Как землетрясение сплотило казахстанцев
В 2003 году, в ночь с 21 на 22 мая, в Жамбылской области произошло землетрясение силой в семь баллов. Его эпицентр находился близ станции Луговая на территории района Турара Рыскулова, и основные разрушения произошли именно здесь. Еще волной частично затронуло близлежащие села Меркенского района.
В той или иной степени пострадали 24 населенных пункта, точнее, около 10 тысяч построек (жилые дома, школы, медучреждения, административные здания), которые находились в радиусах от пяти до 67 километров от эпицентра. Под завалами погибли три человека. Общий ущерб был оценен в шесть миллионов тенге. Для 2003 года – сумма немалая.
В те дни в полной мере проявилась древняя казахская традиция - асар. Весь Казахстан пришел на помощь пострадавшим жамбылцам. О том, как это происходило, «Знамёнке» рассказал тогдашний главный редактор районной газеты «Құлан таңы» Москау Нокрабеков.
- Это были несколько тяжелых месяцев… Как известно, землетрясения еще никто не научился предсказывать, поэтому никто и не ждал беды. В час ночи мы с женой, закончив домашние дела, пили чай во времянке. Четверо внуков уже спали в доме. Мы с женой уже собрались к ним присоединиться, как вдруг у меня появилось ощущение, что меня кто-то толкнул. Сразу же возник сильный гул, который будто пронизывал весь организм. Почему-то стало светло как днем, последовал еще один сильный толчок, и часть нашего дома у нас на глазах рухнула как карточный домик. Мы стояли в ступоре, не могли сдвинуться от ужаса, думали, что дети уже погибли под стенами. Пришли в себя через пару минут, нашли фонарик и начали рыться в завалах. Услышали плач ребенка, это внучка. Кое-как проделали маленькое отверстие и достали малышей живыми и здоровыми, испуганными.
В это время, как специально, пошел проливной дождь. Он, кстати, то стихая, то усиливаясь, шел несколько дней, сильно усложняя спасательные работы.
В дома заходить было страшно, жители нашей улицы стали укладываться на дороге, на асфальт постелили, что могли, укрылись простынями, скатертями, клеенкой (палатки спасательные службы начали устанавливать уже днем).
Электричество отключилось. Все были в шоке.
Вдруг у нас зазвонил домашний телефон. Звонил аким района Ержанбек Нурбеков, велел срочно приехать в районный акимат. В два часа сотрудники собрались возле акимата, в здание, естественно, не заходили. Каждый сотрудник получил задание по своему профилю.
Мне поручили до утра распечатать листовки, плакаты с обращением к народу на двух языках с разъяснениями, как правильно вести себя, почему не нужно паниковать и так далее.
Я вызвал на работу журналистов, наборщиков, печатников, и к семи утра все было готово. Утром снова был сбор у акимата района. Изготовленные нами листовки распределили по акимам сельских округов, чтобы они раздали населению, успокоили людей.
- Как проходили спасательные работы?
- Наша газета тогда была в эпицентре событий, первой узнавала и сообщала новости. Мне поручили предоставлять информацию областным и республиканским газетам на двух языках ежедневно. Поэтому весь процесс восстановления проходил буквально на моих глазах.
После первой волны стихия не отступила, каждые полчаса толчки повторялись. К четырем часам утра прибыл спасательный батальон. Волонтеры, медики, сотрудники районных, сельских акиматов выехали в разрушенные села. Они оказывали психологическую, медицинскую помощь, успокаивали людей. Спецтехникой начали убирать груды обломков от разрушенных домов.
Решением Президента страны был образован республиканский штаб по ликвидации последствий землетрясения. Такой штаб работал и в масштабе области, возглавлял его Александр Савченко, первый заместитель акима области.
К семи часам утра в район приехали аким Жамбылской области Серик Умбетов с заместителями, акимы Южно-Казахстанской области и города Алматы. На аэродроме местной войсковой части я встретил заместителя Премьер-Министра Александра Павлова. Прибыли также сотрудники института сейсмологии во главе с директором.
Со всеми прибывшими провели собрание под моросящим дождем прямо на улице, потому что толчки все еще повторялись, и в помещениях находиться было опасно.
