, провели систему капельного орошения и стали выращивать малину.

- Вопрос выбора земли очень важен. Малину не посадишь куда попало, есть определенные требования. Тут и климатические условия имеют значения. Малина будет плодоносить плохо, если мало солнца. На среднесуглинистых почвах в неблагоприятное лето побеги малины могут не вызреть даже при правильной агротехнике. Если, к примеру, будут непрерывно идти дожди, малина вытянется в длину, но плодов не принесет, - делится Б. Досумбекова.

Супруги пригласили специалистов по агрохимическому обслуживанию, которые провели анализ почвы, дали научные рекомендации по внесению удобрений. Чтобы обеспечить сады постоянной поливной водой, на территории пробурили скважину и установили систему капельного орошения.

- Специалисты помогли выбрать наиболее рентабельный способ полива. Нам объяснили, что именно капельное микроорошение обеспечивает наилучший результат, сокращая расход поливной воды, удобрений и затраты на защиту посадок от сорняков и болезней, - дополнила Б. Досумбекова.

Малину (300 тысяч саженцев высокоурожайных сортов Amira и Regina) привезли из Италии. У сорта Amira очень крупные и сладкие ягоды. Это морозостойкий сорт, который дает стабильно высокие урожаи. Ягоды овально-конусовидной формы. От плодоножки они отделяются легко, хорошо держат форму и при сборе не мнутся и не распадаются. Мякоть сочная, с насыщенным сладким вкусом с небольшой кислинкой. Урожайность - до трех килограммов с одного куста. Малина сорта Regina - конической формы, ярко-красного цвета, тоже очень вкусная и ароматная. По словам собеседницы, ее вкус несколько лучше, чем у сорта Amira. И урожайность высокая, вес ягоды достигает семи граммов.

Сейчас здесь в разгаре сбор малины. Ящик за ящиком - ежедневно набирается от 100 до 200 килограммов. К слову, малина дает два урожая в год. Первый собирают в мае, а осенний созревает с сентября до середины октября. Ягоды спеют до тех пор, пока стоит теплая погода.

Б. Досумбекова говорит, что нынче урожай у них выдался богаче прошлогоднего. И цена на малину тоже очень хорошая: от 1500 до 2100 тенге за килограмм. Женщина пояснила: если покупатели сами приезжают, то малину им продают по 1500 тенге.

- Проблем со сбытом нет. Сбор ягод - очень кропотливый труд, требующий множества рабочих рук. В сезон нанимаем около 50 человек, - объяснила она.

От выращивания до переработки

Супруги планируют увеличить плантации, продавать малину в соседние регионы и заняться переработкой продукции.

- В ягодном бизнесе самое выгодное направление - переработка. Мы сейчас подумываем о производстве джемов и варенья из наших ягод. Но по себестоимости наша продукция, экологически чистая, выйдет дороже, чем в супермаркете, потому что качественная продукция не может стоить дешево. Наша малина стоит дороже привезенной из Кыргызстана, но она по вкусовым качествам намного лучше привозной. Импортная даже не пахнет малиной и совсем не сладкая, потому что при выращивании пользуются генно-модифицированными препаратами. Мы же вообще не используем ГМО, чтобы максимально сохранить все полезные свойства ягоды. Ведь ягода -
это не еда, а удовольствие, поэтому она должна быть вкусной и ароматной. Нашими постоянными покупателями являются частные детские сады и школы, так что вопрос качества продукции для нас на первом месте, - отмечает она.

Общий бизнес объединяет семью

В семейном бизнесе заняты все Досумбековы - и взрослые, и дети. У каждого свои обязанности. Старшая дочь Аружан в этом году окончила Казахский агротехнический университет в Астане по специальности «технолог пищевого производства». Кстати, родители возлагают на нее большие надежды. Они хотят, чтобы дочь занялась переработкой выращиваемых ими малины и яблок. Сын Тимур в этом году окончил школу, он контролирует процесс сбора урожая. Третий сын Альнур в этом году переходит в девятый класс. Он следит за поливом, ухаживает за растениями. Самый младший ребенок в семье - Мансур - учится в первом классе, но и он помогает собирать урожай.

Все в сад!

В саду как в зоне отдыха жамбылцы проводят фотосессии и прогулки. Супруги Досумбековы организовывают всевозможные экологические акции, в рамках которых люди приезжают сюда с детьми, чтобы показать им сад, научить ухаживать за растениями. Посетители могут принять участие в сборе урожая, организовать фотосессию, устроить пикник.

Так товарищество получает дополнительный заработок. После экскурсии по саду, как правило, каждый посетитель покупает яблоки и малину. Кроме того, горожане обязательно приобретают у местных жителей мед и молочную продукцию.

- Пару лет назад у меня родилась идея организовать здесь малую зону отдыха, чтобы к нам приезжали горожане в поисках местного колорита. Когда впервые к нам в сад приехали гости, я поняла, что обычная жизнь сельчан интересна городскому жителю, - отмечает Балжан Досумбекова.

Новые возможности для сельчан

- Мы хотим развивать агротуризм. Успешно работает такая форма туризма в странах Европы, Юго-Восточной Азии, Китае. К примеру, на Тайване туристы с удовольствием ездят на чайные и рисовые плантации. Популярны такие туры в Италии. Эта страна славится чудесными томатами, ароматными травами, оливками, разнообразными сырами и вином. Мы хотим, чтобы горожане, приезжая к нам, прониклись сельской жизнью. Среди жуалынцев немало тех, кто пасеку держит или ремеслом занимается старинным. Здесь активно занимаются ковроделием, вышиванием, лоскутным шитьем. Можно предложить отдыхающим попробовать себя в сфере животноводства и растениеводства, приобрести фермерские продукты, отправиться на конную прогулку, рыбалку, за ягодами и грибами. Жители нашего села занимаются в основном производством саумала, кумыса и шубата. Мы бы могли совместно открыть здесь оздоровительный центр. Нам для развития агротуризма нужны партнеры. Нужно составить интересные маршруты, например, туры выходного дня, и объединить несколько объектов для посещения. Единственное условие - владельцам объектов нужно сделать их удобными и привлекательными, обеспечить комфорт посетителям, чтобы они могли остановиться здесь на несколько дней, отдохнуть и посетить интересные места. Сельчан этот вид туризма обеспечит дополнительным источником дохода, - объясняет собеседница.

Она считает, что объектами туризма в регионе могут стать животноводческие фермы, садоводческие и рыбоводческие хозяйства. Кстати, последние уже работают в этом направлении. Мы уже писали о том, что многие рыбные хозяйства открыли свои зоны отдыха. Они привлекают людей, интересующихся рыбалкой.

Нельзя не согласиться с тем, что для развития сельского туризма регион имеет огромные преимущества. Здесь оптимальные климатические условия, достаточно хорошо развито сельское хозяйство. Много крестьянских хозяйств, животноводческих ферм, перерабатывающих предприятий - все это потенциальные объекты агротуризма. Они могут показывать, как устроено производство разного профиля, рассказывать об особенностях технологического процесса. К тому же возможность заглянуть «за кулисы» производства повышает доверие к предприятию.

Отметим, что развитие агротуризма полностью отвечает задачам Послания Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева «Экономический курс Справедливого Казахстана» относительно необходимости развития регионов, а также стратегического курса по развитию туризма в стране. Глава государства особо отмечает потребность в раскрытии туристического потенциала страны и реализации прорывных проектов в этой области.

Лола НУРМАТОВА