Образование

Применяя новые технологии

Цифровизация школ - условие успешного развития

Технологии ежедневно улучшаются и меняют мир - от искусственного интеллекта и виртуальной реальности до усовершенствованных способов связи и обработки данных. Школы не отстают от тенденции цифровизации.

 

Современные технологии оказывают существенное влияние на управление школами, организацию учебного процесса и подготовку учеников к вызовам будущего. Гимназия № 40 является одним из передовых примеров их использования.

Евгения Умурзакова, заместитель директора гимназии по информатизации, рассказывает, что использование информационных компьютерных технологий и искусственного интеллекта позволяет значительно упростить и автоматизировать рутинные задачи, такие, как учет посещаемости, составление расписания, управление ресурсами и организация коммуникации с родителями и учениками.

- Это помогает уделять больше времени развитию образовательных программ и поддержке учеников, - отмечает она. - В гимназии используются различные программы для создания и корректировки расписаний, что позволяет гибко реагировать на изменения. Например, система автоматического создания расписания учитывает различные факторы, в том числе занятость преподавателей и наличие учебных помещений, обеспечивая оптимальную организацию учебного процесса.

Также важной функцией является внедрение облачных технологий и серверных решений. В гимназии работают два облачных хранилища: одно - для всех сотрудников, а другое - только для административного персонала. Это гарантирует, что все электронные документы и данные хранятся в надежном месте и доступны в любой момент с разграничением прав доступа. Использование сервера гимназии, который централизует работу с базами данных, также повышает эффективность работы.

- Цифровые технологии оказывают значительное влияние на персонализацию обучения. Например, с помощью искусственного интеллекта создаются тестовые задания для проведения контрольных срезов, которые автоматически обрабатывают результаты и позволяют учителям получать более точные данные об успеваемости каждого ученика. Мы используем ИИ не только для проверки знаний, но и для формирования индивидуальных рекомендаций по обучению, - отметила в ходе беседы Евгения Умурзакова.

Персонализированный подход к обучению помогает учитывать особенности каждого ученика, его сильные и слабые стороны, что в конечном итоге улучшает образовательные результаты. Такие технологии, как электронные учебники, онлайн-курсы и дистанционное обучение позволяют школьникам учиться в удобном для них темпе, а учителям - предлагать учащимся материалы, адаптированные под их индивидуальные потребности.

Одним из ключевых аспектов внедрения информационно-коммуникационных технологий в школах является повышение квалификации педагогов. Все педагоги в гимназии № 40 обладают базовыми навыками работы с компьютерами, 67 процентов из них активно используют онлайн-платформы, а 45 процентов знакомы с облачными решениями и умеют ими пользоваться. Более того, 14 учителей ведут свои собственные YouTube-каналы, что свидетельствует о высоком уровне вовлеченности в цифровую среду.

Для повышения ИКТ-компетенций педагогов гимназия предоставляет разнообразные ресурсы - курсы повышения квалификации, видеоконтент и поддержка IТ-специалистов. Это позволяет педагогам не только усовершенствовать свои навыки, но и делиться опытом с коллегами, что способствует общему развитию гимназического сообщества.

С ростом цифровизации возрастает и необходимость обеспечения безопасности данных. Школы работают с большим объемом конфиденциальной информации, и защита этих данных является приоритетом. Гимназия № 40 активно внедряет меры по защите персональной информации учеников, учителей и родителей. Например, использование облачных сервисов с разграниченным доступом гарантирует, что только уполномоченные лица могут получить доступ к чувствительным данным.

Важным аспектом также является соблюдение законодательства о конфиденциальности и обеспечение прозрачности использования технологий. Это особенно важно при внедрении ИИ, поскольку возникают вопросы, связанные с безопасностью и этикой использования данных.

Большое внимание в гимназии № 40 уделяется обеспечению психологического комфорта учащихся. Используется система независимого административного аудита, которая с помощью QR-кодов позволяет ученикам анонимно оценивать уровень психологического комфорта. Данные обрабатываются автоматически, и на их основе психологи корректируют свою работу с учащимися, что позволяет своевременно выявлять и решать проблемы.

Эффективная коммуникация является важным элементом успешного управления школой. Цифровые технологии открывают новые возможности для взаимодействия между руководством, педагогами, учениками и родителями. В гимназии № 40 используются несколько цифровых платформ, которые облегчают коммуникацию и делают образовательный процесс более прозрачным. Например, через платформу KUNDELlK.KZ родители могут следить за успеваемостью своих детей, получать уведомления о важных событиях и общаться с учителями.

Для преподавателей и администрации также важна эффективная коммуникация внутри коллектива. Цифровые решения помогают координировать работу различных отделов, обеспечивая бесперебойную и продуктивную деятельность гимназии. Это включает регулярные совещания, обсуждения проектов и обмен опытом, что способствует созданию сплоченной и мотивированной команды.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий и искусственного интеллекта имеет как свои сильные стороны, так и проблемы. Среди ключевых преимуществ можно выделить улучшение образовательного процесса за счет использования онлайн-курсов, электронных учебников и дистанционного обучения. Автоматизация рутинных задач снижает нагрузку на учителей и позволяет больше времени уделять обучению. К слабым сторонам относятся необходимость обучения персонала и затраты на поддержку ИКТ-инфраструктуры.

