Образование - основа процветания
Казахстан привержен политике многовекторности не только в экономике
Как известно, современное образование - это область интеграции знаний и умений, которая находится на стадии непрерывного развития, совершенствования и обмена опытом, пожалуй, в мировом масштабе. В этом плане Республика Казахстан демонстрирует открытость системы образования, стремление к более тесному международному сотрудничеству в этой сфере.
Что неудивительно: в Казахстане доля людей, имеющих дипломы о высшем образовании, составляет почти 40 процентов. Это значительно выше, чем в других постсоветских странах, где этот показатель зачастую не доходит и до 30 процентов. В апреле прошлого года в республике утвердили Концепцию развития высшего образования и науки на 2023-2029 годы. Среди приоритетов развития системы образования в ней названы повышение доступности высшего и послевузовского образования, развитие инфраструктуры и цифровизация высшего образования, а также его интернационализация. В этом плане в республике делается многое, ведь международный опыт требует активного общения со странами как дальнего, так и ближнего зарубежья.
Пиренеи - Средняя Азия
Так, 17 апреля 2024 года в Казахском национальном педагогическом университете имени Абая состоялся международный семинар «Сотрудничество в сфере высшего образования: Казахстан-Испания», организованный министерствами науки и высшего образования РК и Испании при поддержке посольств этих государств.
Мероприятие собрало представителей различных образовательных учреждений и организаций двух стран, что стало знаковым шагом к углублению взаимопонимания и сотрудничества в области науки и образования. В семинаре приняли участие директор SEPIE Альфонсо Хентиль, заместитель председателя правления АО «Центр международных программ» Арман Ашкин и руководство Abai University.
Целью встречи было обсуждение ключевых аспектов сотрудничества между Казахстаном и Испанией в сфере науки и высшего образования.
С приветственным словом к участникам семинара обратилась проректор по академической деятельности Abai University Бану Нарбекова. Представив обзор системы высшего образования и национальных приоритетов в Казахстане, она подчеркнула важность сотрудничества двух стран. Директор SEPIE Альфонсо Хентиль в свою очередь детально рассказал о контексте высшего образования и приоритетах Испании, что позволило участникам семинара лучше понять особенности образовательных систем двух государств.
Участники семинара отметили, что данное мероприятие открывает уникальные возможности для обмена опытом и знаниями между нашими странами. Такие встречи не только укрепляют взаимовыгодное сотрудничество, но и способствуют развитию высшего образования и науки за счет стимулирования инновационных исследований и расширения академических связей.
По итогам семинара подписан меморандум о сотрудничестве между центром международных программ и SEPIE. Этот шаг поспособствует обмену знаниями и опытом между Казахстаном и Испанией, а также качественным изменениям в сфере образования. Данное сотрудничество открывает новые перспективы для студентов, ученых и исследователей для совместной реализации проектов и инициатив, что укрепит дружественные отношения и развитие образования в обеих странах.
Сотрудничество между Казахстаном и Узбекистаном в области образования является важным шагом на пути к укреплению двусторонних отношений и созданию платформы для развития научного и образовательного потенциала обеих стран. Подписание соглашения о сотрудничестве между правительствами Республики Узбекистан и Республики Казахстан в области высшего и послевузовского образования 22 декабря 2022 года стало значимым событием, которое откроет новые возможности для студентов, преподавателей и исследователей.
По принципу полезного обмена
Следует особо отметить, что в последние годы наблюдается значительное укрепление сотрудничества в сфере образования между Казахстаном и Узбекистаном. На сегодняшний день между высшими образовательными учреждениями двух стран действуют более 280 соглашений о сотрудничестве. Для сравнения: в 2022 году их число составляло 230. Рост числа двусторонних соглашений свидетельствует о растущем интересе и стремлении к более тесному взаимодействию в образовательной сфере.
