Этика государственного служащего - это прежде всего кодекс поведения, включающий принципы и нормы, выражающие моральные требования общества к сущности госслужащего.
Этика характерна рядом необходимых параметров, определяющих взгляды, особенности человеческой личности, которые формируют ее отношение к смыслу и ценностям права, что, в свою очередь, отражает уровень цивилизованности общества, содержание социального сознания, степень развития духовности и строгость нравственных устоев, бытующих в обществе. Приведу некоторые из них: порядочность (честность, неспособность к низким, аморальным, антиобщественным поступкам); неукоснительное соблюдение стандартов общественно-политической жизни; независимость от финансового интереса; ответственность; открытость; самоотверженность; профессионализм; достоинство; совесть; справедливость; патриотизм, толерантность и беспристрастность.
В Республике Казахстан этические принципы предоставлены в Этическом кодексе государственного служащего. Конкретно, принципы, этические нормы являются формой нравственных требований к госслужащим.
Воздействие на характер нравственных взаимоотношений и поведения работников в коллективе, как объекта управления персоналом, предусматривает формирование ценностей организационной культуры, «корпоративного духа» и нравственного облика организации; создание в коллективе творческой атмосферы, включающей проявление интересов всех членов коллектива; разработку мер, стимулирующих развитие высоких нравственных качеств у каждого работника, способствующих совершенствованию людей.
Мораль должностного лица не может основываться только на его собственном представлении о добре и зле, на его личной совести, она определяется и общественными потребностями. Следование этическим стандартам при исполнении служебных обязанностей предполагает при этом специальные процедуры и методы контроля.
Мировой опыт показывает, что одним из действенных контрольных механизмов формирования и развития необходимого уровня этичности поведения государственных служащих являются специальные органы контроля, такие, как суды чести, административные комиссии, комиссии по этике и корпоративные суды, которые оценивают нравственные поступки госслужащих и принимают по ним соответствующие решения.
В целях повышения уровня правовой и этической культуры государственных служащих считаю необходимым включить образовательные дисциплины по этике и культуре поведения в учебные планы подготовки, переподготовки и повышения квалификации госслужащих.
Сегодня же в свете регулярно проводимых семинаров и тренингов с государственными служащими мы прилагаем все усилия к созданию атмосферы нетерпимости к аморальным проявлениям в органах государственной власти, тем самым восстанавливая авторитет властных структур в глазах населения.
Формирование высокоморальной личности государственного служащего - одна из важных задач повышения эффективности функционирования всей власти в целом.
Этика государственно-служебных отношений в широком смысле представляет собой практически воспитательную и регулируемую силу. Через критический анализ нравственного сознания участников этих отношений реально функционирует, выявляется степень соответствия существующих правовых и моральных качеств.
Гузаль ТУРДЫЕВА,
заместитель руководителя департамента судебной Администрации Республики Казахстан
по Жамбылской области,
уполномоченная по этике