Регионы

Завлечь и развлечь

Работа с подрастающим поколением требует мягкого взаимодействия

Система патриотического воспитания детей и подростков в общеобразовательных учреждениях требует особого подхода, использования специальных программ и вынуждает придерживаться определенного алгоритма действий.

 

Основная работа по воспитанию патриотических чувств ведется именно в школе. На уроках учащиеся получают навыки, чтобы занять и отстаивать гражданскую позицию, а задача учителя пробудить в них чувства уважительного отношения и умения сопереживать другим людям, не дать им вырасти безразличными. Для поддержания мотивации к предмету в ходе урока педагогом решаются многие задачи психологического и социального характера. Например, коммуникативную задачу считают решенной, когда на уроке казахского или английского языков нет страха говорить на неродном наречии.

Ровно также решаются и задачи патриотического воспитания - ребенка нужно подвести к тому, чтобы он думал о том, чем он будет полезным своей Родине.

Самыми эффективными формами и методами реализации задач патриотического воспитания школьников, по мнению специалистов, являются метод творческих проектов, компьютерные презентации, научно-исследовательская работа, ролевые игры и технологии диалогов культур.

Технология диалога культур помогает формировать у обучающихся уважительное отношение к культурам разных стран, воспитывает патриотизм, гордость за свою страну. Данная технология основана на знании культурных ценностей Родины. Главное, не только научить ученика сравнивать культуру своей и чужой страны, но и развить навыки оценивания и понимания, способности к анализу и выводам, основываясь на свой опыт. Этого можно достичь, если комбинировать различные виды деятельности: читать тексты, направленные на определенные темы, анализировать полученные знания, сравнивать факты и выводы.

С такими задачами отлично справляются специально разработанные под эти цели уроки-праздники, уроки-конференции, брейн-ринги, баттлы, круглые столы, видеопутешествия, уроки-экскурсии - это различные виды уроков, которые нужно применять в педагогической работе. Такие уроки можно проводить на любые темы, в том числе и патриотическое воспитание. Например, уроки могут быть посвящены национальным праздникам, которые обычно запоминаются на всю жизнь, это может быть Наурыз или День Независимости - главное, чтобы ребенок не упустил суть значимой даты. Участие в брейн-рингах и интеллектуальных баттлах поможет увлечь ребят. Дети любят соревноваться, а те, кто много читают, - любят мериться объемом знаний. Придумайте вопросы про родной край, страну и культуру, историю.

Безусловно, проектная деятельность также играет немаловажную роль, особенно в военно-патриотическом воспитании. Если правильно организовать проектно-исследовательскую деятельность, это позволит развивать и формировать у учащихся способность самостоятельной добычи знаний, умение сортировать нужную информации и правильно ее применять, выдвинуть гипотезы, делать правильные выводы. Проекты можно делать на самые разные темы: «Моя семья», «Мое село», «Он - наш герой», «Мой папа или дед - Защитник Отечества», «Герои моего села», «Если бы я был королем природы» и тому подобное. Такие темы воспитывают желание сделать мир лучше и не оставаться неравнодушным к тому, что окружает их.

Кстати, патриотическое воспитание посредством развития чувства любви к родному краю в нашем регионе - задача несложная и увлекательная. Далеко не в каждом городе Казахстана есть столько исторических и культурных памятников, через которые можно рассказать о жизни предков и показать духовную связь с ними. Сегодня многие педагоги используют такой метод в своей работе. Они глубоко убеждены, что экскурсии играют важнейшую роль в образовании и воспитании наших детей. Приводя их на экскурсии по нашему городу, мы не только расширяем их кругозор, но и формируем у них чувство гордости за родной край, что является основой патриотического воспитания.

Тараз - это город с богатой историей и культурным наследием, и наши дети должны знать и понимать его значимость. Когда они посещают исторические места, музеи и культурные объекты, они не просто получают знания о прошлом, но и начинают чувствовать связь с ним. Это помогает им осознать свою принадлежность к народу, его традициям и ценностям. Ведь невозможно полюбить то, чего не знаешь.