Документы включают в себя различные формы сотрудничества: обмен студентами и преподавателями, совместные научные исследования, организация конференций и семинаров, а также разработка совместных образовательных программ. Это позволяет не только обогащать учебные программы вузов, но и создавать условия для культурного обмена и взаимного обогащения.
В условиях современной глобализации и межкультурного взаимодействия особое значение приобретает подготовка кадров для образовательных учреждений, где обучение ведется на национальных языках. В Республике Узбекистан одним из таких направлений является подготовка специалистов для школ с казахским языком обучения. На данный момент шесть вузов страны активно работают в данном направлении, предлагая программы бакалавриата, направленные на развитие образования на казахском языке.
Гулистанский и Каракалпакский государственные университеты предлагают программы бакалавриата по специальности «филология и преподавание языков: казахский язык». Эти программы направлены на подготовку специалистов, преподающих казахский язык и литературу, вести научно-исследовательскую деятельность в этой области.
Ташкентский государственный педагогический университет (ТГПУ), Навоийский государственный педагогический институт (НавДПИ), Нукусский государственный педагогический институт и Чирчикский государственный педагогический университет реализуют курсы бакалавриата по специальности «родной язык и литература: казахский язык и литература». Программы обучения акцентируют внимание на изучении казахского языка и литературы, обеспечивая студентов необходимыми знаниями и навыками для преподавания в школах с казахским языком обучения.
Между вузами Узбекистана и Казахстана реализуются четыре совместные образовательные программы, в рамках которых обучаются 188 студентов, из них 76 - женщины. Эти программы способствуют не только академической мобильности, но и культурному обмену между двумя странами, создавая условия для совместного научного и образовательного роста.
В 2023-2024 учебном году общее число казахских студентов в узбекских вузах достигло 528 человек. В этом учебном году в высшие учебные заведения Узбекистана поступили 176 человек. Этот рост свидетельствует о повышенном интересе к образовательным возможностям в Узбекистане со стороны казахских студентов и их стремлении к получению качественного образования.
В вузах Казахстана в 2023-2024 учебном году обучались более 5500 (5588) узбекских студентов (бакалавров, магистрантов и докторантов). Согласно информации, узбекские студенты обучаются в основном в южных и западных регионах Казахстана - в Южно-Казахстанском университете имени Мухтара Ауэзова, Южно-Казахстанском государственном педагогическом университете, Международном университете Silkway, Актюбинском региональном государственном университете имени К. Жубанова.
В рамках укрепления двусторонних отношений и расширения сотрудничества в сфере образования между Казахстаном и Узбекистаном в текущем году запланировано открытие филиалов ведущих университетов обеих стран. Эти шаги направлены на повышение качества образования, развитие научных исследований и подготовку высококвалифицированных специалистов в различных областях.
На основе взаимных договоренностей на высшем уровне в 2024 году в городе Чирчике создан филиал Южно-Казахстанского университета имени Мухтара Ауэзова. Этот шаг является важным этапом в развитии образовательного сотрудничества между двумя странами. Филиал предоставит узбекским студентам возможность получать образование по высоким стандартам, не покидая своей страны. Важно отметить, что Южно-Казахстанский университет имени Мухтара Ауэзова славится своими образовательными программами и научными исследованиями, что станет значимым вкладом в развитие образования в Узбекистане.
А в городе Алматы на базе Казахского национального аграрного университета будет открыт филиал Национального исследовательского университета «Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства». Это решение также принято на основе взаимных договоренностей и направлено на укрепление образовательных и научных связей между двумя странами. Открытие филиала позволит казахским студентам получить доступ к уникальным образовательным программам и передовым исследованиям в области ирригации и рационального использования водных ресурсов, что особенно актуально для аграрных регионов Казахстана.
Учебный процесс в новых филиалах стартовал с 2024-2025 учебного года. Ожидается, что это станет важным шагом в улучшении качества образования и расширении возможностей для студентов и преподавателей обеих стран. Новые филиалы не только обеспечат доступ к передовым образовательным ресурсам и технологиям, но и создадут платформу для обмена опытом и знаниями между Казахстаном и Узбекистаном.
