Укротительница стальных магистралей
В свой первый рейс она вышла в 18 лет
В нынешний век развития инновационных технологий, где все автоматизировано, тяжелые работы выполняют машины, роботы, женщины редко выбирают профессии, связанные с большими агрегатами. Но в прошлом веке особо не делили профессии на женские или мужские, учились на специалистов, которых не хватало в стране. Так и Жабира Жусипова стала машинистом паровоза.
В пять лет она осталась сиротой и воспитывалась в детском доме. Росла умной, смышленой, схватывала все на лету и всегда имела свое мнение. После окончания школы решила поступить в училище города Фрунзе на отделение по подготовке железнодорожников. Учителя и родственники отговаривали: «Не для девочки профессия, выбери что-то полегче». Но Жабира настояла на своем.
Отучившись на помощника машиниста, устроилась на работу в паровозное депо на станции Пишпек. Начальство обрадовалось дипломированному специалисту: глаза горят, потенциал виден сразу. Не побоявшись железной махины, 18-летняя Жабира надела форму помощника машиниста и приступила к работе. Первый рейс совершила от Пишпека на станцию Луговая. Управляя мощной техникой, юная Жабира чувствовала себя свободной, как воинственные женщины, оседлавшие коней. Никто и не сомневался, что у нее получится работать в столь тяжелой сфере. Так она стала первой женщиной в Казахстане, управлявшей паровозом.
Когда началась Великая Отечественная война и мужчины ушли на фронт, женщины не сидели сложа руки. Они шили, вязали одежду, готовили провизию для солдат. Жабира, чувствуя ответственность перед Родиной, показала себя храброй и выносливой, и ее повысили до машиниста паровоза. К этому времени у нее уже накопился опыт, лучше управляла паровозом, чувствовала его, будто он человек с хрупкой душой.
Машинисты подвергали себя опасности, водили составы сутками, доставляли на фронт все, что требовалось. Жабира Жусипова вынесла все тяготы военных лет. Война ее закалила, превратила хрупкую девушку в мужественную, сильную, со стальным характером.
В нелегкие времена главным человеком в жизни машиниста становится его помощник, не только коллега, но и верный друг, соратник, поддержка, иногда и спаситель. Даулеткул был помощником машиниста Жабиры. В годы войны работали бок о бок, поддерживали, выручали друг друга. Легко нашли общий язык. Рельсы свели их судьбы. В работе сложился идеальный тандем. Получился он и в личной жизни. Из Пишпека они переехали на станцию Луговая. И после войны вместе водили паровозы уже под мирным небом.
В Луговой, увидев своими глазами первую женщину-машиниста, жители были удивлены, желали успехов в работе и счастливой дороги.
За свой добросовестный труд Жабира Жусипова была награждена орденом «Ленина». Ее избрали депутатом Верховного Совета Киргизской ССР, она была делегатом XIII съезда Коммунистической партии Казахстана.
Жабира не забывала и о своей главной роли - стала мамой пятерых детей. После рождения детей стала работать стрелочницей в Луговском депо. И здесь показывала себя трудолюбивым, добросовестным сотрудником. В 1977 году вышла на заслуженный отдых, но не переставала трудиться.
Жабира Жусупова с супругом Даулеткулом Рыстиевым стали примером для своих детей. Сын Жолдас и дочь Аманкуль продолжили их путь на железной дороге. Сейчас уже сыновья Жолдаса Айдос и Жандос трудятся на станции Луговая.
В 2003 году в районе Т. Рыскулова случилась беда - землетрясение оставило груду кирпичей от многих домов. Тогда пострадал и карашанырак Даулеткула и Жабиры. Жамбылское транспортное управление построило новые 5-комнатные дома сотрудникам станции Луговая.
Пострадала и школа, где висел большой стенд, посвященный Жабире Жусиповой. Так и потерялись все данные, многие награды, фотографии, документы героической женщины.
- Все, что осталось от архива моей свекрови, - это несколько грамот, пара фотографий и некоторые удостоверения. Но главное осталось в нашей памяти. Всего восемь лет я побыла ей снохой, жаль, что мне так мало времени удалось провести с ней. Совсем юной я пришла в ее дом. Жабира-апа научила меня многому. Она была спокойной, терпеливой. Никогда не повышала голос, не ругала, что бы ни случилось. Особенно она радовалась шуму детских голосов, будто он заглушал гул паровоза, навсегда оставшийся в ее ушах, - вспоминает сноха Дилором Дилмашовна.
В 1983 году на 61-м году жизни Жабира Жусипова ушла в лучший мир в окружении любимых и близких ей людей, оставив после себя целую историю.
Сейчас одна из улиц на станции Луговая носит имя Жабиры Жүсіп қызы. Она служит землякам примером храбрости и трудолюбия, женственности и мужественности одновременно. Было бы хорошо, если бы в районном, областном музеях появились стенды, посвященные Жабире Жусиповне, и ее имя звучало наравне с именами других женщин-героинь.
Азиза МАСКЕУ