Регионы

Старше региона

От маленького поселения до большого аула

В нынешнем году селу Абай в районе Турара Рыскулова исполняется 95 лет. История этого населенного пункта заслуживает отдельного повествования по целому ряду причин.

 

… В 1928 году имущество баев было конфисковано, контр­революционеры приговорены, а ненадежные элементы высланы, и в ауле, название которого сейчас и не вспомнить, остались лишь несколько бедняков. Как-то приехала делегация из райцентра, организовала митинг на целый день и стала агитировать народ.

- Наша большевистская партия призывает людей работать вместе, формировать команду, и если вы раньше служили богачам, то теперь вы будете служить себе. Если посмотреть на соседние деревни, то русские вместе сажают урожай, выращивают огороды и овощи, создают свои условия. Что касается нас, то мы до сих пор ведем кочевой образ жизни, выпасая скот сегодня здесь, а завтра там. Пришло время переходить к оседлому образу жизни, комфортно жить зимой в теплом доме, а летом собирать урожай со своего огорода. Поэтому правительство готово помочь, если вы все будете работать вместе как одна команда. Дает вам инструменты и оборудование. Если вы передадите излишки своего урожая правительству, вы сможете взять то, что вам нужно, и приготовить запасы на зиму. Если вы согласны, давайте найдем здесь подходящее место и тоже перейдем к культурной жизни, - предложили большевики.

Целый день аульчане слушали эти речи, а вечером собрались и стали думать, где можно поселиться. После обсуждений сошлись во мнении, что поселок должен располагаться в травянистом, плодородном месте, где единственная в этих краях горная речка питает четыре оврага. Кроме того, ниже выбранного места проложили Туркестано-Сибирскую железную дорогу - Турксиб. Крестьяне решили рискнуть по многим причинам: не хватало людей, скота, кочевать стало сложней.

Было решено, что дома построят вдоль первого оврага на восточном берегу реки активные джигиты Жабай и Имаш; Иманбай и Артыкбай - по нижнему берегу; Баядин и Жунисбай - по второму оврагу; Коджак и Сулеймен - по третьему; Жорабек, Нокрабек, Абильда, Бейсенбекс - вдоль западного рва. И с апреля 1929 года началось строительство. Готового кирпича не было, стены возводили, заливая саман. Житель этого села Нурмет, живущий вдоль железнодорожной линии, мастерил из остатков шпал двери и окна для всех. К осени 1929 года появилось около 40-50 домов.

После того, как дома были готовы, начали решать вопрос, какая у них будет жизнь и какой у них будет коллектив.

- Пусть будет сельскохозяйственный коллектив, пусть руководителем коллектива будет образованный гражданин, Кылыш, — решили все жители единогласно.

- Нет среди нас богатых людей, нет биев, мы — команда из одних крестьян, пусть наше село будет называться Енбекши, — также были единодушны поселенцы. Таким образом, в 1929 году село Енбекши начало свою жизнь.

С весны 1930 года было распахано плугом до пяти гектаров, посеяны пшеница и просо, а в плодородную землю у подножья горы посажены тополя. Кроме того, во дворе каждого дома появился небольшой сад. Поголовье скота также объединили, а для ухода за верблюдами, лошадьми и мелкими животными назначили отдельных людей. Так колхоз самостоятельно жил и развивался.

Первым главой села, как сказано выше, был избран Кылышбек (фамилия утеряна), а первым главой Енбекшинского сельского совета - Жорабек Кохаев.

Во время голода 30-х годов выжили благодаря выращенной продукции. Кроме того, часть жителей села работала с русскими на станции Луговой, а часть - в селе Луговом. И сослуживцы также протянули руку помощи во время голода.

С годами в ауле рождалось все больше детей. Для их обучения построили небольшую начальную школу. Учительница Нагима Ермекбаева много лет работала в сельской школе, обучая детей грамоте и воспитывая достойное поколение. Позднее, в 1944 году, за доблестный труд она была награждена орденом Ленина.

