Государственный информационный заказ

Покупали и будут покупать

Потребительская уверенность в Казахстане в июне продолжила свой рост

В Казахстане увеличивается пессимизм в инфляционных ожиданиях населения, хотя потребители отмечают рост цен преимущественно на Интернет и мобильную связь, а также бытовые услуги. Прогнозы по поводу рынка труда остаются достаточно умеренными, кредитное и депозитное доверие продолжает расти.

 

Представляем нашим читателям результаты 20-й волны исследования потребительской уверенности, проводимого Freedom Finance Global PLC по методике United Research Technologies Group на ежемесячной основе с ноября 2022 года.

 

Укрепление «оптимистичного» тренда

Снижение потребительской уверенности с уходом индекса CCI в негативную зону в марте сменилось ростом в оставшиеся весенние месяцы (апрель - 99,4 пункта, май - 100,4 пункта), а в июне позитивный тренд укрепился с достижением индикатора значения в 103,7 пункта (рост на три пункта ровно). Более значительный рост в июне продемонстрировал индекс оценки текущего состояния (на 3,5 пункта, до 86,2 пункта), в то время как индекс потребительских ожиданий вырос чуть менее заметно - на 2,9 пункта, до 130,3.

Столь значительный рост индекса потребительской уверенности обусловлен ростом субиндексов - значительно более позитивно в июне казахстанцы оценивали произошедшие изменения экономической ситуации (рост на 3,9 пунк­та), а также текущее время как благоприятное для совершения крупных покупок (на 3,7 пункта). Также казахстанцы склонны по результатам июньского замера более позитивно прогнозировать личные и экономические перспективы: значительный рост продемонстрировали как индекс ожидаемых изменений личного материального положения (рост на 3,2 пункта), так и индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в краткосрочной перспективе (на 3,1 пункта), однако оценки казахстанцев экономической ситуации в стране в долгосрочной перспективе в июне становятся более умеренными (рост на 2,3 пункта).

Потребительский оптимизм выше июньского показателя был зафиксирован ранее в ноябрьской и декабрьской волнах 2023 года (108,2 и 104,7 пункта соответственно), что делает текущий замер одним из самых «оптимистичных» с момента начала проведения исследования. Летние месяцы обычно отличаются большим потребительским оптимизмом (в исследованиях потребительской уверенности в других странах), в то время как летом 2023 года казахстанцы скорее демонстрировали умеренные оценки.

 

Взрослые потребители остаются в негативной зоне

Несмотря на то, что в июне гендерные отличия вновь проявляются на уровне потребительской уверенности, и мужчины, и женщины остаются в позитивной зоне - 102 пункта (+1,3 пункта) и 105,2 пункта (+5,1 пункта) соответственно. При этом мужчины склонны чуть выше оценивать текущее состояние (86,6 пункта, у женщин - 85,8 пунк­та), в то время как женщины обладают более высокими потребительскими ожиданиями (134,8 пункта, у мужчин - 125,3 пункта).

В июне продолжается укрепление позитивного тренда во всех возрастных группах, однако в оптимистичной зоне по потребительской уверенности находятся только молодежь (115,8 пункта) и молодые взрослые (105,5 пункта), причем молодежь в отличие от многих предыдущих замеров в этом месяце продемонстрировала наименьший рост оптимизма (+0,1 п.). Наибольший прирост потребительского оптимизма в июне продемонстрировали молодые взрослые (+4,8 пункта) и потребители пенсионного возраста (+5,1 пункта). Это, однако, не позволило старшим группам выйти из негативной зоны - хотя пенсионеры впервые с февраля 2023 года более оптимистичны (96,9 пункта), чем потребители предпенсионного возраста (94,8 пункта, рост на 2,5 пункта).