Кроме того, экскурсии развивают у детей чувство ответственности за будущее города. Они видят, как трудились их предки, какие достижения они оставили, и начинают понимать, что от их собственных действий зависит продолжение этих традиций и развитие родного края. Это также помогает воспитывать у детей уважение к труду и достижениям других.

Для педагогов такие экскурсии - это уникальная возможность привить детям любовь к родному городу не только через учебные материалы, но и через живое восприятие. Наблюдая, как их глаза загораются интересом и гордостью, учителя понимают, что воспитывают не просто учеников, а будущих граждан, которые будут с уважением и заботой относиться к своим городу и стране. Это одна из важнейших задач патриотического воспитания, и очень хорошо, что ее можно реализовывать через такие практические занятия, как экскурсии.

В конечном итоге экскурсии способствуют всестороннему развитию личности ребенка. Они учат их смотреть на мир шире, ценить свою культуру и осознавать свою роль в обществе. А это, в свою очередь, помогает нам, учителям, выполнять главную миссию - воспитывать достойных граждан своего города и страны.

Продолжая уроки по теме «Наши предки», обучающимся можно дать задание изучить генеалогическое древо своей семьи, а потом предоставить проекты родословных вплоть до седьмого поколения. Следовательно, изучение прошлого своей семьи имеет наиважнейшее значение в становлении патриота и гражданина и помогает по-настоящему утвердиться в жизни.

На уроках, особенно на тех, где используется метод проектов, очень эффективно применяются компьютерные презентации, так как позволяют проводить занятия на более современном уровне, представить результаты своей проектной деятельности. Результативность использования метода проектов в патриотическом воспитании отражается как в качестве продемонстрированных презентаций, подобранного детьми иллюстративного материала для аргументации, правильности своих аргументов, так и в растущем интересе к материалу.

Следующим эффективным приемом работы в упомянутом выше направлении является ролевая игра, которая является формой коллективного взаимодействия. Этот метод можно использовать не только в школах, но и, например, дома в большой компании детей. Разделите ребят на две группы с разным видением ситуации. Например, если речь идет о Великой Отечественной войне, то одна команда будет представлять взгляд с точки зрения наших дедов и прадедов, а вторая от лица союзников. При таком сценарии можно поговорить, например, о Дне Победы или взятии Берлина. В то же время можно уйти от темы войны, это ничуть не помешает работать в патриотическом направлении. Так, за пример можно взять спортивное событие - футбольный матч. Ребятам ставят задачу - посмотреть его с точки зрения болельщиков разных команд, а затем рассказать о своих эмоциях - как развивался матч, в какой момент они больше всего переживали и какие мысли у них по его окончании. Задачу можно усложнить, например, попросив одну из команд говорить только на казахском, а другую только на английском языках.

Не менее эффективным методом воспитания патриотизма является поэзия - заучивание и чтение стихотворений на разных языках помогает не только воспитать любовь к Родине, но и развить разговорные навыки на разных языках. Можно проводить конкурсы чтецов или соревнование на лучшие переводы стихотворений. Это будут масштабные мероприятие, если речь идет о больших коллективах, а внутри семьи можно просто премировать ребенка за достижения в этом направлении, например, за три стихотворения на русском, казахском и английском языках пообещать поездку в парк развлечений.

Необходимость работы в таком направлении бесспорна. Поэтому будет вестись всегда в любом случае, при этом наша задача сделать так, чтобы понятие «патриотическое воспитание» ассоциировалось с чем-то интересным, праздничным.

Применяя различные формы и методы, можно повысить эффективность воспитания патриотизма детей дома и в ходе учебного процесса. Эффективные результаты патриотического воспитания зависят от беспрерывной и насыщенной работы с применением разнообразных форм и методов преподавания.

Подготовил Алексей ПОЛЯКОВ,
фото Юрия КИМА