Меню

Старейшина народной поэзии

Свидетель и творец двух веков, любимый ученик Жамбыла

Старейшина народной поэзии Старейшина народной поэзии

Известный публицист и литературовед Олег Мацкевич писал: «Когда Джамбул уже был знаменитым певцом Джетысу, Кенена еще звали ласково «балой-акыном», мальчиком-поэтом. У байского пастушонка оказался красивый, серебристого тембра голос и незаурядный талант импровизатора. Его песни «Ри, қойым» (характерный окрик чабана отары) и «Бозторғай» («Песня о жаворонке») скоро стали народными.

 

Обращаясь к тем, кто угнетал и грабил его народ, бала-акын совсем не по-детски гневно восклицал:

Чтобы волки вас сожрали, ри, койым!

Чтоб чума пришла в кошары, ри, койым!»

Кенен с четырнадцати лет разъезжал по казахским и киргизским аулам, учился народному певческому искусству у Жамбыла, Балуана Шолака, Шашубая и других акынов. Он обладал не только красивым по тембру голосом, но и талантом импровизатора. В начале XX века на состязаниях акынов Жетысу признанный акын Жамбыл и юный Кенен получили первые призы за исполнение собственных импровизаций. В дооктябрьский период он уже был известен как поэт, певец и мелодист-композитор. Безграмотный пастушонок позже научился грамоте у местного жителя и впоследствии записывал сложенные им стихи на арабском языке.

Его творчество дооктябрьского и послеоктябрьского периодов запечатлело основные исторические события в стране, участником которых был он сам. Его песни «Шестнадцатый год», «В поход», поэмы «Али батыр», «Киргизбай», «Моя жизнь» описали героику гражданской войны, восстания 1916 года и вдохновляли воинов-сарбазов на борьбу. Акын был участником установления Советской власти в Семиречье и создал немало песен: «17 год», «Избрали в ревком», «18 год» и другие. В 1921 году его избрали председателем Курдайского аулсовета.

Среди акынов советского периода Кенен Азербаев считался одним из лучших лириков. Часто исполнялись его песни «Колхозный напев», «Шашу», «Бозторғай», «Ой, жайлау», «Домбра». Например, песню «Бұлбұл» («Соловей») впервые исполнила Дина Нурпеисова. Знаменитая песня «Бозторғай» («Жаворонок») сложена о самом Кенене - бедствующий молодой пастух мечтает о счастливой жизни, свободной от баев, на которых приходится работать даром.

Композитор Ахмет Жубанов писал: «С момента появления песню подхватили пастухи, скотники, а вскоре ее запели всюду. Она стала любимой песней всех униженных, обездоленных, оскорбленных».

К. Азербаев прославился и как кюйши - виртуозно исполнял народные кюи на домбре. Ученый-литературовед Есмагамбет Исмаилов отмечал: «Очень музыкальный, прекрасно владеющий голосом, Кенен берет самые высокие и низкие ноты. В пылу исполнения, как бы подчеркивая свою виртуозность, он отрывает руку от домбры и делает жест танцовщицы, касаясь рукой уха». Известен Кенен и как жырау - исполнял эпосы «Кобланды батыр», «Кероглы», отрывки из кыргызского эпоса «Манас», сочинил поэмы «Батыры, жившие ранее» (1947), «Аңыздар сыры» (1969), также был активным участником известных айтысов.

У Жамбыла много было талантливых учеников, но среди них особенно выделялся Кенен Азербаев. Когда в декабре 1937 года 90-летнего Жамбыла пригласили приехать в Тбилиси на празднование 750-летия поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре», акын изъявил желание, чтобы его сопровождали сын Сатыш и любимый ученик Кенен. Позже К. Азербаев напишет поэму о Жамбыле.

Восьмидесятилетним старцем, выступая на IV съезде писателей Казахстана в марте 1959 года, Кенен пошутил: «Давайте, поэты, посоревнуемся: выступим перед колхозниками и посмотрим, кого из нас лучше примут?» В этих словах народного акына своеобразный намек поэтам от пера быть ближе к народу, выражая его чаяния, и в то же время - уверенность в своем творческом влиянии на народ.

