Обязательная маркировка лекарственных средств
Готовы ли аптеки к нововведению?
С 1 июля 2024 года в Казахстане введена обязательная цифровая маркировка всех лекарственных препаратов. Это шаг, направленный на повышение защиты внутреннего рынка страны от контрафакта. Но готовы ли жамбылские аптеки к переходу на новую маркировку лекарственных средств? Этот вопрос обсуждался в ходе круглого стола, организованного Общенациональной социал-демократической партией при поддержке региональной палаты предпринимателей.
Согласно изменениям, для работы с маркированными лекарственными средствами необходимо зарегистрироваться на портале Единого оператора АО «Казахтелеком» Ismet.kz. Это позволит осуществлять эффективный контроль за фармацевтической деятельностью.
Казалось бы, благодаря нововведению наша страна сможет повысить уровень защищенности от попадания на рынки несертифицированной продукции. Однако многие аптеки не готовы переходить к коду Data matrix. Такую позицию обозначил член президиума Общенациональной социал-демократической партии Талгат Омаров. По его словам, в случае введения данного вида маркировки сторонняя организация будет видеть денежный оборот той или иной аптеки.
- Мы считаем это несправедливым, более того, эта информация защищена законом, в частности, Предпринимательским и Гражданским кодексами. Государство гарантирует, что если субъекты бизнеса отнесут какую-либо информацию к коммерческой тайне, то она будет защищена законом. Здесь же мы видим, что на основании постановления Правительства ввели маркировку для отслеживания и требуют, чтобы информационные системы были интегрированы. Мы с этим в корне не согласны и просим государственные органы к этому вопросу подойти объективно, чтобы не нарушались права, - сказал он.
Собравшиеся на встрече предприниматели обратили внимание на вероятное повышение стоимости закупаемых лекарственных средств у фармкомпаний, поскольку последним придется внедрять новый принцип маркировки товаров, поставляемых в нашу страну.
- На упаковках указаны производитель, дата выпуска, серия, сроки годности. Все продающиеся в аптеках на территории Казахстана товары имеют штрих-коды. Ими пользуются все европейские страны и государства Центральной Азии. Представители, внедряющие код Data matrix, объясняют, что это предотвратит контрабанду. Дополнительная нагрузка на производителя из-за внедрения кода поднимет цены в Казахстане, - уверена предприниматель Гульастун Искандарова.
Стоит отметить, что в настоящее время стоимость кода обязательной маркировки для лекарственных препаратов в Казахстане составляет 2,4 тенге.
Талгат Омаров отметил, что инициаторы внедрения кода Data matrix считают, что таким образом эффективность борьбы с контрафактной продукцией значительно повысится. Тем не менее представитель партии уверен, что аптеки на такой шаг не пойдут, ведь в противном случае они лишатся лицензии. Поэтому разумно использовать уже имеющийся штрих-код, который также позволяет получить информацию о препарате.
- Есть штрих-код, который признан Всемирной торговой организацией. Нанесение штрих-кода не такой затратный процесс, как тот, который предлагается. Это более сложный и затратный способ нанесения штрих-
кода. Он является индивидуальным для каждой упаковки, соответственно, аптеки должны индивидуально ставить каждую коробку на учет и выводить из учета, когда продают медикаменты, - сказал Талгат Омаров.
В завершение круглого стола была принята резолюция, которая будет направлена в компетентные органы.
Риналь РАХМАТУЛЛИН