Меню
12 августа, 2024 / Знамя труда / Общество

О свободе совести

Реализуя принципы светскости

О свободе совести О свободе совести

В конце августа казахстанцы отметят один из главных праздников страны - День Конституции. Одной из важных статей Конституции является статья 22, которая обеспечивает право каждого человека на свободу совести, что является одним из основных прав и свобод человека. В то же время Казахстан провозгласил себя светским государством. Нет ли в этом противоречий? В этой связи интересно мнение кандидата политических наук, председателя Комитета по развитию межэтнических отношений Галыма Шойкина.

 

В соответствии с первой статьей Конституции Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовыми социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. В этом контексте светскость в Казахстане представляет собой конституционную и правовую характеристику государства, означающую отделение власти от религии и утверждение разграничения сфер их деятельности, считает Г. Шойкин.

Государство будет обеспечивать гражданам свободу веры и совести, но в то же время намерено жестко противостоять попыткам навязывать обществу какие-либо нормы, идущие вразрез с нашими традициями и законодательством. Главной характеристикой государственно-конфессиональных отношений является отсутствие в Казахстане какой-либо официальной или обязательной религии. По сути это означает, что наша страна признает и обеспечивает свободу совести и вероисповедания, поэтому граждане вправе самостоятельно и без принуждения определять свое вероисповедание либо вовсе не ассоциировать себя с той или иной религией и жить, не обращаясь к религиозным институтам.

На наш взгляд, именно такой подход к организации взаимоотношения государства и религии наиболее полно отвечает цели гармоничного развития современного многонационального и поликонфессионального Казахстана, создающего условия для культурного и мировоззренческого многообразия и плюрализма. Казахстан как государство функционирует на основе всенародно принятой Конституции и законов страны. Соответственно религиозные установления и правила, акты религиозных объединений у нас не являются источником права и не влияют на непосредственную деятельность госорганов. Казахстанское законодательство не связано с какими-либо религиозными нормами и не обуславливается ими, хотя и учитывает их общечеловеческую и гуманистическую направленность. У нас не признается юрисдикция каких-либо религиозных судов.

В этом контексте светскость - один из основополагающих принципов построения и функционирования современного правового государства в Казахстане, в котором все государственно-конфессиональные отношения строятся на букве светского закона. Конституция страны гарантирует каждому человеку свободу совести и вероисповедания, а также запрещает любые формы дискриминации по конфессиональному признаку. Более того, государство способствует установлению отношений взаимной терпимости и уважения между гражданами, исповедующими религию и не исповедующими ее, а также между различными религиозными объединениями.

Здесь важно отметить, что в преамбуле Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» от 11 октября 2011 года отмечается, что Казахстан признает историческую роль ислама ханафитского направления и православного христианства в развитии культуры и духовной жизни народа, уважает другие религии, сочетающиеся с духовным наследием народа Казахстана. Данное положение лишь подчеркивает культурную значимость этих конфессий для страны и не нарушает равноправия религиозных объединений, поскольку закон не дает им каких-либо юридических или финансовых преимуществ. Государство в равной мере толерантно относится как к исламу и православию, так и к другим конфессиям.

Необходимо подчеркнуть, что в Казахстане государственная система образования и воспитания также носит сугубо светский характер и отделена от системы религиозного образования. Светскость в данном случае означает, что в школах, колледжах, вузах запрещено формировать у молодежи то или иное отношение к религии. Такое право предоставлено исключительно религиозным объединениям с республиканским или региональным статусом, которые в рамках требований законодательства могут открывать духовные учебные заведения.

Вопросы сохранения жизни и здоровья граждан Казахстана, согласно законодательству, являются первостепенными для государства, поэтому вопрос светскости в Казахстане также связан с требованием государства обеспечить полноценное медицинское обслуживание граждан вне зависимости от их религиозных убеждений. Вместе с тем некоторые родители отказываются прививать своих детей от смертельных вирусов и отрицают достижения медицинской науки ввиду своих религиозных убеждений или же недостаточной информированности. В данном случае задача государства - довести до сведения граждан, что вопрос вакцинации в Казахстане не находится в компетенции мечетей, православной церкви или других конфессиональных объединений. Это социальная проблема, которая должна решаться исходя из здравого смысла и светского характера нашего государства. Наука давно доказала эффективность, безопасность и правомерность массовой вакцинации, которая является достижением цивилизованного мира, достоянием развитых государств, заботящихся о здоровье своих граждан. Традиционные религии не запрещают и не ограничивают профилактику заболеваний, а, наоборот, призывают к бережному отношению к своему здоровью. В частности, вакцинация широко используется в исламских государствах при организации хаджа в Саудовскую Аравию или въезде для обучения в высших учебных заведениях Египта, ОАЭ, Иордании и других стран.

