Насколько бизнесу комфортно участвовать в проекте «Комфортная школа»?
Ранее мы публиковали материал сайта Informburo.kz с критикой хода строительства учебных заведений в рамках Национального проекта «Комфортная школа». Он вызвал реакцию единого оператора проекта Samruk-Kazyna Construction, в пресс-службе которого заверили, что речь идет не об удорожании нацпроекта, а об изменении прогнозной стоимости строительства школ.
Глазами единого оператора
Проблемы с реализацией мегапроекта есть, признают в Samruk-Kazyna Construction, но они решаемы.
В компании объяснили, что сметную калькуляцию в разрезе на одно ученическое место составили еще в 2022 году, основываясь на калькуляции строительства обычных школ, потому что готовой проектной документации для комфортных школ тогда не было.
По информации компании, точная стоимость одного ученического места определяется после получения на проектно-сметную документацию положительного заключения госэкспертизы. Эта практика применяется при строительстве любых объектов.
При этом, отметили в пресс-службе Samruk-Kazyna Construction, при проверке и анализе совместно с «Госэкспертизой» проектно-сметной документации 100 будущих школ удалось не допустить удорожания проектов на 16,5 процента.
«Потенциальная нагрузка на бюджет снизилась с 900 до 446 миллиардов тенге. Местным исполнительным органам вряд ли бы удалось добиться такой экономии», - сообщили в пресс-службе.
Июньское заявление Высшей аудиторской палаты РК о том, что финансирование по проекту на 2023 год было предоставлено в полном объеме, а освоено всего 38 процентов, в Samruk-Kazyna Construction назвали некорректным, но не пояснили, почему.
Пресс-служба сообщила также, что при предоставлении участков под школы местные исполнительные органы не соблюдали требования планов детальной планировки, генпланов и красных линий. Например, при расширении территорий.
«На сегодняшний день из 151 участка остаются не оформленными всего два - в Павлодаре для школы на 1200 мест и райцентре Улытау в Улытауской области для школы на 300 мест. Этот вопрос, как утверждают ответственные органы, решится в ближайшее время», - заявили в Samruk-Kazyna Construction.
Менее месяца назад экс-министр просвещения, а ныне депутат мажилиса Асхат Аймагамбетов высказал опасения, что конкурсы для строительства 151 школы на следующий год вряд ли пройдут в установленные сроки, и нынешний летний строительный сезон не будет использован.
В ответ оператор Samruk-Kazyna Construction заверил, что готов начать конкурсные процедуры в августе текущего года, но для этого необходимо 130 миллиардов тенге. Есть ли такие деньги или кто их должен выделить, в нацкомпании не сообщили.
Категорически не согласны в компании и с утверждениями зампредседателя НПП «Атамекен» Мурата Амрина, который возмутился сроками разработки проектно-сметной документации и заявил о недостаточной поддержке отечественных товаропроизводителей: «В проектах максимально закладывается продукция казахстанских товаропроизводителей. Инертные и большая часть строительных материалов используются отечественного производства. Кровельные и фасадные материалы также полностью казахстанского производства. При этом приоритет отдается местным заводам и фабрикам. Таким образом, на сегодняшний день доля отечественных товаропроизводителей в нацпроекте в среднем составляет 70 процентов».
В то же время при проверке документации заказчик выявил завышение смет у некоторых производителей в 1,3-2 раза. К примеру, по данным оператора проекта, с учетом большого спроса на технологическое оборудование, производимое в Казахстане, стоимость вентиляционного и электрического оборудования завышалась на 29-148 процентов. В Samruk-Kazyna Construction считают, что причиной стали «некомпетентность проектных организаций и жажда получения сверхприбыли со стороны подрядчиков».
«В связи с этим дирекция предлагает организовать проверку обоснованности применения таких цен и их снижения, в противном случае в целях экономии бюджетных средств придется приобретать товары по более низким ценам у иностранных производителей. Вся информация по необоснованному завышению цен передана проверяющим органам и в НПП «Атамекен», - сообщили в дирекции.
Некорректными в Samruk-Kazyna Construction также считают требования некоторых подрядчиков принимать акты выполненных работ в бумажном формате с последующей загрузкой их в систему Е-Qurylys.
«Из-за задержек в финансировании, а также из-за спешного и некачественного планирования нацпроекта 98 комфортных школ будут введены в эксплуатацию в два этапа осенью 2024 года. Первым этапом будут сданы 50 объектов, остальные 48 - вторым», - резюмировали в компании.
Депутат маслихата Астаны и президент Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности Казахстана, куда входят около ста отечественных предприятий, Канат Ибраев говорит, что ожидания предпринимателей от нацпроекта не оправдались.
По его словам, в 2023 году казахстанские производители мебели почти на 18 миллиардов тенге закупили новое оборудование и станки, но заказы получили лишь единицы. Около 85 процентов предприятий, которые входят в ассоциацию, рассчитывали на объемы производства, но были разочарованы.