Когда началась Великая Отечественная война, в первые же дни в Москве была написана великая патриотическая песня «Священная война». Почти одновременно в Казахстане по республиканскому радио прозвучала песня Кенена Азербаева «Біздің отан жеңеді!» («Наша Родина победит!»), сложенная им в ауле у Курдайского перевала. Акын исполнял эту песню по окрестным аулам, поднимая дух народа, выезжал в составе агитбригад, вдохновляя тружеников тыла стихами и песнями «Привет фронту», «Город Ленина защитим», «Четыре батыра».

А вот как описывала ученый-литературовед Евгения Лизунова выступление акына на вечере творчества народов СССР в Доме культуры МГУ для участников XXV Международного конгресса востоковедов в Москве (25 августа 1960 года): «Гордо на сцену выходил прославленный казахский народный акын, семидесятишестилетний Кенен Азербаев - сказитель народных поэм, создавший многие песни и стихи. Высокий, очень стройный, молодоглазый, белобородый, в шапке, отороченной куньим мехом, в синебархатном чапане, со щегольской, нарядной, украшенной замысловатой инкрустацией домброй в руках, он вызвал своим появлением одобрительный гул всего зала. Звучным прекрасным голосом он запел о герое эпоса - легендарном батыре Кобланды. Его песня была страстна, темпераментна, могуча. Чуткие, длинные пальцы Кенена извлекали из струн домбры огневую мелодию, в которой звучала горячая любовь к родине, ее героям, ее патриотам».

В 1974 году в стране широко отметили 90-летие акына. Торжества прошли в рамках Дней советской литературы на его родине. На торжественном собрании в президиуме находились С. Б. Ниязбеков - председатель Президиума Верховного Совета Казахской ССР, который зачитал приветственное письмо первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Д. А. Кунаева; С. Н. Имашев - секретарь ЦК Компартии Казахстана, Г. М. Марков - первый секретарь правления Союза писателей СССР, А. А. Аскаров - первый секретарь Алма-Атинского обкома партии, С. С. Джиенбаев - заместитель председателя Совета Министров республики, З. Камалиденов - первый секретарь ЦК ЛКСМ Казахстана, А. Алимжанов - первый секретарь правления Союза писателей Казахстана, Е. Рахмадиев - председатель Союза композиторов Казахстана, а также ученые, деятели культуры, передовики производства. Вступительное слово произнес Хасан Бектурганов - первый секретарь Джамбулского обкома партии. Кенену Азербаеву был вручен второй орден Ленина.

С приветственными словами выступили поэты и писатели Абдильда Тажибаев, Георгий Марков, Сапаргали Бегалин, Чингиз Айтматов, Аскар Токмагамбетов, представители Джамбулской области: А. Назарбеков - первый секретарь Мойынкумского райкома партии, А. П. Коротков - первый секретарь Джамбулского горкома партии, А. Сандыбаев - первый секретарь Джамбулского райкома партии, А. Жунисалиев - первый секретарь Красногорского райкома партии и другие. К юбилею акына был издан сборник его стихов «Вершина Алатау».

В селе Кенен Кордайского района в 1981 году открыт литературно-мемориальный музей имени Кенена Азербаева как филиал областного историко-краеведческого музея, позже он получил статус самостоятельного музея. К 100-летию народного акына было построено новое большое здание, перед которым установлен его бюст. В нескольких залах размещены тематические разделы. Среди ценных экспонатов - домбра Кенена, серебряный пояс - подарок Жамбыла, гранитная плита с памятной надписью от знатного чабана, дважды Героя Социалистического Труда Жазылбека Куанышбаева и другие.

Творчеству акына посвятил свой труд «Песни Кенена Азербаева» (1955) музыковед и композитор Борис Ерзакович. Алтынбек Коразбаев написал песни, посвященные акыну, «Кенен ата», «Сағындым Кенен атамды» (на слова Ж. Сатибекова). С 2018 года имя Кенена Азербаева носит Жамбылская областная филармония, перед ее зданием установлен памятник акыну.

Кенена Азербаева считали старейшиной народной поэзии, его творчество было понятно и любимо народом, потому что он пел о народе, его истории и родном крае.

Фатима ОРАЗБЕКОВА,
педагог-ветеран,
член Союза журналистов Казахстана

Самые читаемые статьи недели: