Сегодня в здании административных управлений области состоялось расширенное заседание Жамбылской областной комиссии референдума.
В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 2 сентября 2024 года № 636 в рамках кампании по проведению республиканского референдума, назначенного на 6 октября текущего года, в регионе начата подготовительная работа. На заседании обсуждались обновления законодательства о республиканском референдуме; проведение предвыборной кампании накануне республиканского референдума; вопросы организации деятельности наблюдателей зарубежных стран, международных организаций, представителей иностранных средств массовой информации; организационные аспекты подготовки и проведения важной политической кампании.
В заседании участвовал полный состав областной территориальной комиссии референдума, а также члены городских и районных территориальных комиссий, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе.
Председатель областной территориальной комиссии референдума Сергали Айдапкелов напомнил, что по решению Главы государства вопрос строительства АЭС будет решаться посредством всенародного референдума с целью учета мнения граждан. И с момента назначения республиканского референдума соответствующие избирательные комиссии выполняют функции комиссий референдума: организуют подготовку и проведение кампании.
Член областной комиссии референдума Еркин Жапаров сообщил, что в целях совершенствования законодательства о республиканском референдуме 5 июля текущего года приняты поправки в соответствующий Конституционный закон. Среди основных новаций - утверждение прав и обязанностей национальных и международных наблюдателей, а также представителей иностранных СМИ (ранее этот вопрос не регулировался законодательством о референдуме).
Кроме того, обновленное законодательство определяет порядок освещения подготовки и проведения референдума средствами массовой информации (изменения внесены в соответствии с Конституционным законом о выборах).
Спикер также разъяснил основные аспекты опросов общественного мнения в период референдума, которые, согласно поправкам, должны проводиться в соответствии с требованиями, установленными избирательным законодательством.
Также Е. Жапаров рассказал о нововведениях в работе членов комиссий референдума. Так, вознаграждение членов комиссий референдума будет осуществляться аналогично закону о выборах. Кроме того, в обновленном законодательстве четко регламентирован вопрос обжалования решений и действий или бездействия комиссии референдума.
Заместитель председателя областной комиссии референдума Талгат Жамалов разъяснил основные аспекты агитационной кампании в ходе подготовки к референдуму. Например, согласно пункту 1 статьи 7 Конституционного закона о республиканском референдуме, гражданам и общественным объединениям гарантируется право высказать свое мнение «за» или «против» вопроса, вынесенного на референдум.
Агитацию можно проводить путем размещения плакатов, листовок, баннеров, публикации других электронных и печатных материалов. Также закон предусматривает проведение митингов, сходов граждан и агитацию в средствах массовой информации.
При этом законодательством регулируется соблюдение определенных условий во время агитации. Все агитационные материалы должны содержать информацию об организации, изготовившей эти материалы, месте их издания и распространения, а также лицах, ответственных за их изготовление. Распространение анонимных агитационных материалов запрещено. Не допускаются материалы, декларирующие насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности Республики Казахстан, причинение ущерба государственной безопасности, призывы к войне, социальному, расовому, национальному, религиозному, этническому и племенному превосходству, а также жестокость и насилие. Размещение агитационных материалов должно осуществляться в специально отведенных для этого местах и других объектах с согласия их владельцев. Агитация вне закрытых помещений, как, например, собрания, митинги, проводится в соответствии с требованиями закона о мирных собраниях.
Агитационная кампания начинается после объявления референдума. При этом агитация запрещается накануне референдума (день молчания) и в день референдума. Уличная рекламная продукция за пределами помещения для голосования может не удаляться, если была ранее вывешена.
Член областной комиссии референдума Мейржан Сембеков остановился на некоторых вопросах деятельности наблюдателей иностранных государств, международных организаций, представителей иностранных СМИ в ходе республиканского референдума, назначенного на 6 октября 2024 года. Он отметил, что Республика Казахстан, являясь членом многих международных организаций, неуклонно выполняет свои международные обязательства. Согласно пункту 4 статьи 6 Конституционного закона «О республиканском референдуме», в референдуме могут участвовать аккредитованные наблюдатели от иностранных государств и международных организаций, представители иностранных средств массовой информации.
В Казахстане в наблюдении за референдумом могут участвовать наблюдатели от иностранных государств и международных организаций по приглашению председателя Центральной комиссии референдума и министра иностранных дел. Наблюдатели от иностранных государств и международных организаций аккредитуются Центральной комиссией референдума Республики Казахстан по представлению Министерства иностранных дел.
Секретарь областной комиссии референдума А. Боранбаев сообщил, что общая продолжительность кампании составит 35 дней с момента назначения до дня голосования. Местные исполнительные органы начнут работу по формированию списков избирателей сразу после их назначения. За 20 дней до голосования, то есть 15 сентября, списки будут разосланы на участки референдума.
Списки граждан, имеющих право участвовать в республиканском референдуме, на участках, созданных в местах временного проживания граждан, предоставляются гражданам для ознакомления за пять дней до дня голосования.
Конституционный закон о выборах предусматривает право голоса по свидетельству о снятии с регистрации при смене гражданами места жительства. Свидетельство о снятии с регистрации не выдается гражданам, желающим участвовать в голосовании в другой части референдума в пределах того же населенного пункта.
Чтобы дать возможность гражданам найти себя в списках и узнать местонахождение избирательного участка, местные исполнительные органы практикуют использование соответствующих онлайн-сервисов и интернет-ресурсов.
Отмечено, что подготовка и реализация республиканского референдума, назначенного на 6 октября 2024 года, должны осуществляться в соответствии со сроками, установленными календарным планом.
Председатель комиссии С. Айдапкелов подчеркнул необходимость уделить особое внимание подготовке членов окружных комиссий референдума перед днем голосования. До 15 сентября будет организовано обучение руководящего состава местных комиссий референдума (председателей, заместителей председателей и секретарей), а также охвачен обучением весь персонал организаторов республиканского референдума.
Обучение представителей политических партий, неправительственных организаций и средств массовой информации планируется на национальном и региональном уровнях.
Также председатель региональной комиссии референдума проинформировал участников заседания, что членами ОРЦ запланированы инспекционные поездки в регионы по вопросам подготовки и проведения референдума. В частности, особое внимание уделено вопросам информирования общественности, подготовке избирательных участков ко дню голосования и созданию необходимых условий для голосования граждан, в том числе с ограниченными возможностями и особыми потребностями.
Айгуль МАХМУДОВА