Еще одной важной составляющей светскости в Казахстане является запрет деятельности религиозных организаций, отправлений религиозных обрядов и культовых церемоний в государственных и правоохранительных органах, учреждениях образования и здравоохранения, а также воинских частях. В то же время сотрудники государственных организаций могут участвовать в религиозных обрядах вне помещений госучреждений и пользуются всей полнотой прав на свободу религии.

В нашей стране религиозные объединения не являются субъектами политической деятельности, соответственно, не участвуют в государственном управлении и формировании госорганов. Религиозные деятели участвуют в политической жизни общества лишь индивидуально как граждане страны. В Конституции и законодательстве Казахстана четко прописано, что запрещается деятельность партий на религиозной основе, создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых направлены на утверждение в государстве верховенства одной религии, разжигание религиозной вражды или розни, в том числе связанных с насилием или призывами к насилию и иными противоправными действиями. В данном контексте принцип светскости способствует разграничению сфер влияния государства и религиозных объединений при сохранении роли государства как основной формы организации общественно-политической власти.

Казахстан как светское государство стремится к достижению баланса интересов личности, государства и религиозных организаций в различных сферах жизни общества. В связи с этим непреложным при светской форме управлением является право государства реагировать на деятельность верующих и религиозных объединений в случае нарушения ими законодательства, причинения ущерба законным интересам граждан, организаций и общества в целом. Поэтому осуществление права на свободу вероисповедания не должно ограничивать общечеловеческие права и обязанности граждан перед государством. Никто не имеет права по религиозным убеждениям отказываться от исполнения гражданских обязанностей, если иное не предусмотрено в законодательстве. В частности, важно знать о том, что религиозные объединения не могут нарушать права и свободы человека, в том числе принуждать к религии, расторжению брака или прекращению родственных отношений, причинять вред здоровью людей и отчуждать их имущество, наносить ущерб нравственности, а также побуждать граждан к отказу от исполнения обязанностей, предусмотренных Конституцией и законами страны.

В то же время, несмотря на то, что принцип светскости предполагает отделение государства от религиозных догм, это не означает исключения религиозных объединений и верующих из общественной жизни. Светскость не означает также приверженности к атеизму и борьбе с религиозностью. Государство считает верующих своими полноправными гражданами, а религиозные объединения и верующих - важными участниками социально полезной деятельности (благотворительной, культурно-просветительской, гуманитарной) и сотрудничает с ними. Более того, государство стремится привлекать религиозные объединения к решению социальных проблем: алкоголизма и наркомании, профилактики преступности, формирования здорового образа жизни, укрепления семьи, создания высокого духовного и нравственного климата и условий для социальной стабильности в обществе. Не осуществляя прямое финансирование религиозных объединений, государство оказывает им помощь в реконструкции, ремонте культовых зданий и сооружений, представляющих культурную и историческую ценность.

Государство взаимодействует с религиозными объединениями страны по вопросам сохранения согласия, взаимопонимания, толерантности и взаимоуважения в обществе. Религиозные объединения привлекаются к проведению общественно важных мероприятий, направленных на пропаганду и развитие духовных ценностей народа Казахстана. В последнее время активизировалось сотрудничество в информационно-разъяснительной работе среди населения по предупреждению проявлений религиозного экстремизма. При этом госорганы выстраивают конструктивные отношения со всеми конфессиями, поддерживающими государство в строительстве гармоничного, толерантного, ориентированного на прогресс казахстанского общества.

Подготовила Айгуль МАХМУДОВА,
фото из открытых источников

Самые читаемые статьи недели: