Каждый год казахстанские железнодорожники с нетерпением ждут первое воскресенье августа. В этот день по традиции отмечается их профессиональный праздник.
Железная дорога Казахстана отмечает в этом году свой 120-летний юбилей. С момента, когда по территории нашей республики прошел первый поезд, стальная магистраль сделала гигантский рывок вперед и сегодня играет ключевую роль в экономическом развитии страны.
Годом основания железных дорог в Казахстане принято считать 1904-й, когда было запущено движение по первой магистрали широкой колеи от Оренбурга до станции Кубек (Казалинск) на границе с Узбекистаном.
Однако первые поезда по территории нашей страны проследовали на 10 лет раньше. В октябре 1894 года в эксплуатацию приняли 130-километровый участок узкоколейки между Уральском и Покровской Слободой, входящий в состав Рязано-Уральской железной дороги. По ней перевозили древесину и зерно из России, шерсть и шкуры - в обратном направлении.
Тогда же было открыто первое локомотивное депо в Уральске. Спустя четыре года по казахстанской степи пролегли 77 километров узкоколейки Урбах - Астрахань.
Большое значение для развития Северного Казахстана имело строительство в 1891-1896 годах Транссибирской магистрали и ее 190-километрового «казахстанского» участка.
Эпохальным событием в истории железнодорожного транспорта Казахстана стала сдача в эксплуатацию легендарной Туркестано-Сибирской магистрали - Турксиба. До этого момента существовавшие в нашей республике дороги проходили в основном по ее западным и северным окраинам и не проникали в глубинные районы, где планировалось возведение крупных промышленных объектов.
Столь грандиозные планы требовали развития железнодорожного сообщения, при этом были и другие не менее важные причины для строительства Турксиба. Снабжая Россию хлопком, Средняя Азия и, в частности, южные районы Казахстана испытывали недостаток хлеба.
На стройках Турксиба на всю страну прозвучало имя первого инженера-путейца-казаха Мухамеджана Тынышпаева, участвовавшего в строительстве и смычке дороги. В 2000 году имя Мухамеджана Тынышпаева присвоят профильному вузу Казахстана.
Турксиб способствовал освоению многих пустынных земель Казахстана и активизации его экономического развития.
До 1958 года Казахстан обслуживался шестью дорогами, имея только два управления - Турксибские и Карагандинские железные дороги, остальные находились за пределами страны.
С 1 июля 1958 года появилась самая крупная в СССР (если не считать Россию) Казахская железная дорога.
Железнодорожный транспорт за эти годы прошел большой путь масштабных преобразований - налажено собственное производство локомотивов, рельсов и комплектующих для предприятий отрасли.
Сегодня через Казахстан проходит 11 международных транзитных коридоров: пять железнодорожных и шесть автомобильных. Интенсивно развивается проект «Новый Шелковый путь», коридоры ТМТМ, Север - Юг, растут объемы перевозок.
По итогам этого года АО «НК «Қазақстан темір жолы» может поставить новый рекорд в истории независимого Казахстана по грузообороту - порядка 260 миллионов тонно-километров.
Спустя 120 лет интенсивного поступательного развития железнодорожная отрасль продолжает вносить свой весомый вклад в становление и укрепление экономики суверенного Казахстана.
Отар - железнодорожная станция Алматинского отделения Казахстанских железных дорог. Расположена на участке Берлик I - Актогай, передаточная станция Алматинского отделения (следующая станция - разъезд Кулжабасы - уже относится к Жамбылскому отделению).
Станция Отар сооружена при строительстве Турксиба. Открыта в 1931 году. В 1997 году была осуществлена электрификация переменным током напряжением 25 киловольт участка Шу - Отар. В 2001 году был электрифицирован участок Отар - Алма-Ата-1. В 2013 году на станции осуществлен усиленный средний ремонт более одного километра на 25, 26 путях, проведен усиленный подъемный ремонт пути.
Станция осуществляет следующие пассажирские и грузовые операции: продажа пассажирских билетов, прием, выдача багажа, прием и выдача мелких отправок грузов, требующих хранения в крытых складах станций; прием и выдача повагонных отправок грузов, допускаемых к хранению на открытых площадках станций; прием и выдача грузов повагонными и мелкими отправками, загружаемых целыми вагонами, только на подъездных путях и местах необщего пользования; прием и выдача повагонных отправок грузов, требующих хранения в крытых складах станций; прием и выдача грузов в универсальных контейнерах транспорта массой брутто 3 и 5 тонн на подъездных путях (с оформлением перевозочных документов); прием и выдача мелких отправок грузов, допускаемых к хранению на открытых площадках станций.
Говоря о деятельности железной дороги, нельзя не отметить, что основа любого предприятия - кадры. Выражение «кадры решают все» как нигде применимо на железной дороге.
Например, можно рассказать о молодом и перспективном железнодорожнике в четвертом поколении Азате Есентае и старшем операторе технического центра Наркуль Досалиевой, с которыми нам довелось познакомиться во время рабочей командировки в село Отар.
- Мой прадед принимал участие в строительстве Турксиба в 1929-1931 годах под руководством первого казахского инженера-железнодорожника Мухамеджана Тынышбаева. Дед 40 лет проработал на железной дороге, был начальником участка. Бабушка тоже работала здесь же. Мой отец недавно вышел на пенсию, проработав на железной дороге 39 лет. Моя мама до сих пор работает дежурной по вокзалу. Так что можно смело сказать, что у нас династия железнодорожников, - рассказал Азат.
После окончания школы в 2010 году выбора, на кого учиться, у молодого человека не стояло. Он твердо знал, кем будет. Азат поступил в Казахскую Академию транспорта и коммуникаций имени М. Тынышбаева. Свой трудовой путь начинал с самых низов, с должности сигналиста на Отарском участке железной дороги, дальше был переведен на должность составителя поездов, затем был дежурным по парку, дежурным по станции, позже работал помощником начальника Алматинского отделения дороги.
В 2018 году в 25 лет был назначен начальником станции Алматинского отделения грузовых перевозок АО «НК «Қазақстан темір жолы» и по сей день успешно трудится на этой должности.
- На нашей станции работают 400 человек. Есть два парка - четный и нечетный. В день к нам приходит 15 пассажирских поездов из Алматы, 15 - из Тараза. А что касается товарных поездов, тут ситуация такая: 30 поездов - из Алматы, еще 30 - из областного центра. У каждого поезда есть свои документы, мы их проверяем. Так же у нас есть охрана, которая проверяет товарные поезда. Больше всего внимания уделяется технике безопасности и безопасности людей, - говорит Азат.
Одним из самых опытных сотрудников железнодорожной станции Отар является Наркуль Досалиева. Она пришла работать на станцию 19-летней девушкой. И вот уже 41 год трудится на разных должностях, но на одном месте. 15 лет она занимает должность старшего оператора технического центра. В ее обязанности входит контроль операторов ДСП (дежурный по станции), операторов технического центра, списчиков поездных документов.
- Начинала я работать еще при дедушке нашего нынешнего начальника Нуке Есентаевиче Тулесбаеве, потом работала с его отцом - машинистом тепловоза Жанатханом Нукеевичем. А сейчас уже с третьим поколением этой прекрасной династии работаю. Мой супруг Ержанат Далбаев также трудился на этой станции, сейчас не работает по состоянию здоровья. Дочка Жанар и ее супруг здесь работали, зять - машинист первого класса, - поделилась Наркуль Орынбаевна.
В заключение хотелось бы отметить, что преданность своему делу, профессионализм и понимание важности выполняемой работы помогают этим людям в их нелегком труде
Мадина УЗБЕКОВА