На следующий день комиссия, созданная штабом, начала объезжать села, исследовать пострадавшие здания учреждений и жилые дома для определения материального ущерба. Особенно пострадали станция Луговая, села Енбекши, Ленинский, Кызылшаруа. К вечеру того же дня выяснилось, что 4300 домов - в негодном состоянии, 3400 домов подлежат восстановлению. Школы, здания акиматов и других организаций, находящиеся в эпицентре землетрясения, тоже требовали капитального ремонта.
В тот же день прибыла делегация Духовного управления мусульман Казахстана во главе с руководителем Абсатаром Дербисали. Они провели молебны на похоронах трех погибших жителей станции Луговая и проповеди, успокоили население.
Через день в районе начала работать дирекция строющихся предприятий во главе с главным архитектором области Салауатом Дембаевым. Специалисты дирекции определяли фронт работ, график восстановления объектов и домов.
- Москау Нокрабекович, известно, что другие регионы страны помогали нашей области восстановить разрушенные здания. Насколько действенным было участие соседей?
- Помощь была огромная. Первыми прибыли работники компании «Қазақстан темір жолы», акционерного общества KEGOC, компании «Казатомпром». За ними приехали строительные компании из всех регионов Казахстана, привезли свою технику. После определения мест для новых домов, началось строительство массивов.
Понимая, что люди остались на улице, строили быстро. Буквально за три месяца в селах района появились такие улицы, как Астана, Костанай, Акмола, Сарыарка, Жетысу, Мангистау, Шымкент, Атырау, Орал, KEGOC, Казтемиржол, Виталия Метте - в память о директоре Казатомпрома.
Каждая область строила дома на своей улице, и эти дома можно отличить не только по ее названию, но даже по виду.
Компания «АлматыСтрой» построила школу имени М. Горького на станции Луговая, еще одна компания восстановила школу имени Т. Рыскулова на этой же станции. Были отремонтированы и восстановлены все пострадавшие здания.
Уже к сентябрю все дома, школы, медучреждения заселили, сдали в эксплуатацию.
Некоторые компании вместе с домом дарили бытовую технику – кому телевизор, кому холодильник. Понятно, что среди новоселов царили радость и приподнятое настроение.
Во время строительных работ с инспекцией приезжал Премьер-Министр РК Имангали Тасмаганбетов. В августе его сменил на посту Даниал Ахметов. После своего назначения он тоже приехал проверить, как идет восстановление. По профессии строитель, он внимательно осматривал объекты и в целом остался доволен качественной работой строителей, но выразил недовольство в адрес некоторых компаний. После его визита работа пошла еще быстрее.
Вместе с Даниалом Ахметовым приехали председатель Сената Омирбек Байгельди, министр по чрезвычайным ситуациям Заманбек Нуркадилов. Они тоже внесли свою лепту в помощь при восстановлении сел.
Самые интересные встречи состоялись в те дни с первым казахстанским космонавтом Токтаром Аубакировым. По приезду он, как и все, проверил строительные работы. Посетил школу в военном гарнизоне, которая была названа в его честь, встретился с учениками и учителями. И от своего имени подарил школе 30 компьютеров со столами. В то время компьютеры были редким явлением, тем более в сельской школе. Директор школы Гулжан Карашолакова настолько была растрогана, что одновременно улыбалась и плакала.
Затем Т. Аубакиров встретился с военнослужащими в военном гарнизоне. Встреча длилась около трех часов. Молодые солдаты никак не отпускали космонавта, задавали многочисленные вопросы о профессии, полетах, о космосе.
После окончания восстановительных работ в сентябре в район приехал тогдашний Президент страны Нурсултан Назарбаев. Он лично проинспектировал отстроенные объекты и, можно сказать, принял работу строителей.
В октябре район снова жил обычной жизнью, как будто и не было ЧС…
Уже минул 21 год. Во вновь отстроенных домах рождаются новые поколения, новые улицы уже не узнать – они благоустраиваются, меняются, цветут. И все это благодаря сплоченности, доброте, отзывчивости, дружелюбию наших людей. Именно в этот период народ Казахстана показал свой настоящий характер.
Азиза ХАЙДАР,
фото из архива Виктора Барбаша