Нагима Ермекбаева внесла большой вклад в развитие села. Многие енбекшинцы получили у нее не только достойное образование, но и правильные жизненные ориентиры. Впоследствии ими гордились земляки. Ее учениками были Манап Иманбаев, полковник милиции, Толен Смаилов, председатель колхоза, Бейсенбек Махашев, секретарь райкома партии в Меркенском районе. Позже он был награжден орденом Ленина. Несипбек Шоктыбаев служил в милиции, затем в органах госбезопасности, в обкоме партии, был председателем областного сельскохозяйственного профсоюза.

Как и многие в те годы, большинство жителей села не умели читать и писать. Занятия по ликвидации безграмотности проводил учитель по имени Оразгали Боранбаев, прошедший в Каркаралинске курсы.

- В то время казахский алфавит был латинским, и все взрослые учили латиницу. Мои родители тоже научились писать, считать и читать на латинице до 1940 года, - рассказывает уроженец аула Енбекши Москау Нокрабеков. - Мой отец Нокрабек, научившись читать и писать, окончил курсы водителей в Аулие-Ате, с 1936 по 1978 год работал водителем автомобиля. В годы Великой Отечественной войны находился в пекле боевых действий, был водителем грузовика, перевозившего боеприпасы и оружие.

Кроме того, из маленького колхоза вышли и ученые. Например, Ораз Сарымсаков, кандидат сельскохозяйственных наук, доктор, Болат Ажиханов, кандидат сельскохозяйственных наук, Рахим Боранбаев, кандидат технических наук, Нурлан Темирбеков, доктор технических наук, профессор.

Стоит отметить и других известных енбекшинцев. Аширкуль Кохаева и Мусакул Татибеков много лет работали в исполкоме, партийных органах, райкоме комсомола. Сагинхан Амрекулов занимал должности первого секретаря райкома и обкома комсомола, первого секретаря райкома партии Джувалинского района, акима Сарысуского района. Сегизбай Рахманбердиев многие годы руководил Жамбылской железнодорожной больницей, работал главным врачом в детском санатории «Каменка». Орнек Смаилов дослужился до полковника полиции, Шойбек Калкабаев работал прокурором района, его сыновья продолжают служить сегодня родному краю. В этом селе родился член Союза поэтов и писателей Совет Алимкулов. Его сын Бакытжан Алимкулов также поэт, сатирик, член Союза поэтов и писателей, сейчас работает на телеканале Jambyl.

В 1952 году село Енбекши объединилось с селом Кокарык и получило имя великого казахского мыслителя Абая. В бытность председателем колхоза «Абай» Базарбая Сулейменова в селе имелись большой автогараж, тракторная мастерская, механическая молотилка, клуб, школа, контора, торговый центр.

После обретения Казахстаном независимости имущество колхоза поделили фермерские хозяйства, которые занимаются животноводством, выращиванием сельскохозяйственных культур и переработкой мяса.

- На сегодняшний день в селе Абай проживают около 2500 человек, это 400-500 домов. Здесь действуют 15 объектов бизнеса, в том числе восемь продуктовых магазинов. Функционируют пекарня, цеха по переработке шкуры и кожи, по производству профнастила. Скоро начнет работу макаронный цех. С началом проекта «Ауыл аманаты» повысилось качество жизни сельчан, выросло количество голов скота, развивается малый и средний бизнес. По данному проекту был освоен почти один миллиард тенге, - рассказывает аким Абайского сельского округа Мурат Арыстанбеков. - В селе активно ведут деятельность совет ветеранов, совет матерей, которые улаживают споры между сельчанами, находят мудрые решения. Благодаря деятельности общественных советов уменьшилось количество разводов. Стоит отметить, что село Абай в 2020 году заняло второе место в конкурсе «Лучшее село» и получило грант в размере четырех миллионов тенге. В том же году я занял третье место на республиканском конкурсе «Лучший аким». В 2021 году на конкурсе, организованном центром «Рухани жаңғыру», село Абай получило номинацию «Тәуелсіздік шамшырағы».

- В этом году нашему аулу исполняется 95 лет, - говорит ветеран журналистики, обладатель нагрудного знака «За заслуги перед районом имени Т. Рыскулова» Москау Нокрабеков. - Мы, уроженцы этой земли, хотим, чтобы наша малая родина и дальше процветала, воспитывала патриотичных граждан и оставалась местом для счастливой жизни каждого жителя.

Азиза ХАЙБАР