Кроме того, намечается ряд перспективных направлений для совместной реализации между Республикой Узбекистан и Республикой Казахстан. Так, предусматривается организация конкурсов совместных научных проектов по взаимовыгодным направлениям.
В настоящее время Республика Узбекистан реализует совместные конкурсы научных проектов с 11 зарубежными странами. Отобранные проекты финансируются зарубежной стороной. Совместный конкурс с Казахстаном планируется объявить по таким направлениям, как проблемы с водой, безопасность пищевых продуктов, горнодобывающая и металлургическая промышленности и смежные сферы услуг; биотехнологии; информационные и космические технологии; технологии ядерной и возобновляемой энергетики; нанотехнологии и новые материалы.
Эти инициативы являются важным шагом на пути к укреплению образовательного и научного сотрудничества между Казахстаном и Узбекистаном. Они предоставляют новые возможности для студентов и преподавателей, способствуя развитию науки и образования в обеих странах. С каждым новым проектом и соглашением взаимодействие между Казахстаном и Узбекистаном в образовательной сфере становится все более крепким и продуктивным, открывая новые горизонты для совместного прогресса и процветания.
Искусственный интеллект в действии
Панельная сессия Международного цифрового форума Digital Almaty-2024 подчеркнула важность диалога между образовательными учреждениями, государственными органами и корпорациями для создания эффективной системы подготовки кадров, способных успешно работать в условиях Индустрии 4.0 и вносить значимый вклад в развитие цифровой экономики Казахстана.
Участники сессии обсудили, как обеспечить казахстанских выпускников необходимыми навыками для успешной карьеры в эпоху Индустрии 4.0.
Возможности внедрения ИИ и DeepTech в обучение казахстанских студентов, модернизация учебных программ в режиме реального времени и результаты коллабораций с мировыми образовательными платформами были обсуждены в рамках панельной сессии «Образование для Индустрии 4.0: подготовка кадров для цифрового будущего» Международного цифрового форума Digital Almaty-2024.
Под председательством министра науки и высшего образования РК Саясата Нурбека участники сессии обсудили ключевые аспекты вызовов и возможностей, стоящих перед системой образования в контексте Четвертой промышленной революции.
В ходе мероприятия спикеры поделились видением кадровой модернизации и практической стратегией, направленными на улучшение образовательных программ, внедрение интерактивных платформ и онлайн-курсов, а также разработку новых учебных модулей, ориентированных на технологические инновации.
Министр науки и высшего образования Саясат Нурбек подчеркнул важность адаптации образовательных программ и методологий под новые требования цифровой экономики для обеспечения актуальности учебных программ и качественной подготовки кадров. Министр отметил преимущества стратегического сотрудничества между образовательными учреждениями и технологическими флагманами, что позволит не только обеспечить рост качества образования, но и гарантировать, что выпускники будут адаптированы к требованиям современного рынка труда.
- В прошлом году мы «сломали» государственный стандарт фактически полностью, изменив до 92 процентов содержания образовательных продуктов, включая продолжительность обучения. Я бы хотел отдельно поблагодарить компанию Huawei - на сегодняшний день в 14 вузах мы пилотируем курсы по искусственному интеллекту AI-Literacy. Со следующего года приняли решение сделать их обязательными для всех студентов, чтобы все студенты университетов имели базовую грамотность в сфере искусственного интеллекта. У Huawei самые передовые исследования и политика в области научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы, поэтому мы подписали соглашение с Huawei и открываем 50 цифровых лабораторий, базирующихся в 50 наших университетах. В прошлом году открыли 33, в этом году откроем еще 11. Надеюсь, что Huawei откроет свой региональный научно-исследовательский центр здесь, в Казахстане, - отметил в своей речи Саясат Нурбек.
