Атомные солдаты
Посвящается 35-летию международного антиядерного движения «Невада-Семей»
29 августа 1949 года СССР стал второй ядерной державой мира, испытав на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне первый ядерный заряд РДС-1 мощностью более 20 килотонн тротила.
Созданию советской атомной бомбы предшествовала большая подготовительная работа по созданию Семипалатинского полигона, шахт и заводов по добыче и переработке урановой руды и обогатительных фабрик, химических комбинатов, институтов и лабораторий. А также напряженная работа ученых-атомщиков во главе с И. В. Курчатовым, сотрудников внешней разведки, специалистов различных профессий, военнослужащих, в том числе участников подразделений особого риска.
В 1990 году, когда начался процесс распада СССР, Владимир Яковлевич Бенцианов (участник Тоцких войсковых учений с применением ядерного оружия) создал общественное объединение «Комитет ветеранов подразделений особого риска». Чтобы государство сохранило и гарантировало социальную поддержку своих подопечных, ввел термин «атомные солдаты».
«Атомные солдаты» - это личный состав и гражданский персонал частей и подразделений Вооруженных Сил СССР, органов МВД и КГБ и других формирований, которые непосредственно участвовали в испытаниях ядерного оружия и боевых радиоактивных веществ в трех средах и в ликвидации радиационных аварий на военных объектах.
К ветеранам подразделений особого риска относятся и те, кто занимался сборкой ядерных зарядов (до 1962 года это делалось вручную), и кто занимался захоронением радиоактивных веществ.
Служба «атомных солдат» была сопряжена с огромным риском для жизни и здоровья - неизбежным облучением. После принятия воинской присяги солдаты подписывали документ о сохранении военной и государственной тайны в течение 25-40 лет или пожизненно. Девять месяцев службы на полигоне приравнивались к году службы. После завершения службы советовали в течение трех-пяти лет воздержаться от создания семьи. В кармане гимнастерки постоянно носили фотопленку для контроля уровня радиационной дозы с указанием Ф.И.О, номера войсковой части, роты, отделения. В конце месяца пленку сдавали в службу специального контроля. «Атомным солдатам» кололи вакцину, разработанную в 1946 году. После нее человеческий организм мог вынести высокую дозу радиации, 30 минут находиться в ледяной воде, при сильном ранении еще 10-15-минут выполнять боевое задание, но… после завершения срока воинской службы он обречен стать инвалидом.
В начале 50-х годов мир всерьез готовился к Третьей мировой войне. С 1951 по 1957 год в США на полигоне в Неваде прошла серия войсковых учений под кодовым называнием Desert Rock.
В ответ 14 сентября 1954 году в СССР под руководством маршала Г. К. Жукова впервые опробовали ядерное оружие на открытой местности в оренбургской степи. Место выбрали из-за сходства с западноевропейским ландшафтом, где прогнозировалась схватка ядерных держав. Целью испытаний было изучить воздействие атомного взрыва на инженерные сооружения, военную технику, животных, выявить влияние рельефа местности и растительного покрова на распространение ударной волны, светового излучения и проникающей радиации. Узнать, насколько проходимыми будут лесные завалы в типичной европейской местности, уровень запыленности и задымления, и так далее.
За трое суток до начала войсковых учений на полигон Приволжского военного округа в районе Тоцка Оренбургской области стали прибывать военачальники - маршалы Советского Союза А. Василевский, К. Рокоссовский, И. Конев, Р. Малиновский. Прибыли даже министры обороны стран народной демократии, генералы Мариан Спыхальский (Польша), Людвиг Свобода (Чехословакия), маршал Чжу-Дэ (КНДР) и Пэн-Дэ-Хуай (КНР). Они разместились в заранее построенном правительственном городке. За сутки до учений в Тоцк прибыли первый секретарь ЦК КПСС Н .С. Хрущев, министр обороны СССР Н. А. Булганин и создатель ядерного оружия, академик И. В. Курчатов. В 15 километрах от запланированного эпицентра взрыва построили трибуну для наблюдения за учениями.
Взрыв был проведен атомной авиабомбой РДС-2 на высоте около 300 метров, сила поражения составила «три Хиросимы».