- Основная причина в том, что, когда мы просили вывести закупку мебели из-под контроля строителей и организовать единую закупку по регламентам Samruk-Kazyna Construction или по госзакупу, нам отказали, отдав это на откуп стройкомпаниям. Если, например, парта стоит 70 тысяч, то они чуть ли не за половину цены требуют отдать. Отжимают, проще говоря, - рассказал Канат Ибраев.
При этом, отмечает депутат, отечественным мебельщикам сложно конкурировать с той же Россией или Китаем из-за больших логистических затрат - до 40 процентов. Например, если та же парта в Китае стоит 18-19 тысяч тенге, то с доставкой она будет стоить в Казахстане примерно 29 тысяч. И стройкомпании хотят, чтобы им поставляли парты по такой цене.
- В Алматы склады под крышу забиты китайской мебелью, так что, скорее всего, вместо казахстанской мебели в школах будет китайская. Когда мы в июне запрашивали информацию о количестве участвующих в проекте производителей мебели, нам сообщили о 34 компаниях, с которыми заключены договоры. А когда мы проанализировали, то выяснилось, что часть из них перекупщики, не имеющие отношения к мебельному производству. Как обычно, в погоне за барышом мы не учитываем интересы ни отечественной промышленности, ни наших детей, - возмущается К. Ибраев.
Спикер предполагает, что производители мебели, получившие большие объемы, аффилированы со стройкомпаниями - участниками проекта «Комфортная школа».
- Например, застройщик, который строит школу в Актобе, везет мебель из Павлодара, а местных производителей не привлекает. Понимаю, если бы это была высокотехнологичная мебель, но это же обычный шкаф, его может сделать любой мебельщик. По статистике, в стране около 1500 производителей мебели, из которых примерно 900 работающих, а заказ получат 20-30 компаний. Вы ощущаете разницу? Цена вопроса - 180-200 миллиардов тенге, - объяснил свои предположения Канат Ибраев.
Положение усугубляется еще и тем, акцентирует внимание депутат, что согласно типовому договору, застройщик может обратиться к отечественному производителю с предложением, например, за месяц обставить школу мебелью. В случае, если тот не успеет этого сделать, то застройщик имеет полное право по согласованию с заказчиком закупить импортную мебель.
- Вполне возможно, по этому пути многие застройщики пойдут, потому что импортная мебель в разы дешевле казахстанской. На официальном уровне транслируется, что казахстанские производители не могут обеспечить качество и объемы. Но, извините меня, если вы за месяц требуете работу, на которую нужно минимум три месяца, что тут можно сделать?! - возмущается президент Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности.
При этом результаты нескольких экспертиз подтвердили, что китайская мебель часто «не соответствует казахстанским стандартам и вредна для здоровья детей».
- Срок эксплуатации китайской парты максимум три года. Наши парты стоят до восьми лет. Если закупят китайские парты по 40 тысяч тенге, то через пару лет их нужно будет менять. Таким образом, их цена владения будет составлять уже 80 тысяч. Плюс наши производители работают в Казахстане, и им придется в любом случае соблюдать гарантийные обязательства, чего не скажешь о китайских, - размышляет Канат Ибраев.
По его мнению, при разработке техтребований не учитывались казахстанские ГОСТы. Например, в школьной мебели нельзя использовать столешницы белого цвета, так как это отрицательно влияет на зрение, но в требованиях нацпроекта белый цвет остался.
По подсчетам депутата, если бы все столичные мебельщики были загружены объемами, то валовой региональный продукт Астаны увеличился бы минимум на один процент. Годовая производительная мощность всех мебельных предприятий страны - 4,5 миллиона изделий. При этом их загруженность в настоящее время всего 20-30 процентов.
29 июля председатель правления АО «Samruk-Kazyna Construction» Маулен Айманбетов отчитался в Правительстве, что при строительстве комфортных школ используется мебельная продукция «исключительно отечественного производства».
Производитель мебели из Алматы и член правления ассоциации Игорь Проценко рассказал, что в его компанию периодически проходят запросы ценовых предложений, но дальше запросов дело не идет. По его словам, в Алматы он вообще пока не взял ни одного заказа, хотя входит в топ-15 мебельщиков в стране и может производить от 70 до 120 тысяч различных изделий на 1,5 миллиарда тенге.
- Есть определенный пул производителей, которые уже заключили контракты в рамках нацпроекта. Без ведома Samruk-Kazyna Construction ни один контракт не заключается. У нас уже был прецедент. Заказчики из Алматинской области, с которыми мы работаем уже 15 лет, рассказали, что им дали список поставщиков. И нас в этом списке нет. Если мебельная компания берет на себя обязательство оснастить пять школ, то это без малого миллиард тенге. При этом у нее производственный потенциал в лучшем случае 300-400 миллионов по году. Ну это же не по Сеньке шапка, - отреагировал Игорь Проценко.
По его словам, большинство производителей - это перекупщики, которые завозят мебель контрабандой из Китая или из других стран. При этом, подчеркивает И. Проценко, объем отраслевого производства, включая розничных производителей и производителей бытовой мебели, находится на уровне 50-60 миллиардов тенге в год, а потребности комфортных школ в мебели - примерно 90-100 миллиардов тенге. То есть в два раза больше годового объема отрасли.
