Общество

Только без фанатизма

Только без фанатизма

Проповедников-неформалов выведут на чистую воду

Миссионеры запрещенной в Казахстане деструктивной секты «Таблиги джамагат» продолжают искать неофитов среди жамбылцев. Четверо из них - граждане Кыргызстана - выдворены за пределы государства, поскольку нарушили правила пребывания. Но как быть с другими «идеологами», презирающими моральные устои и законы нашей страны и вербующими себе сторонников? Ответ на этот вопрос искали на заседании областного совета по связям с религиозными объединениями. 

Семь миссионеров «Таблиги джамагат» еще совсем недавно обходили аулы Рыскуловского и Меркенского районов, навязывая некое новое знание, якобы имеющее отношение к исламу. Сельчанам эти проповеди могли показаться полезными. Попробуем разобраться, почему. Согласитесь, многим из нас приходится общаться со священнослужителями в прикладных целях. Всякое значимое событие в жизни мусульманина - от рождения до его кончины - сопровождается религиозными обрядами, значит, без имама не обойтись. И в отличие от него, щедро вознаграждаемого за труды, заезжий путник-философ делится знаниями совершенно бесплатно. Обывателям, которые плохо разбираются в канонах традиционного ислама, трудно отличить зерна от плевел. Так и случается, что кто-то, позаимствовав набор заумных фраз у миссионеров, вдруг становится убежденным таблигом или ваххабитом. Как правило, он надеется заработать за счет вербовки новых сектантов, для чего тоже превращается в бродячего философа.

Между тем такие ситуации, совсем небезопасные для нас, жителей области, да и всех казахстанцев, можно предотвратить. Для этого должны приложить усилия советы по связям с религиозными объединениями, действующие на уровне районов, города Тараза и области. Пока же, судя по отчетам, прозвучавшим на последнем заседании областного совета, дела обстоят не очень хорошо. К примеру, в Меркенском районе из 23 действующих мечетей зарегистрирована 21. Без регистрации действуют религиозная община мусульман-шиитов и намазхана, посещаемая суннитами села Аккермен. Что же касается двух православных храмов в аулах Мерке и Сарымолдаев, то по решению инициативной группы действующим остался только один из них. Он и прошел регистрацию. В районе Т. Рыскулова без регистрации принимают посетителей пять объектов со статусом намазханы.

Как пояснил директор департамента по делам религий Жамбылской области Сергали Айдапкелов, намазханы пройдут регистрацию в соответствии с поправками в закон, регулирующий деятельность религиозных объединений.

По данным ДВД, всего зарегистрировано 13 нарушений в деятельности таких объединений. В семи случаях речь идет именно об отсутствии регистрации. Это касается объединений баптистов в Таразе и поселке Гранитогорск Меркенского района, мечети «Имам-али» в Кордае, молельных домов в виде намазханы в аулах Кулан и Кокарык Рыскуловского района, ауле Масанчи Кордайского района и ауле Камкалы в Мойынкумском районе.

Кроме того, полицейские совместно с сотрудниками прокуратуры изъяли в ходе оперативных мероприятий 28 книг, 62 брошюры и 37 дисков с текстами религиозного содержания. Сейчас эти материалы изучаются экспертами.

Между тем независимо от выводов теологов ряды пользователей сомнительной литературы не уменьшаются. Повлиять на выбор тех, кто питает интерес к вероучениям, могут только люди знающие и глубоко верующие, в том числе священнослужители. Именно поэтому председатель областного совета по связям с религиозными объединениями, первый заместитель акима области Карим Кокрекбаев поинтересовался, насколько образованны служители мечетей и церквей.

Оказалось, в православных храмах богослужение отправляют 11 выпускников духовных семинарий. Имамы 25 мечетей имеют высшее образование, 108 - окончили медресе, но еще примерно столько же не имеют духовного образования.

- У нас служат имамы и со средним образованием, истово верующие, способные делиться знаниями в гораздо лучшей степени, чем их дипломированные коллеги, - отметил главный имам мечети «Һибатулла Тарази» Данияр Жумабаев. - Тем более что далеко не каждый, кто обучался за рубежом, может подтвердить это документально. Кроме того, мы проводим семинары на базе медресе, стараемся привлекать к разъяснительной работе прихожан, которые лучше других разбираются в тонкостях ислама.

- Вот и отлично, - подытожил К. Кокрекбаев. - Давайте все вместе усилим работу в плане защиты и пропаганды наших традиционных ценностей. До сих пор, я считаю, эта работа была формальной. Нужен другой подход со стороны акимов районов, советов при акиматах: больше надо общаться с людьми, внятно объяснять, чем опасны различные течения и секты.

Гульжан АСАНОВА