В 9 часов 33 минуты над степью прогремел взрыв одной из самых мощных по тем временам ядерных бомб. Следом в наступление - мимо горящих в атомном пожаре лесов, снесенных с лица земли деревень, - ринулись в атаку «восточные» войска.
Как пишут в воспоминаниях участники испытания ядерного оружия, они увидели «… сожженный от корней до верхушки лес, покореженные колонны техники, обгоревших животных». В самом эпицентре - в радиусе 300 метров - не осталось ни одного столетнего дуба, все сгорело... Техника в километре от взрыва была вдавлена в землю. Горели поршневые самолеты, автомобили и штабные машины, везде валялись останки коров и овец. Земля напоминала шлак и некую чудовищно взбитую консистенцию. Дымилась трава, бегали перепелки с опаленными крыльями, кустарник и перелески исчезли. Стояла сплошная черная стена из дыма и пыли, смрада и гари. Сохло и першило в горле, в ушах стоял звон и шум...
Маршал Жуков впоследствии написал: «…Когда я увидел атомный взрыв и осмотрел местность и технику после взрыва, то пришел к убеждению, что войну с применением атомного оружия ни при каких обстоятельствах вести не следует…».
Два года спустя 10 сентября 1956 года на Семипалатинском ядерном полигоне прошли учения с участием 1500 человек. Советские десантники высаживались с вертолетов в эпицентр взрыва, отрабатывая удержание вскрывшейся бреши вражеской обороны до прибытия основных сил.
С 1949 по 1990 год в СССР провели 796 ядерных испытаний и взрывов в мирных целях, из них 457 - на Семипалатинском полигоне. Во время испытаний большое внимание уделялось изучению воздействия всех поражающих факторов ядерного оружия на военную технику. Накоплен большой опыт в сфере технической и медицинской защиты от воздействия поражающих факторов.
Тем не менее наследие полигонов продолжает отнимать здоровье у людей всего мира. Последствия ядерных испытаний и других экологических катастроф отражаются не только на непосредственных участниках, но и на последующих поколениях. У молодых, здоровых родителей без вредных привычек рождаются дети с предрасположенностью к онкологическим заболеваниям из-за необратимых нарушений иммунитета, болезнями нервной системы, врожденными пороками развития, среди которых синдром Дауна, детский церебральный паралич, расщелины губы и неба…
В целом ущерб, нанесенный здоровью людей в результате 40-летней деятельности Семипалатинского испытательного ядерного полигона, колоссальный. Вся территория бывшей Семипалатинской области подверглась загрязнению продуктами ядерных взрывов, а 1,2 миллиона человек получили радиационное облучение в различном диапазоне доз.
12 февраля 1989 года произошел выброс радиоактивных газов на поверхность земли после очередного испытания. Через два дня в 110 километрах от эпицентра испытаний радиационный фон составил 4000 микрорентген в час. Это событие стало толчком к образованию в республике антиядерного движения, которое возглавил председатель Союза писателей Казахстана Олжас Сулейменов. В телевизионном выступлении в прямом эфире 26 февраля 1989 года он сделал заявление о необходимости прекращения ядерных испытаний в Казахстане.
28 февраля 1989 года на митинге у здания Союза писателей в Алма-Ате было принято решение о создании антиядерного движения «Невада-Семипалатинск» (позднее «Невада-Семей»). Оно было зарегистрировано официально в апреле 1989 года.
А уже весной 1990 года по инициативе движения «Невада - Семипалатинск» прошли совместные акции в США, Великобритании, Японии, Германии и Казахстане под девизом «Волна мира».
22 мая 1990 года Верховный Совет республики принял Постановление о закрытии Семипалатинского полигона.
В 2009 году на сессии Генеральной Ассамблеи ООН по инициативе Казахстана принята резолюция, объявившая 29 августа Международным днем действий против ядерных испытаний. Единогласное принятие резолюции стало ярким подтверждением приверженности мирового сообщества процессу снижения ядерной угрозы. Соавторами резолюции стали 26 государств, в том числе Армения, Беларусь, Таджикистан и Туркменистан.
Тема ядерного противостояния не теряет своей горькой, как ядерный пепел, трагической актуальности и сегодня.
Раиса РЫСКУЛБЕКОВА,
директор Жамбылского филиала общественного объединения
«Международное антиядерное движение «Невада-Семей»