Приоритеты определены
Сервисность, клиентоориентированность, дебюрократизация
В апреле текущего года Правительство опубликовало Национальный доклад о состоянии государственной службы в Республике Казахстан. В нем говорится о реализации «административной реформы, в рамках которой уже децентрализовано порядка 500 функций госорганов, в целях дебюрократизации излишние функции исключены из законов… Необходимой составляющей успеха является наращивание кадрового потенциала госслужбы».
Подробнее о процессах, происходящих в институтах управления, «Знаменке» рассказал руководитель департамента Агентства РК по делам государственной службы Жамбылской области Руслан Шарипов.
- Руслан Шамелович, какой вектор развития государственной службы преобладает сегодня в нашей стране?
- Повышение уровня профессионализации всей государственной службы будет осуществляться через переход к так называемой гибридной модели государственной службы, сочетающей в себе лучшие черты как карьерной, так и позиционной моделей, призванной обеспечить баланс между конкурентным подходом и прямым поиском специалистов с учетом их уникального профессионального опыта и потенциала.
Президент страны Касым-Жомарт Токаев 17 июля текущего года утвердил Концепцию развития государственной службы Казахстана на 2024-2029 годы. В ней сформулирована повестка дальнейшего развития государственной службы. Конкретно, речь идет о формировании модели государственной службы, основанной на принципах сервисности и клиентоориентированности, выраженной в проактивной, ориентированной на конечный результат, дебюрократичной модели поведения. Еще один приоритет - профессионализация государственного аппарата с использованием гибридной модели государственной службы - прагматичное сочетание средств и способов, нацеленных на профессионализацию государственного аппарата. И еще один важный пункт - управление и цифровизация HR-процессов, использование их инструментов лишь в той мере, в которой они способны обеспечить надлежащее и добросовестное выполнение функций государственными служащими, их мотивацию и удержание, а также минимизацию условий и критериев, способствующих профессиональному выгоранию.
- Что подразумевается под конкурентным подходом при подборе кадров на государственную службу?
- Это конкурсный отбор, который обусловлен конституционным принципом равного доступа граждан Казахстана к государственной службе (статья 33 пункт 4 Конституции РК). Конкурсные процедуры в настоящее время упрощены. При участии во внутреннем конкурсе, кандидату требуется предоставить всего два документа: заявление и послужной список.
При участии в общем конкурсе требуются заявление, документ об образовании, послужной список.
Как известно, лица, впервые поступающие на государственную службу, проходят тестирование на знание законодательства и оценку личностных качеств. При этом лица, не преодолевшие пороговые значения, имеют возможность повторного прохождения тестирования через 15 дней. Таким образом, порядок поступления на государственную службу максимально упрощен.
Вместе с тем в первом полугодии 2024 года государственными органами области объявлены 796 конкурсов на занятие вакантных должностей (из них по местным исполнительным органам - 430, по территориальным подразделениям центральных государственных органов - 366). В конкурсах принял участие 831 кандидат (523 и 308 соответственно). По итогам конкурсов выявлены 402 победителя (247 и 155 соответственно).
При этом не могу не упомянуть о внедренном Агентством РК по делам государственной службы новом формате проведения отбора на государственную службу и конкурсных процедур на базе информационной системы «Е-қызмет».
Указанный порядок отбора уже проводится в Агентстве РК по делам государственной службы, акиматах Акмолинской области и городе Шымкенте, министерствах торговли и интеграции, индустрии и инфраструктурного развития и ряде других государственных органов. В Жамбылской области указанный порядок отбора планируется ввести в 2025 году.
Новый формат предусматривает максимально упрощенный подход к процессу отбора на госслужбу. Граждане могут участвовать в конкурсе круглосуточно 24/7, в любое удобное для них время на всех этапах, за исключением собеседования, которое будет проходить в заранее установленное время.
- Каким еще образом молодые перспективные специалисты могут попасть на государственную службу или подняться по служебной лестнице?
- В целях повышения профессионализма, эффективности и компетентности личного состава государственных органов теперь лица, окончившие обучение в организациях образования при Президенте Республики Казахстан в рамках государственного заказа по программам послевузовского образования с результатом обучения не ниже значения GPA - 3,33, могут занять административные государственные должности корпуса «Б» в местных исполнительных органах, аппаратах маслихатов, ревизионных комиссиях, территориальных подразделениях центральных государственных органов и их ведомств (кроме местных исполнительных органов, аппарата маслихата, ревизионной комиссии, территориальных подразделений центральных государственных органов и их ведомств в столице и ее районах) в течение одного года после окончания обучения по согласованию с уполномоченным органом или его территориальным подразделением без проведения конкурса.