 

Больше половины регионов оптимистичны

Рост потребительской уверенности оказался заметен не только в разрезе роста индекса и субиндексов, но и в региональном разрезе. В позитивной зоне оказалось 13 казахстанских регионов. Помимо западного макрорегиона, который на протяжении всего исследования демонстрирует одни из самых оптимистичных показателей, в июне потребительский оптимизм демонстрируют Астана (106,6 пункта, +0,1 п.), Алматы (102,9 пункта, +2,1 п.), Шымкент (108,3 пункта, +5,3 п.), ряд южных регионов - Жамбылская (101,3 пункта, +1,5 п.), Жетысуская (108 пунктов, +14,4 п.), Кызылординская (114,8 пункта, +3,4 п.), Туркестанская области (115,9 пункта, +8,6 п.), а также Улытауская (105,2 пункта, +6,5 п.), Абайская (100 пункта, + 7,7 п.) и Костанайская (102,5 пункта, + 11,3 п.) области.

Несмотря на преобладание оптимистичных оценок в оценке потребителей в региональном разрезе, в июне четыре региона продемонстрировали снижение потребительской уверенности: Актюбинская область, снова ушедшая в пессимистичную зону после мартовского снижения и последующего роста оптимизма (92,1 пункта, - 8,3 п.), Алматинская область (98,7 пункта, -1,2 п.) и традиционно более пессимистичные Павлодарская (94,4 пункта, -4,2 п.) и Северо-Казахстанская (95,9 пункта, - 2,7 п.) области.

 

Денежный вопрос

Менее трети казахстанцев отметили в июне, что их ничего не беспокоило, причем их доля с майского замера незначительно снизилась (30,8%, -0,6 пункта).

При этом значительно увеличилась доля тех, кого беспокоят финансовые трудности: нехватка денег, долги и/или отсутствие возможности их погасить - на 3,4 пункта, до 26,4 процента. В то же время инфляция и рост цен, которые в 2024 году значительно менее беспокоили казахстанцев, в июне снова вернулись в топ-5 причин для беспокойства (6,8 процента, +1,3 пункта).

Однако популярнее тревог из-за инфляции и роста цен/тарифов в июне стали беспокойства по поводу проблем со здоровьем (10,1 процента, +0,2 пунк­та) и семейно-бытовых вопросов (8,9 процента, +0,3 пункта).

Также казахстанцы стали чуть больше беспокоиться о здравоохранении (2,6 процента, +1,3 пункта) и экономической ситуации в стране (2,2 процента, +1,2 пункта), в то время как тревога по поводу природных явлений (3,1 процента, -0,5 пункта) и катаклизмов (1,3 процента, -2,2 пункта) продолжает снижаться.

 

Продолжая тренд на замедление

По данным Бюро национальной статистики Республики Казахстан, годовая инфляция продолжает снижение и составила 8,4 процента в июне.

При этом доля казахстанцев, полагающих, что цены за предыдущий год росли быстрее, чем раньше (52 процента, -3,1 пункта), снова снизилась, побив рекорд предыдущего месяца, который был самым оптимистичным по оценке инфляционных процессов. А чуть более четверти казахстанцев полагают, что цены растут с той же скоростью, что и раньше (26,7 процента, +3,8 пункта).

Месячная инфляция в июне аналогична майской и составила 0,4 процента. Потребители стали чуть реже замечать значительный (39 процентов, -0,7 пункта) и умеренный (32,3 процента, -1 пункт) рост цен на товары и услуги за прошедший месяц, однако менее четверти казахстанцев (24,8 процента) определяют рост цен как незначительный или отсутствующий.

 

Рост инфляционных ожиданий населения

Ожидаемый уровень годовой инфляции по результатам опроса в июне 2024 года впервые за долгое время вырос и составил 8,2 процента (+0,3 пункта, в мае показатель составил 7,9 процента), соответственно, соотношение уровня ожидаемой инфляции к воспринимаемой выросло до 0,96 процента (в мае - 0,91 пункта).

Ожидания населения остаются ниже фактической динамики инфляционных процессов, но можно отметить рост пессимистичных оценок

 

Молодые взрослые ожидают роста

В июне наблюдается сокращение гендерного разрыва в оценке изменения цен на товары и услуги за последний месяц, хотя он остается значительным. Женщины (41,5 процента) продолжают чаще мужчин (36,6 процента) отмечать сильный рост цен за прошедший месяц, но их доля сократилась (-2,2 пункта, у мужчин - рост на один пункт). В перспективе годовой оценки изменений цен доля женщин, отметивших резкий рост цен, также сократилась (56,5 процента, -4,8 пункта), причем значительнее, чем мужчин (47 процента, -1,3 пункта).

