Общество

Битва за детство

Как бороться с издевательствами и травлей

Буллинг среди детей - это не просто шалости или детские игры. Это серьезная проблема, с которой сталкиваются тысячи школьников каждый день. Психологическое и физическое насилие, унижения и издевательства оставляют глубокие раны, которые могут влиять на всю последующую жизнь ребенка. Как же бороться с этим явлением и какие меры необходимо предпринять для защиты наших детей?

 

Буллинг - это форма агрессивного поведения, которая включает в себя целенаправленное, систематическое преследование другого человека с целью причинения физической и эмоцио­нальной боли. То есть, говоря иначе, буллинг - это вид насилия и деструктивного поведения, основанного на нарушении прав человека, унижении его чести и достоинства.

- Мы можем утверждать, что ребенок подвергается травле, если в течение определенного времени он испытывает целенаправленное агрессивное воздействие со стороны одного или нескольких лиц. При этом он остро переживает происходящее, но по разным причинам не может остановить этот процесс, - утверждает доцент кафедры общей педагогики Международного Таразского инновационного института имени
Ш. Муртазы, эксперт антибуллингового сообщества Жулдыз Ускенбаева. - Буллинг проявляется по-разному. В одном случае это могут быть систематические словесные оскорбления, обзывания или насмешки над какими-то особенностями личности, например, внешним видом, манерой говорить, одеваться, походкой, мимикой, жестами, в том числе вызванными заболеванием или инвалидностью. Очень часто внимание привлекают такие дефекты, как заикание или прихрамывание. В другом случае издевательства могут принять форму избиения: ребенка будут толкать, отбирать или портить вещи, унижать его честь и достоинство, через принуждение выполнять какие-либо унизительные действия или совершать акты насилия в отношении третьих лиц. Подобные физические и словесные действия характеризуют прямой буллинг. Бывает еще и непрямой буллинг, который проявляется через менее явные действия, например, манипулятивное поведение. Это может быть распространение лживых сведений, сплетен и слухов, исключение человека из круга общения, совместных занятий, игр, отторжение, игнорирование и прочие формы бойкота.

Специалист выделяет несколько основных характеристик буллинга. Первая - это асимметричность. В таких отношениях всегда с одной стороны находится агрессор, обладающий властью в виде физической или психологической силы, с другой - пострадавший, такой силой не обладающий и остро нуждающийся в поддержке и помощи третьих лиц. Во-вторых, буллинг - это всегда преднамеренность. Травля направлена на нанесение физических и душевных страданий человеку, который выбран целью не случайно, а с прямым усмыслом. Особенностями подростковой и детской среды продиктована следующая характеристика - это чаще всего групповой процесс, затрагивающий не только обидчика и пострадавшего, но и свидетелей насилия, весь класс или группу, где он происходит. Он никогда не прекращается сам по себе - всегда требуется защита и помощь всем участникам процесса.

Важно понимать, что буллинг имеет намеренный характер и происходит неоднократно, систематически. Буллинг может иметь долгосрочные негативные последствия для жертвы и даже привести к развитию суицидального поведения.

При вопросе борьбы с буллингом важно помнить, что это одна из форм насилия, поэтому, в первую очередь, важно формировать культуру нулевой терпимости к любому проявлению насилия.

Если рассматривать явление на примере школы, то здесь важно понимать, что дети и подростки - эмоционально незрелые личности, и задача организаций образования - давать им поддержку в этот непростой период их естественного развития. Школа несет ответственность не за наличие насилия и издевательства, а за отсутствие реагирования на происходящие ситуации. А это уже вопрос правовой грамотности.

- На мой взгляд, важно не бороться, а проводить профилактику и направить фокус на развитие ассертивного поведения как у подрастающего поколения, так и у взрослых. То есть, во-первых, научиться находить баланс между пассивным и агрессивным поведением, где человек отстаивает свои интересы и убеждения без попыток манипулировать или унижать других. Выражать свои мысли, чувства и желания прямо и открыто, уважая при этом права и чувства других людей. Во-вторых, пересмотреть имеющиеся в нашем обществе стереотипы: «это возраст, и по мере взросления все пройдет само собой», «моего ребенка не травят, и меня это не касается». Когда школа считает подобное поведение следствием воспитания и перекладывает всю ответственность на родителей, а родители считают, что раз буллинг происходит в школе - значит, школа должна разбираться с этим вопросом. Очень часто у нас считают в такой ситуации, что посещение секции единоборств исключит проблемы возможного буллинга, однако агрессия всегда порождает агрессию, - говорит Жулдыз Ускенбаева.

Принято считать, что от буллинга страдает только жертва, но помощь нужна и человеку, который устраивает травлю над другим человеком.

Как считает Ж. Ускенбаева, в работе с жертвами акцент должен быть на поиске внутренних ресурсов для грамотного реагирования на ситуацию. Необходимо развивать умение общаться в критических конфликтных ситуациях, при необходимости укрепить внутреннюю агрессивность ребенка, научив давать отпор, но не физически. Можно это делать через игры, когда родитель выступает в роли агрессора и мягко направляет ребенка в правильное русло, показывая, как можно гипотетически ответить на враждебное поведение. Другие же предпочитают передать этот опыт через мультфильмы, кинематограф и книги. Существует множество произведений, где главный герой дает отпор обидчикам, важно лишь вовремя акцентировать на этом внимание.

- В работе с агрессором важно выяснить, кто и где подавляет ребенка, вызывая агрессию. Возможно, у него низкий эмоциональный интеллект. Нужно обучать грамотной коммуникации, умению экологичного выхода из стресса. Выяснить, имеет ли место нарушение эмоциональной сферы, при необходимости оказать профессиональную медико-психологическую помощь, - говорит эксперт.

К сожалению, мы живем не в отрыве от мировой цивилизации, и, как было сказано выше, буллинг - это вид насилия, который имеет место быть в любом обществе. Наш город и область не являются исключениями. Формирование нулевой терпимости к насилию требует времени и немалого, это вопрос ценностных ориентаций не только молодежи, но и старшего поколения.

Дионисий ПЛЯШЕШНИК