Аналогично лица, окончившие обучение в высших учебных заведениях в рамках государственного заказа (государственный грант) по программам высшего и (или) послевузовского образования с результатом обучения не ниже значения GPA - 3,33, также в течение одного года после окончания обучения без проведения конкурса могут занять низовые и не руководящие административные государственные должности корпуса «Б».
В ходе реализации данной нормы закона в 2023 году приняты на низовые должности пять выпускников высших учебных заведений, а с начала 2024 года на государственную службу приняты 19 человек.
- В прошлом году проводился отбор в Президентский молодежный кадровый резерв. Чья вообще эта инициатива и планируется ли создание подобного резерва на региональном уровне?
- Еще раз повторюсь о том, что создание эффективной, современной государственной службы и структуры управления всегда будет являться особым приоритетом в деятельности государственной власти.
Поэтому одной из первых публичных инициатив Касым-Жомарта Токаева в роли Главы государства стало проведение отбора в Президентский молодежный кадровый резерв, который в свою очередь служит действенным социальным лифтом для талантливой молодежи.
В 2019 году впервые в стране стартовал проект Президентского молодежного кадрового резерва, который продолжился в 2021 и 2023 годах.
Сегодня талантливая молодежь, прошедшая отбор, успешно трудится на благо нашей страны в государственных органах и организациях квазигосударственного сектора.
Однако отбор талантливых молодых управленцев становится необходимым для развития системы государственного управления и на региональном уровне.
Поэтому с 1 марта начался отбор в региональный кадровый резерв (в том числе и в нашем регионе), состав которого на конкурсной основе будет отобран из числа молодых талантливых специалистов каждого региона нашей страны.
По результатам двух этапов отбора в нашей области из 478 участников 49 кандидатов уже прошли оценку компетенций в Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан.
Окончательное решение по отбору в региональный кадровый резерв 25 кандидатов принято 26 августа текущего года.
Помимо социального лифта, нахождение в региональном кадровом резерве дает молодым людям возможность познакомиться с новыми людьми, находящимися в резерве, узнать их взгляды, мнения по актуальным вопросам развития области, что-то обсудить, подискутировать и в целом предоставляет уникальную возможность применить свои знания и навыки на благо страны.
- Руслан Шамелович, занимаемая Вами должность указывает на председательство в Совете по этике. Расскажите, пожалуйста, об этой структуре подробнее.
- Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы является государственным органом, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, осуществляющим руководство в сфере государственной службы, оценку и контроль за качеством оказания государственных услуг.
В соответствии с утвержденным положением, коллегиальными органами агентства являются советы по этике в областях, городах республиканского значения, столице, положение о которых утверждается Президентом Республики Казахстан. Соответственно, на местах координацию деятельности и руководство советами осуществляют руководители территориальных подразделений агентства.
К основным задачам, стоящим перед Советом по этике, относятся борьба с нарушениями этических норм, предупреждение правонарушений, дискредитирующих государственную службу в государственном аппарате.
Причем ранее к функциям дисциплинарных советов, которые действуют с 1999 года, относилось, в первую очередь, рассмотрение персональных дел в отношении государственных служащих и лиц, приравненных на выполнение государственных функций, совершивших правонарушения.
В свою очередь функцией Совета по этике является выработка мер, направленных на предупреждение коррупции и профилактику нарушений норм служебной этики, в том числе дисциплинарных проступков, дискредитирующих государственную службу; принятие мер по обеспечению повышения уровня ответственности государственных служащих в соблюдении служебной этики.
Помимо сказанного, советы рассматривают итоги анализа коррупционных рисков, деятельности дисциплинарных комиссий государственных органов. То есть в настоящее время целью политики государства является не наказание государственных служащих, а принятие мер превентивного, упредительного характера.
Само собой разумеющимся является факт включения в составы советов по этике представителей средств массовой информации, представителей партий и общественности, неправительственных организаций, депутатов, что в свою очередь подтверждает открытость и прозрачность данного института. Для обеспечения принципа открытости на заседания совета приглашаются представители гражданского общества и средств массовой информации.