Важность интеграции центров инновационных технологий в учебный процесс и необходимость актуализации знаний у будущих выпускников также подчеркнул вице-президент IDC Андрей Беклемишев. Как отметил эксперт, многие мировые университеты создают для студентов специализированные центры, которые позволяют развивать навыки в инновационной среде благодаря доступу к передовым технологиям, практическому опыту и сотрудничеству с ведущими компаниями в своей отрасли. По словам А. Беклемишева, создание образовательной системы, которая будет гибко реагировать на требования рынка труда и предоставлять выпускникам актуальные цифровые знания, позволит обеспечить казахстанских выпускников необходимыми навыками для успешной карьеры в эпоху Индустрии 4.0.
Одной из ключевых тем обсуждения панельной сессии стал вопрос трудоустройства молодых кадров. Эксперты выделили ряд факторов, которые позволят изменить ситуацию, в их число вошли адаптация образовательных программ к потребностям современного рынка труда, улучшение процессов профессиональной ориентации среди молодежи, а также стимулирование интереса к образовательным возможностям флагманов цифровой индустрии. К примеру, участие в стажировках, тренингах и учебных конкурсах таких ИКТ-гигантов, как Huawei, открывает перед будущими выпускниками как возможности приобретения знаний, так и дальнейшего трудоустройства в компании.
На языке Пушкина и Толстого
По разным данным, высшее образование в России получили до 80 тысяч молодых казахстанцев. При этом представители республики лидируют по численности среди иностранных студентов в российских вузах. Из-за высокого конкурса в 2023-2024 учебном году Россотрудничество увеличило квоту на обучение в российских вузах для казахстанских студентов на 200 мест. Всего было выделено 900 мест. По словам министра иностранных дел Казахстана Мурата Нуртлеу, этому способствует отсутствие барьеров, господдержка. Кроме того, казахстанской молодежи легко учиться в России благодаря знанию русского языка.
Государственным языком в республике является казахский, но у русского языка официальный статус в качестве языка межнационального общения. Этот статус закреплен Конституцией Казахстана. Он остается одним из лидеров на постсоветском пространстве по доле детей, получающих образование на русском языке, уступая только Беларуси. В 2022 году Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина (РФ) подготовил доклад «Индекс положения русского языка в мире». Согласно представленным данным, доля учащихся русских классов среди казахстанских школьников в 2019-2020 учебном году составила 30,9 процента.
По информации Бюро национальной статистики Республики Казахстан, на начало 2021-2022 учебного года в стране насчитывалось более 7,5 тысячи школ, из них более 1,2 тысячи - русскоязычные и более 2,4 тысячи - со смешанным языком обучения. Таким образом, по количеству русских школ Казахстан лидирует среди всех государств Центральной Азии. Обучение на русском языке в школах и вузах пользуется популярностью благодаря высоким стандартам и методикам, позволяющим готовить квалифицированных специалистов для экономики и общества. Кроме того, как отмечают эксперты, большинство специальных предметов важно изучать на русском языке, так как именно на нем существует широкая база методической литературы, а также наработанная и сложившаяся терминология.
Наиболее востребованные казахстанскими абитуриентами российские вузы - Высшая школа экономики, МИФИ, РУДН, Санкт-Петербургский государственный университет и МФТИ. Около 60 процентов казахстанских студентов учатся в Москве, восемь - в Новосибирске, по семь процентов - в Екатеринбурге и Томске. Кроме того, в Казахстане действуют филиалы российских вузов. Так, на базе КазНУ имени аль-Фараби в Алматы уже открыт филиал МИФИ, а в Атырау - филиал Российского государственного университета нефти и газа имени И. М. Губкина. В марте 2023 года было ратифицировано межправительственное соглашение об открытии не только новых филиалов российских вузов в Казахстане, но и казахстанских вузов в России.
