За безопасное детство
Психологи формируют культуру общения в школах
Школа - это место, где дети проводят значительную часть своего времени. Именно здесь, в стенах учебного заведения, ученики не только получают знания, но и сталкиваются с различными социальными вызовами. Одним из самых острых является буллинг. Для многих школьников школа становится ареной, где разворачиваются травля, давление и насилие со стороны сверстников.
Учителя, психологи и родители пытаются создать безопасную среду, но именно в школе дети чаще всего подвергаются агрессии, что делает проблему буллинга особенно актуальной.
Буллинг представляет собой систематическое психологическое или физическое давление, агрессивное поведение, направленное на унижение, подавление или контроль. Как говорит Жулдыз Ускенбаева, доцент кафедры общей педагогики Международного Таразского инновационного института имени Ш. Муртазы, кандидат педагогических наук, профессиональный медиатор, тренер по детской безопасности, профайлер, эксперт Антибуллингового Cообщества (buiyngkaz), проблема часто остается незамеченной взрослыми и может иметь разрушительные последствия для детской психики. В школах буллинг принимает разные формы, затрагивая отношения между учениками, между учениками и взрослыми, включая родителей и учителей.
- Школьный буллинг бывает различным по своей природе. Одной из наиболее явных форм является физическая агрессия: это избиения, толкания или порча личных вещей. Дети, которые сталкиваются с такими нападками, часто оказываются в ситуации, где их безопасность находится под угрозой. Не менее опасен вербальный буллинг, когда ребенка оскорбляют, насмехаются или угрожают ему. Например, ученика могут регулярно дразнить из-за его внешности, особенностей поведения или интересов, что приводит к развитию у него комплексов и снижению самооценки, - говорит она.
Социальный буллинг - это еще одна распространенная форма травли. Он включает бойкотирование, намеренное игнорирование и исключение из группы. Ребенок, который оказался жертвой такой формы агрессии, часто чувствует себя изолированным, лишенным поддержки со стороны одноклассников. Дети могут не приглашать его на совместные мероприятия или демонстративно избегать общения, что вызывает чувство одиночества и отчаяния.
Современные технологии породили еще одну форму - кибербуллинг. В эпоху социальных сетей и мессенджеров травля может происходить в Интернете: это могут быть угрозы, оскорбления или распространение ложной информации. Кибербуллинг особенно опасен, так как он может происходить в любое время и распространяться среди широкого круга людей, что еще сильнее усугубляет стресс и чувство беспомощности у жертвы.
Тяжёлое испытание
Буллинг может исходить не только от сверстников, но и от взрослых. В некоторых случаях родители сами становятся источником эмоционального давления на ребенка. Родительский буллинг может проявляться в постоянной критике, оскорблениях или обвинениях. Часто родители требуют от ребенка невозможных успехов в учебе, используя унизительные фразы вроде «Ты ни на что не годен», что разрушает самооценку ребенка и формирует у него ощущение бесполезности. Физическое насилие со стороны родителей - еще одна форма буллинга. Например, за неудачи в школе или проступки родитель может применить физическую силу, что приводит к страху и отчужденности у ребенка.
- Травля может также исходить от учителей, что, возможно, кажется неожиданным, но встречается не так уж редко. Буллинг со стороны учителя может выражаться в публичных насмешках или оскорблениях перед всем классом, когда учитель намеренно унижает ученика за его ошибки. В других случаях учителя могут применять несправедливые наказания или предвзято относиться к отдельным ученикам, игнорируя их успехи и сосредотачиваясь на их неудачах. Такие действия могут нанести не меньший ущерб, чем буллинг со стороны сверстников, - отмечает Ж. Ускенбаева.
Важная роль
Школьные психологи играют важнейшую роль в борьбе с буллингом и его последствиями. В первую очередь, их задача заключается в том, чтобы вовремя распознать проблему, поскольку многие дети боятся говорить о своем положении, опасаясь усиления агрессии. Школьные психологи стараются создать атмосферу доверия, чтобы ребенок мог открыто поделиться своими проблемами, не опасаясь осуждения. Часто для этого проводятся анонимные опросы, групповые тренинги и индивидуальные беседы, где дети могут выразить свои переживания.
Педагог-психолог гимназии № 40 Юлия Скопинцова отмечает, что одной из главных задач психолога является способность вовремя обнаружить буллинг, ведь зачастую дети не решаются открыто говорить о своих проблемах.
- Буллинг часто скрыт, дети боятся рассказать взрослым о том, что их травят, опасаясь усиления давления со стороны агрессоров. Важно создать в школе такую атмосферу, где ребенок будет чувствовать себя защищенным и сможет открыться. Мы проводим анонимные опросы среди учеников, организуем тренинги, где дети могут свободно выразить свои чувства и поговорить о том, что их беспокоит. Благодаря таким мерам мы можем выявить потенциальные конфликты и вмешаться до того, как ситуация станет неконтролируемой. Важным аспектом работы является не только выявление агрессии, но и понимание ее причин. Психологические тесты и наблюдение помогают глубже разобраться в мотивах агрессоров и жертв, что позволяет найти более эффективные методы помощи, - отмечает педагог.
Педагог-психолог средней школы № 38 Гулзат Кабылбек считает буллинг проблемой, с которой крайне тяжело бороться.