Каждое заседание Совета по этике проходит при широком освещении в СМИ, что в свою очередь является методом превентивного воздействия на сознание государственных служащих о недопущении совершения правонарушений. Члены совета не ограничиваются определением ответственности государственных служащих, но и дают рекомендации, выносят на законодательный уровень предложения, направленные на искоренение причин и факторов, способствующих совершению нарушений.
К примеру, за истекший период текущего года выработано 118 рекомендаций по вопросам координации деятельности уполномоченных по этике и взаимодействия с дисциплинарными комиссиями госорганов, по укреплению служебной дисциплины, реализации мер, направленных на профилактику нарушений требований законодательства в сфере государственной службы и противодействия коррупции. Причем на основании одной из рекомендаций Совета по этике отменен акт о наложении дисциплинарного взыскания на государственного служащего и восстановлены его нарушенные права.
- Каким образом реализуются контрольные функции департамента в сфере соблюдения законодательства о государственной службе?
- В соответствии со статьей 5 Закона РК «О государственной службе Республики Казахстан» агентством и его территориальными департаментами осуществляется государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан в сфере государственной службы государственными органами, служебной этики государственными служащими, за качеством оказания государственных услуг.
При этом в сфере государственной службы контроль осуществляется как путем проведения проверок согласно плану, так и на основании поступающих обращений и жалоб от физических и юридических лиц.
В первом полугодии текущего года проведено 13 проверок, в результате которых установлено 283 различных нарушения законодательства в сфере государственной службы.
По результатам профилактического контроля восстановлены права 30 государственных служащих (21 служащему выплачена сумма пени за просрочку командировочных расходов, девяти служащим пересмотрены результаты оценки деятельности).
Также по итогам проведенных внеплановых проверок восстановлены права трех граждан (из них двое - государственные служащие).
При этом в одном из районных государственных органов, на основании жалобы участника конкурса, было отменено решение конкурсной комиссии, тем самым предоставлена возможность повторного участия в конкурсе.
За допущенные нарушения трое лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, 12 - к административной.
- Вы уже упомянули о защите прав государственных служащих. Эта защита ограничивается лишь проведением контрольно-проверочных мероприятий?
- Защита прав государственных служащих является одним из основных направлений деятельности нашего департамента. И она не всегда осуществляется только путем регистрации и проведения проверок.
Так, по результатам проведения мониторинга по соблюдению режима рабочего времени 103 служащим предоставлено более 137 часов дополнительного отдыха. Кроме того, по итогам удаленного мониторинга посредством информационной системы «Е-қызмет» 95 государственным служащим предоставлено более 130 часов дополнительного отдыха.
Кроме этого, проведен анализ соблюдения требований законодательства при предоставлении государственным служащим отпусков, оплате командировочных расходов, а также премирования.
По итогам анализа 137 государственным служащим выплачены соответствующие суммы пени (за нарушение сроков оплаты командировочных расходов и трудовых отпусков) на общую сумму 654 754 тенге, тем самым восстановлены их нарушенные права.
Только после вмешательства департамента восьми государственным служащим области оплачены командировочные расходы на общую сумму 495604 тенге.
- Получается, Агентство по делам государственной службы также осуществляет оценку и государственный контроль за качеством оказания государственных услуг. Каков уровень оказания услуг в нашем регионе?
- В Жамбылской области государственные услуги оказываются 21 территориальным подразделением центральных государственных органов, 11 областными управлениями, а также местными исполнительными органами города Тараза и 10 районов области, государственными учреждениями.
В соответствии с Реестром государственных услуг государственными органами оказываются 373 вида госуслуг, из них подразделения центральных госорганов оказывают 197 видов, местных исполнительных органов - 176.
Госорганами за шесть месяцев 2024 года оказано всего 6967062 услуги. Из них: в альтернативной в бумажной форме - 184585 (2,6 процента) услуг; в электронном виде - 6779272 (97,3 процента); в бумажном виде оказано 12056 (0,2 процента) услуг.
- Это довольно большой объем работы. А каким образом осуществляется контроль за качеством предоставления государственных услуг? Как защищены права услугополучателей?