Про использование новых технологий и искусственного интеллекта при обучении детей также рассказал автор проекта по цифровой геймификации среди педагогов, преподаватель физики гимназии № 40 Александр Скалкин.

Он использует четыре нейросети - «Шедеврум», Fusionbrain.ai, D-ID.com и GPT-4.0, которые помогают не только интересно провести урок, но и позволяют детям быстрее запомнить новую информацию.

- «Шедеврум» - это инновационная нейросеть, которая специализируется на создании фото-, видео- и аудиоконтента. Независимо от задачи, будь то рекламная кампания, создание мультимедийного проекта или образовательный контент, нейросеть позволяет быстро и качественно создавать медиа­материалы. Fusionbrain.ai является мощным инструментом для генерации фото- и видеоконтента на основе сложных алгоритмов. Эта платформа предоставляет возможность создавать визуальный контент высокого качества, что особенно актуально для медиаиндустрии и рекламы, - рассказывает Александр Скалкин. - D-ID.com выводит возможности искусственного интеллекта на новый уровень, позволяя создавать говорящие модели людей с озвучкой. Это особенно актуально для образовательной среды и интерактивных проектов, когда требуется вовлечь аудиторию с помощью персонализированного подхода. GPT-4.0 является одной из наиболее продвинутых нейросетей для создания текстового контента. Это идеальный инструмент для автоматизации написания статей, новостей, рекламных текстов и даже целых сценариев. Важно лишь правильно формулировать свои запросы, так называемые промты, чтобы получать наиболее точные и релевантные тексты.

Физика - это предмет, который может казаться сложным и абстрактным для многих учеников. Однако с помощью технологий ИИ учителя могут существенно повысить интерес учащихся к предмету, считает А. Скалкин.

- Внедрение искусственного интеллекта в образование позволяет создавать более гибкую и персонализированную систему обучения, адаптированную к потребностям каждого ученика. Например, с помощью GPT-4.0 учитель физики может создавать индивидуализированные за­дания для учеников разного уровня подготовки. Это позволяет каждому ученику работать в своем темпе и получать задания, соответствующие его уровню знаний. Использование визуальных и интерактивных элементов, созданных с помощью «Шедеврума» и Fusionbrain.ai, помогает улучшить понимание сложных тем. Ученики лучше запоминают материал, когда он представлен в виде динамичных и ярких изображений или видео, что делает обучение не только полезным, но и увлекательным. D-ID.com позволяет учителям создавать «говорящие» модели ученых или исторических личностей, что делает уроки не просто информативными, но и эмоционально насыщенными, - объяснил педагог.

Интеграция ИИ в образовательный процесс - это шаг к будущему, где уроки становятся более персонализированными, интерактивными и интересными для учеников. Учителя могут создавать уникальные образовательные материалы, которые адаптируются под запросы каждого ученика. Пример использования ИИ в физике показывает, как нейросети могут оживить сложные научные концепции, делая их более доступными и понятными.

С развитием технологий такие решения будут становиться все более доступными для школ и учителей по всему миру. Это откроет новые возможности для преподавателей в разных дисциплинах, а также повысит мотивацию учащихся к обучению. Искусственный интеллект в образовательном процессе - это не просто инструмент, а революционное решение, которое меняет подход к обучению и делает его более эффективным и интересным для каждого.

- Могу сказать, что нейросетевые технологии активно трансформируют не только креативные индустрии, но и образовательную среду. Учителя, особенно те, кто преподает сложные предметы вроде физики, находят в этих инструментах способ сделать свои уроки более увлекательными и понятными. Искусственный интеллект продолжает расширять границы возможного, предлагая новые подходы и методы для преподавателей и учеников, создавая будущее образования уже сегодня. Среди возможностей - создание гибких образовательных платформ, прогнозирование успеваемости и автоматизация административных процессов. Тем не менее нельзя игнорировать угрозы, такие, как зависимость от технологий, сбои в системах и вопросы безопасности данных, - подытожил А. Скалкин.

Гимназия № 40 планирует дальнейшее развитие цифровых решений, в том числе создание виртуальных ассистентов, которые смогут анализировать успеваемость учеников, предоставлять рекомендации и поддерживать их в образовательном процессе. Также рассматривается внедрение чат-ботов для психологической поддержки учащихся и создание административного сетевого сообщества для обмена опытом между школами.

Цифровизация и ИИ открывают новые возможности для школ, делая образовательный процесс более гибким, эффективным и персонализированным. Пример гимназии № 40 показывает, что грамотное использование технологий может значительно улучшить управление образовательной организацией и повысить качество образования.

Дионисий ПЛЯШЕШНИК