- В отличие от открытых конфликтов буллинг часто скрыт от глаз взрослых. Дети, которые становятся жертвами, нередко боятся или стесняются рассказывать о своих переживаниях, опасаясь усугубления ситуации. Агрессоры же часто скрывают свое поведение, особенно в присутствии учителей и родителей, что усложняет его выявление. Еще одна трудность заключается в том, что буллинг может принимать самые разные формы - от физической агрессии до психологического давления и кибербуллинга. Некоторые дети могут не осознавать, что они подвергаются травле, особенно если это проявляется в более скрытых формах, таких, как бойкот или издевательства в социальных сетях. Мы сталкиваемся с тем, что жертвы буллинга часто винят себя, считая, что заслужили такое отношение, что только усугубляет ситуацию. Кроме того, борьба с буллингом требует системного подхода: необходимо работать не только с жертвами и агрессорами, но и с окружающими детьми, учителями и родителями. К сожалению, не всегда удается сразу получить поддержку от всех сторон. Тем не менее мы продолжаем работу, потому что верим, что с помощью постоянных усилий можно постепенно изменить культуру общения в стенах школы, сделать ее более безопасной и поддерживающей каждого ребенка, - пояснила Гулзат Кабылбек.
Если буллинг уже произошел, работа психологов направлена на поддержку пострадавших. Жертвы травли зачастую теряют уверенность в себе, становятся замкнутыми и испытывают чувство беспомощности. Школьные психологи помогают таким детям восстановить самооценку, научиться управлять своими эмоциями и находить поддержку у сверстников и взрослых. Индивидуальные сессии с психологом позволяют ученику вновь почувствовать себя частью школьного коллектива и справиться с переживаниями.
Важно отметить, что психологическая помощь предоставляется не только жертвам буллинга, но и самим агрессорам. Дети, которые травят своих сверстников, часто сами сталкиваются с психологическими проблемами. За агрессивным поведением могут скрываться низкая самооценка, проблемы в семье или стремление самоутвердиться за счет унижения других. Психологи стараются выяснить корни такого поведения и помочь детям найти конструктивные способы выражения своих эмоций. Специальные занятия для агрессоров направлены на развитие навыков ненасильственного общения и разрешения конфликтов мирным путем.
Подобрать ключи
Профилактика буллинга - еще одно важное направление работы школьных психологов. Как рассказала педагог-психолог гимназии № 40 Элеонора Бухонова, в школе проводятся регулярные встречи с учениками и их родителями.
- В своей работе мы постоянно акцентируем внимание на раннем выявлении буллинга, так как именно это позволяет предотвратить его развитие и минимизировать последствия. Для этого мы организуем различные мероприятия как для школьников, так и для их родителей. С детьми мы проводим интерактивные занятия, тренинги и ролевые игры, где моделируются конфликтные ситуации. Это помогает не только развить у учеников навыки распознавания агрессии, но и научиться правильному реагированию на нее. Детям важно понимать, что буллинг может принимать разные формы, не всегда явные, и что любое давление, даже словесное или социальное, может нанести вред. С родителями работа не менее важна. На наших встречах и лекциях мы объясняем, как распознать буллинг у своих детей - будь то роль жертвы или агрессора. Родители должны обращать внимание на изменения в поведении ребенка: замкнутость, резкие перепады настроения, нежелание ходить в школу. Мы рассказываем, какие признаки могут указывать на возможные проблемы, и как важно вовремя вступить в диалог с ребенком, чтобы выяснить, что происходит. Также на этих встречах мы обучаем родителей, как правильно общаться с детьми на тему буллинга, без осуждения и давления, чтобы ребенок не боялся открыться. Совместные усилия педагогов, психологов и родителей - это лучший способ создать в школе безопасную среду, где буллинг будет невозможен, - объяснила педагог.
Действенные меры
Чтобы помочь детям справиться с буллингом, необходим комплексный подход, основанный на постоянной поддержке и взаимодействии между всеми участниками образовательного процесса. Важно создать в школе атмосферу доверия, где каждый ребенок будет чувствовать себя защищенным и уверенным в том, что может обратиться за помощью без страха осуждения. Это требует регулярных бесед, тренингов и занятий, направленных на развитие у детей навыков общения, эмпатии и взаимопонимания.
Жертвы буллинга нуждаются в особом внимании и поддержке для восстановления своей самооценки. Им важно научиться справляться с эмоциональными последствиями травли. Индивидуальные сессии с психологом, а также участие в групповых занятиях помогают детям вернуться к нормальной жизни, чувствовать поддержку сверстников и взрослых, а также преодолеть чувство изоляции и беспомощности.
Работа с агрессорами не менее важна. Дети, которые проявляют агрессию, также часто сталкиваются с внутренними проблемами. Психологи помогают им понять причины своего поведения и учат конструктивно выражать свои эмоции, а также решать конфликты мирным путем. Через терапию и специальные занятия агрессоры могут развить навыки ненасильственного общения.
Кроме того, большую роль играет профилактическая работа. Предотвращение буллинга возможно, если формировать в школьной среде культуру взаимоуважения и поддержки. Это достигается через тренинги, ролевые игры и обсуждения, где дети учатся понимать чувства других, выражать свои эмоции и взаимодействовать в команде. Участие в профилактической работе родителей и учителей также крайне важно. Родители должны знать, как распознать признаки буллинга у своих детей, а учителя - быть внимательными к атмосфере в классе, чтобы вовремя вмешиваться в ситуации, где возникает агрессия.
Важно уяснить, что помощь детям в борьбе с буллингом возможна только через взаимодействие всех сторон: школьных психологов, учителей, родителей и самих детей. Важно не только реагировать на уже произошедший буллинг, но и постоянно работать над предотвращением травли, создавая безопасную и поддерживающую среду, где каждый ребенок может чувствовать себя уважаемым и защищенным.
Дионисий ПЛЯШЕШНИК