Договор дороже денег
Договор дороже денег
Казахстанцы получают в разы меньше иностранных сотрудников
Только за текущий период 2013 года департамент Комитета по контролю и социальной защите Министерства труда и социальной защиты населения РК по Жамбылской области рассмотрел около ста трудовых споров, из которых 22 касались заработной платы. Пять ситуаций по оплате труда удалось разрешить на месте, 17 обращений проверено, но решения по ним еще не приняты.
Один из споров возник в филиале южнокорейской фирмы «KCC Engineering&Construction Co., Ltd», участвующем в строительстве автобана Западная Европа - Западный Китай. Здесь были нарушены конституционные права работников на равную оплату труда. Оказалось, что в штатном расписании, утвержденном директором филиала На Джон Гын, месячный оклад главного механика транспортного отдела (гражданина Республики Казахстан) составляет 158 тысяч 341 тенге, а его подчиненный, инженер по ремонту (гражданин Южной Кореи) получает заработную плату в 4,2 раза больше, чем начальник - 666 тысяч 667 тенге, другой иностранец, инженерно-технический работник, тоже имеет оклад 555 тысяч 556 тенге. Аналогичная ситуация и в производственно-техническом отделе, где инженер, наш соотечественник, работает за 212 тысяч 662 тенге, а южнокорейскому сотруднику за ту же работу начисляют 600 тысяч тенге. По словам заместителя председателя облсовпрофа Бахыткуль Сапарбаевой, вопрос о нарушениях такого рода обсуждался на трехсторонней областной комиссии по социальному партнерству. Представитель южнокорейской компании обещал все требования передать своему руководству. Когда урегулируется вопрос по заработной плате казахстанских специалистов, неизвестно.
- В Трудовом кодексе подробно расписана процедура рассмотрения индивидуальных трудовых споров. Если на предприятии действует согласительная комиссия, то можно обратиться туда, если нет, то на помощь придем мы. Но окончательную точку в трудовом конфликте может поставить только суд, - разъясняет главный государственный инспектор труда по Жамбылской области, заместитель директора департамента Владимир Борода. - Что касается трудовых конфликтов, то в этом году их не было. К счастью, вспыхнувшая в июне прошлого года забастовка на одном из крупнейших предприятий области - Таразском металлургическом заводе - была первой и последней в области.
В Меркенском районе хозяйка частного детского сада «Меркі жан» не заключила трудовой договор с работником, чем нарушила пункт 1 статьи 32 Трудового кодекса РК. В табеле учета рабочего времени за все 12 месяцев прошлого года не указано отработанное время. Помощник воспитателя вместо положенных сумм получала на руки в несколько раз меньше. Так, если в ведомости за январь к выдаче начислено более 12 тысяч тенге, то на руки выдали только пять тысяч. Хозяйка дошкольного учреждения утверждает, что деньги были удержаны на содержание ребенка заявительницы. Однако при этом подтверждающих документов о том, что малыш устроен в детский сад, нет. В итоге до подчиненной не дошло 48 тысяч 600 тенге. Согласитесь, для сельской местности сумма немаленькая.
Восемь миллионов тенге задолжал своим работникам руководитель ТОО «Алдияр-Тауэрс». Больше двух месяцев 102 работника не получали заработную плату. Только после вмешательства инспекторов по труду им выплатили долги.
Еще одна ситуация. Трудовой договор расторгнут, но компенсация за неиспользованный трудовой отпуск не выплачена, трудовая книжка на руки не выдана. Этим чаще всего грешат частные фирмы. ТОО «Flyer TV KZ» в феврале текущего года выдано предписание об устранении нарушения, наложен административный штраф.
В первом квартале 2013 года нарушения трудового законодательства имели место в подконтрольных предприятиях АО НК «Қазақстан темір жолы». Отпускные задерживались на десять дней, а выплата сумм при прекращении трудового договора - на три недели. Больше всего трудовых споров возникает на частных предприятиях. Многие работодатели, стремясь снизить издержки, экономят на зарплате своих подчиненных.
- Основные нарушения, с которыми мы сталкиваемся, - это отсутствие трудовых договоров, невыплата заработной платы, незаконное увольнение, - рассказывает начальник отдела контроля трудовых отношений Нурхан Есенбекова. - С одной стороны, можно понять человека, который рад любому заработку, но, с другой стороны, без документов мы не можем помочь тем, кто к нам обратился. Если работодатель утверждает, что работника он видит впервые, то мы не можем ничего доказать и заставить выплатить даже минимальную заработную плату. В этом случае надо обращаться в суд. К сожалению, рейдовые проверки отменили, и вести контроль за тем, как соблюдается трудовое законодательство на местах, мы не имеем права.
О том, что такое трудовые споры, я и несколько моих коллег, работавших в одной из городских газет, знаем не понаслышке. Всем работникам владелец СМИ не выплачивал заработную плату месяцами, не предоставлял отпуска и увольнял без выходного пособия. Тогда нашему коллективу пришлось обратиться в департамент по контролю и социальной защите. Работодатель вынужден был наши кровные выдать. На руки мы получили копейки. Оказалось, что в трудовом договоре не был прописан размер заработной платы.
Сауле СЕЙДАХМЕТОВА