Как отмечается в Декларации по случаю 30-летия дипломатических отношений России и Казахстана, Астана и Москва намерены последовательно углублять связи в сферах образования и науки. У стран похожие взгляды на то, каким должно быть воспитание молодежи - в духе традиционных ценностей, уважения к старшим, патриотизма и любви к родине. Обмен опытом и адаптация лучших практик друг друга в образовании будет способствовать дальнейшему укреплению образовательной системы республики.
Богатый выбор
По данным Саясата Нурбека, в Казахстане открыли свои филиалы 17 иностранных университетов. Губкинский Университет из России открыл филиал в Атырау. Он работает на базе единственного в среднеазиатской республике специализированного высшего учебного заведения, где занимаются подготовкой специалистов нефтегазовой отрасли, - Университета нефти и газа имени С. Утебаева. В 2023 году был произведен первый набор студентов на бакалавриат по программам подготовки «Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ», «Нефтегазовые технологии», «Геологическое моделирование природных резервуаров нефти и газа». Было выделено 200 грантов.
В Актау на базе Университета имени Ш. Есенова был открыт филиал Немецкого инженерного института. Его студенты могут получить два диплома с получением степени бакалавра по образовательным программам: «Логистика» - Технический университет Вильдау и «Энергетика и экологическая инженерия» - Гамбургский технический университет
На базе АРУ имени К. Жубанова, в Актобе, открылся филиал старейшего британского вуза Heriot-Watt University. В 2023 году по трем образовательным программам поступили 300 студентов: «Компьютерная инженерия» - 160, «Электроэнергетика» - 80, «Нефтяная инженерия и энергоменеджмент» - 60.
В Костанайском региональном университете имени А. Байтурсынова в этом году открывается филиал южнокорейского университета Dong-Eui. Абитуриентам будут предложены специальности «машиностроение», «технологические машины и оборудование».
В городе Кызылорде в этом году будет открыт филиал южно-корейского вуза SEOULTECH. Абитуриентам предлагаются такие специальности, как «кибербезопаснсть», «компьютерные науки», «искусственный интеллект». В ноябре будет открыта Высшая школа искусственного интеллекта и информатики.
В городе Шымкенте с 2024 года открыт набор студентов в Российский ХТУ имени Д. И. Менделеева. Специализации - «химия» и «химические технологии».
В Петропавловске с 2022 года открыт Университет Аризоны. Специальности - «биотехнологии», «информационные системы в управлении», «электроника и телекоммуникации», «пищевая безопасность», «наука о растениях».
В Астане с Назарбаев Университетом сотрудничают UCL, Cambridge University, UPMC, Penn University, Duke Unoversity и другие известные вузы мира.
В Семее был открыт филиал Университета экономики города Быдгощ (Польша) на базе Университета Шакарима.
В Усть-Каменогорске филиал открыла мастерская Лу-Бань из Китая со специальностями «машиностроение», «аддитивные технологии», «обслуживание электромобилей».
В Талдыкоргане на базе Жетысуского университета имени И. Жансугурова открыт филиал Политехнического университета Марке (Италия). Специальности - «агрономия», «сельское хозяйство», «биоресурсы».
В городе Уральске открыл филиал Уфимский государственный нефтяной технический университет. Осуществляется программа магистратуры по специальности «разработка и эксплуатация месторождений природных углеводородов». Выпускники получат два диплома.
В Алматы на базе Казахского национального исследовательского технического университета имени К. Сатпаева филиал открыл Университет Гонконга; на базе Казахского национального университета имени аль-Фараби филиал открыл Северо-Западного политехнического университета из КНР по подготовке магистров в инженерной сфере; на базе Казахского национального университета имени аль-Фараби открыл филиал Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ; на базе Аграрного университета открыл филиал Ташкентский институт ирригации и мелиорации. Также в Алматы свой филиал открыл Университет De Montfort из Великобритании.
Ожидается, что в ближайшее время об открытии филиала в Казахстане объявит Британский Queens College.
Подготовил Юрий ЕФИМОВ