- Напомню, одним из важных направлений деятельности департамента является осуществление контроля за качеством оказания государственных услуг. Проводятся проверки на основании обращений и жалоб услугополучателей, а также профилактического контроля, результатов анализа, мониторинга и иных форм контроля.
За шесть месяцев текущего года посредством контрольных мероприятий установлено 1563 нарушения (917 - со стороны подразделений центральных госорганов, 646 допустили местные исполнительные органы). Выданы 12 предписаний об устранении нарушений.
Кроме того, департаментом реализуется работа по мониторингу и анализу административных процедур государственных органов. А именно, в ходе мониторинга соблюдения сроков оказания услуг и оснований для отказа контроль за качеством оказания государственных услуг проводится дистанционно посредством информационной системы «Е-лицензирование», что позволяет принять соответствующие меры в проактивной форме, то есть до поступления жалоб со стороны услугополучателей.
По итогам мониторинга установлены 272 нарушения (из них 236 допустили местные исполнительные органы, 36 - департаменты комитетов). Нашим департаментом внесены рекомендации в компетентные органы, после чего 13 служащих, в том числе 12 сотрудников местных исполнительных органов и один специалист подразделения центрального госоргана, привлечены к различным видам дисциплинарной ответственности.
При этом отмечу, что в настоящее время усилен акцент на защиту и восстановление прав услугополучателей.
К примеру, в ходе рассмотрения жалобы услугополучателя о необоснованном отказе в оказании государственной услуги «Выдача сертификата специалиста в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения» после мер реагирования со стороны нашего департамента права услугополучателя полностью восстановлены, и услуга оказана. Кроме того, в ходе внеплановой проверки нами восстановлены права услугополучателя, который на протяжении более трех месяцев не мог добиться ответа на заявление об оформлении прав на дополнительный свободный участок земли для использования его в предпринимательской деятельности.
По результатам внесенного департаментом предписания районная земельная комиссия приняла положительное решение -
издано постановление о предоставлении права на земельный участок. Три виновных должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
- Полагаю, что при таком большом количестве оказываемых государственных услуг, эффективность контроля за качеством их оказания может быть снижена без должной поддержки населения. В этой связи возникает вопрос о взаимодействии департамента со структурами гражданского общества.
- Полностью с Вами соглашусь. Поэтому департаментом постоянно ведется работа по сотрудничеству с гражданским обществом. При департаменте функционирует консультативно-совещательный орган -
межведомственная рабочая группа по вопросам оказания государственных услуг, целью которой является обеспечение контроля качества и доступности государственных услуг во всех сферах деятельности, удовлетворение потребностей граждан и упрощение взаимодействия населения с государственными органами. В составе группы - представители средств массовой информации, государственных органов, неправительственных, общественных организаций. При появлении проблемных вопросов рабочая группа вносит в государственные органы соответствующие рекомендации по устранению и недопущению недостатков или нарушений, заслушивает отчеты руководителей, ответственных должностных лиц государственных органов.
Необходимо отметить и деятельность Совета по этике, целью которого является борьба с нарушениями этических норм, предупреждение правонарушений, дискредитирующих службу в государственном аппарате.
Кроме того, в целях обеспечения контроля за соблюдением законодательства в сфере оказания государственных услуг сотрудники нашего департамента совместно с представителями общественности проводят общественный контроль в отделах по обслуживанию населения филиала НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» и в государственных органах. Цель мероприятий - постоянное совершенствование качества оказания государственных услуг, обеспечение свободного доступа граждан.
- Сейчас довольно часто говорят о дебюрократизации государственного аппарата. Какая работа в этом направлении проводится в возглавляемом Вами органе?
- В целях исключения излишней законодательной регламентации в процессе работы государственных органов, сокращения оборота документов и отчетности Главой государства подписан Указ о мерах по дебюрократизации деятельности государственного аппарата. Ключевыми принципами дебюрократизации определены приоритет сущности над формой, цифровизация по умолчанию, управленческая ответственность, непрерывное совершенствование, оптимальность регламентации.
С момента утверждения указа департаментом проанализировано состояние дел в сферах здравоохранения, образования, сельского хозяйства, земельных отношений и финансов.
В первом полугодии текущего года изучены сферы автомобильных дорог и строительства. После чего по результатам анализа в Агентство РК по делам государственной службы направлено девять отраслевых предложений.
Подготовил
Юрий ЕФИМОВ