- Еще полтора года назад я предлагал заключать контракты, выстроить отраслевую кооперацию. И уже тогда предупреждал, что наступит день, когда просто не хватит мощностей, когда производители будут отказываться от комфортных школ. Вдобавок ко всему появился список «допущенных» к проекту производителей. Там есть несколько компаний, которые к производству вообще отдаленное отношение имеют. Я жду развязки. А развязка, думаю, будет неприятной для Samruk-Kazyna Construction, - предположил Игорь Проценко.
Подрядчики довольны, но есть нюансы
Директор филиала Союза строителей Алматинской области и глава ТОО «Kazsmu» Кенжебай Жапаров проблем с закупкой не видит. Он строит пять комфортных школ напрямую и одну как субподрядчик. Он высказал свое мнение о стройкомпаниях, которые не хотели переводить документацию в электронный формат.
- Строительное сообщество не готово было к новшествам, темп которым задал Samruk-Kazyna Construction. Все хотели по старинке работать. А на самом деле это очень удобно. Представляете, сколько бумаг мы бы возили в Астану. А так человек может подписать любой документ через ЭЦП, - сказал Кенжебай Жапаров.
По его словам, масштабы реализуемого проекта являются беспрецедентными.
- Если брать мировой опыт, то, наверное, только Китай столько школ одновременно строит. Сто школ в год! Даже если эти школы с минимальной задержкой сдадут, то это в любом случае небывалый прорыв. Такого оснащения я никогда не видел. Функционал тех же интерактивных досок - это нечто! Ребенок заходит в такую школу, и у него сразу настроение поднимается. Он будет идти туда как на праздник, - предположил строитель.
Особенно в аулах, по словам главы строительной фирмы, комфортные школы станут центром притяжения. Заказчик, уверяет Кенжебай Жапаров, помогает в строительстве.
- Мы на связи с заказчиками в режиме 24/7. Отвечают на все вопросы не только Samruk-Kazyna Construction, но и местный исполнительный орган. Вообще, нацпроект был вовремя запущен, так как строительный рынок находится в стагнации, и ему был дан мощный импульс. Сейчас только от нашей компании на стройке работают до двух тысяч человек, не считая офисных работников и сотрудников предприятий, у которых мы закупаем стройматериалы, - рассказал К. Жапаров.
Застройщик уверен, что в таком темпе нужно строить в Казахстане больницы и другие важные соцобъекты.
- При госзакупе все равно тяжелее строить. Нет возможности лавировать или что-то менять в процессе строительства. Помните, был проект «100 школ, 100 больниц»? Его же успешно провалили. А здесь можно что-то по ходу улучшать. Появился новый продукт местного производства - его сразу включают в проект, - сравнил нацпроекты Кенжебай Жапаров.
Глава ТОО «ЛС Групп» и вице-президент Союза лифтовиков Казахстана Алексей Гесс поставляет отечественные лифты для 30 комфортных школ. По его словам, таких производителей лифтов в стране всего четыре.
- Количество крупных стройкомпаний в Казахстане достаточно ограниченное. Мы предполагали, кто потенциально может находиться в проекте. Поэтому заранее вели переговоры. В тандеме с застройщиками отрабатывали технические требования и нормативы. И когда подошло время заключения договоров и покупки оборудования, то у большинства застройщиков вопросов не было, с кем работать. Тем более мы ранее уже работали вместе на некоторых проектах, - рассказал он.
Среди сложностей поставок А. Гесс отмечает «бюрократическую машину». По его словам, ситуация на сегодня диктует, что нужно решать оперативные вопросы в ручном режиме.
- Сроки очень сжатые. Есть некие процедурные препоны, которые сдерживают темпы строительства. Понимаю, что над Samruk-Kazyna Construction тоже есть контролирующие надзорные органы. Но раз сроки сжатые, то, соответственно, и реакция на всех уровнях должна быть молниеносной. Генподрядчику приходится несколько сложнее в части реализации своих обязательств, - говорит он.
Алексей Гесс также отметил, что на объектах есть проблемы с подключением инженерных сетей, поскольку требуются согласование проектов и дополнительные ресурсы.
- Безусловно, от влияния человеческого фактора тоже никуда не денешься. Сейчас, когда горячая пора строительства, есть отдельные несознательные игроки, которые начинают спекулировать, поднимать цены, которые ранее были оговорены, менять условия и ранее взятые на себя обязательства. Это, конечно, не повсеместно происходит, но бывает. Здесь уже вопрос личной порядочности и ответственности, - сказал вице-президент Союза лифтовиков.
По словам А. Гесса, очень редко генподрядчики приобретают у поставщиков на 100 процентов импортный товар. Но таких эпизодов, по его мнению, мало, и они никак не влияют на общую картину.
Напомним, что Национальный проект «Комфортная школа» реализуется в соответствии с прямым поручением Президента Касым-Жомарта Токаева. На 2023-2025 годы запланировано строительство 369 школ. Это около 740 тысяч новых ученических мест. Как ожидается, новые школы решат проблемы трехсменного обучения, дефицита мест и аварийности.
По публикациям сайта Informburo.kz
подготовила Карина МУРАТОВА,
фото с сайта Informburo.kz