Образование

Лёгкость и продуктивность

Интересные и прогрессивные способы выучить язык

Образование в XXI веке - это новые инновационные методы, которые используются вместе с проверенными способами запомнить новую информацию.

 

Первый метод - «учимся как дети», или иначе его называют матричным.

- Звучит многообещающе, правда? Ведь широко известно утверждение, что малышам новые знания даются гораздо легче, чем взрослым. Кроме того, детьми когда-то были все: у любого из нас есть успешный опыт изучения как минимум одного языка - родного. Матричный метод основан на так называемых языковых матрицах. Это короткие диалоги или монологи, которые содержат частотные лексику и грамматику. Всего требуется 25-30 текстов по 15-50 секунд, - рассказывает главный специалист отдела культуры и развития языков управления по развитию языков Молдир Ахметова.

Суть метода заключается в том, что сначала нужно по многу раз прослушивать эти тексты, а потом, копируя диктора, громко и четко их начитывать до тех пор, пока оба этих процесса не станут легкими и естественными. Мозг и все мышцы, которые участвуют в процессах, привыкают, усваивают новое звучание. Значения слов и грамматику матриц можно разбирать параллельно, и в процессе они хорошо запоминаются.

- Чем дольше и четче говоришь и, соответственно, чем сильнее адаптируется к новым звукам речевой аппарат, тем лучше распознаешь речь на слух. В чем тут сходство с детьми? В том, что они изучают язык в такой последовательности: слушают, слышат, анализируют, подражают. Они слушают взрослых, постепенно начинают различать звуки и их сочетания и стараются потом их копировать. Когда работа с матрицами завершена, можно переходить ко второму этапу метода - чтению литературы, - продолжает Молдир.

Другой интересный метод, о котором рассказала специалист, называется «Читаем и повторяем». Он подойдет тем, кто уже имеет определенный словарный запас и работает над формированием связной речи.

- Сначала можно читать тексты с частичным замещением слов, сверяясь с подсказками, а потом переходить к оригиналу произведения полностью на казахском языке. В данном методе не нужно ничего специально заучивать или смотреть один фрагмент по многу раз - надо просто читать книгу от начала до конца. По мере развития сюжета становится гораздо проще, чем в начале. Слова и грамматика часто повторяются, за счет чего и запоминаются. Чтобы произошло полное погружение, читать нужно достаточно быстро и часто - это очень важно для изучения языков. Заниматься можно где и когда угодно: хоть в общественном транспорте, хоть в удобном кресле у себя дома, - рассказывает М. Ахметова.

Очень часто при изучении языка люди составляют для себя определенные маркеры, которые позволяют им лучше ориентироваться. Чаще всего такими якорями являются ассоциации с родным языком: одно слово в казахском языке похоже на русское, а другое, например, часто повторяла соседка или преподаватель в школе, еще одно может быть похоже, например, на имя знакомого человека и тому подобное. Практикуя этот метод, люди пришли к выводу, что чем смешнее ассоциации, тем легче это запомнить.

- Связанный с этим метод называется «Мнемотехника», от греческого «искусство запоминания». Это система различных приемов, облегчающих запоминание с помощью ассоциаций. Метод соединения образов для заучивания используется уже очень давно и считается, что сам термин «мнемоника» ввел еще Пифагор. Есть очень много способов его применить - это могут быть какие угодно ассоциации: слуховые, визуальные, смысловые, со словами из родного языка и другие, - продолжает специалист.

Также интересным показался метод «90 секунд». Он задействует интервальные повторения - возвращение к материалу через определенные промежутки времени.

Выписываем новое слово вместе с тем предложением, в котором оно встретилось, то есть в контексте. Как-то выделяем его для себя, например, цветом или подчеркиванием. Первую неделю каждый день читаем предложение один-два раза в течение 10 секунд. Следующая неделя - перерыв. Делаем еще один подход: повторяем предложение теперь уже три раза в течение 10 секунд. На этот раз достаточно одного дня. Дальше - перерыв в две недели. Последний подход: читаем предложение еще три раза. Всего получается 90 секунд.

Самое главное в этом методе - полная концентрация при чтении. Это не механическое действие: важно хорошо осознавать смысл и перевод фразы. Читать нужно четко и обязательно вслух.

- Одна из главных задач любого образовательного процесса - сделать его привлекательным, чтобы облегчить обучение. Для этого очень важно убрать все скучное и, наоборот, добавить больше интересных взаимодействий. Например, таких, как игра в слова. Можно, как обычно, просто называть слова на последнюю букву предыдущих слов по правилу игры в «Города». Или же можно, используя карточки со словами, за ограниченное время описывать оппоненту то, что вам попалось, пока тот не ответит правильно, а потом меняться. Интересно делать это в командах: выигрывает та, у которой будет больше угаданных слов. Студентам младших возрастов мы предлагаем придумывать истории: один участник составляет первое предложение истории. Второй быстро придумывает еще одно. Третий продолжает и так далее. Можно играть, конечно же, даже вдвоем, но чем больше коллектив, тем интереснее, а порой и смешнее становится выдуманная история. Если участников много, начинать лучше с одного слова, а каждый следующий игрок должен называть его плюс новое, которое ассоциируется с первым. Чем больше людей, тем сложнее, ведь если собралось, скажем, 20 человек, то последнему придется вспомнить 20 слов. Дальше можно идти по кругу. Это не только помогает выучить язык, но и развивает память в целом, - поделилась спикер.

Про метод, который называется «Стикеромания», наверное, слышали все, кто пытался хоть раз в жизни заниматься изучением языков. Это возможность выучить новые слова не выходя из дома.

- Зубрить - это скучно и неэффективно. Мозг намного лучше запоминает визуальные образы. Такие выводы исследователи сделали еще в 60-х годах: они провели эксперимент, который позволил им определить способность человека к зрительной памяти. Суть метода проста: вы наклеиваете стикеры со словами на предметы, которые они обозначают. Метод задействует сразу несколько каналов восприятия: зрительный и тактильный. Вы не просто видите предмет, но и можете его пощупать. Если при этом еще и скажете слово со стикера вслух, написанное на казахском языке, подключится третий канал - слуховой. Огромный плюс метода стикеров - постоянство. Человек регулярно видит слова на казахском языке, запоминает их и повторяет вместе со всеми членами семьи, - говорит Молдир Ануарбеккызы.

Пользуйтесь интересными методами и другими хитростями, но помните, что полноценное изучение языка требует комплексного подхода. Нужно уделять внимание и разговорной речи, и чтению, и письму, и аудированию: все эти аспекты неразрывно связаны и влияют друг на друга.

Поэтому можно комбинировать разные методы, а также не забывать о том, что погружение в среду языка, который вы учите, очень сильно способствует прогрессу.

Алексей ПОЛЯКОВ