В перспективе месяца значительных изменений в оценке произошедших изменений в динамике цен не произошло -
молодежь (-0,9 пункта, до 33,2 процента) и пенсионеры (-3,3 пункта, до 39,5 процента) скорее склонны корректировать свои оценки в сторону более умеренных, в отличие от других возрастных групп, а по итогам года только пенсионеры в июне корректировали свои оценки роста цен в пользу более пессимистичных (+2,2 пункта, до 54,3 процента), при этом группа молодых взрослых казахстанцев остается самой пессимистичной в оценке роста цен.

По итогам месяца резкий рост цен скорее отмечали жители Абайской (48,3 процента, +1,1 пункта) и Улытауской (50,5 процента) областей, а по итогам года менее умеренные оценки отмечены также у жителей Улытауской области (65,3 процента, -3,9 пункта).

 

Цены на Интернет и мобильную связь стали ощутимыми

Несмотря на то, что топ наиболее заметно подорожавших товаров и услуг фактически не меняется, в него продолжают входить ключевые продукты питания и услуги ЖКХ, среди наиболее заметных изменений в июньской волне можем отметить, что казахстанцы стали замечать рост цен на Интернет и мобильную связь (12,1 процента, +7,5 пункта).

Также удорожание цен стало сравнительно более заметным на такие категории товаров и услуг, как мясо, птица (38,1 процента, +2,3 пункта), медикаменты и лекарства (6,2 процента, +2,6 пункта), бытовые услуги (четыре процента, +2,1 пункта). При этом согласно данным статистики, цены на услуги парикмахерских и заведений личного обслуживания также увеличились (+13,6 пункта), став одной из самых подорожавших категорий услуг.

Хлеб и хлебобулочные изделия стали значительно реже (24,6 процента, - 7,2 пункта) отмечаться казахстанцами как товары, рост цен на которые стал наиболее ощутимым в июне. Другие товары из топа также показали снижение: сахар и соль (18,7 процента, -3,9 пункта), мука (17,4 процента, -3,7 пункта), яйца (15,3 процента, -2 пункта) и растительное масло (13,1 процента, -2,9 пункта).

 

В ожидании (небольшого) роста

В июне продолжается тренд на корректирование прогнозов в сторону менее умеренных оценок - постепенно увеличивается доля тех, кто ожидает значительного роста цен в течение следующего месяца (49,5 процента, +1 пункт) за счет увеличения долей ожидающих умеренного роста цен (33,5 процента, +0,9 пункта).

В перспективе года прогнозные оценки потребителей стабилизируются - 41,8 процента ожидают соразмерного с прошлым годом роста цен (+1,9 пункта), при этом увеличилась и доля тех, кто ожидает более быстрого роста цен (+1,6 пункта, до 20,9 процента).

 

Всё ещё не время кредитоваться, но доверие растёт

В сравнении с маем в июне доля планирующих брать кредит незначительно сократилась (-0,3 пункта), причем среди мужчин и женщин разнонаправленные стратегии: мужчины чуть чаще планируют прибегать к кредитным средствам (20,6 процента, +0,4 пункта), чем женщины (17,2 процента, -1 пункт). Также снижение планирующих брать кредиты произошло за счет молодых возрастных групп, в то время как казахстанцы возраста 45-59 лет стали лидирующей группой, планирующей кредитоваться в следующем году (22 процента, +4,4 пункта). В региональном разрезе жители Туркестанской области (28,4 процента) чаще планируют брать кредиты, а менее активно - жители Северо-Казахстанской области (11,2 процента).

Параллельно с ростом потребительского оптимизма в июне выросло и кредитное доверие до 37,2 пункта (рост на 0,7 пункта) за счет роста доли казахстанцев, которые полагают, что сейчас хорошее время для кредитования (15,7 процента, +2 пункта).

Анастасия САБЛИНА,
социолог-аналитик исследовательской компании United Research Technologies Group,
Курсив