Настоящим учителем в образовательной среде называют специалиста, который не просто передает знания, но и формирует личность свои учеников, воспитывает любознательных, открытых к миру людей. Как раз таким учителем стремится быть Асылжан Кенже - молодой педагог, чья судьба с самого детства была тесно связана с образованием.
В его семье уважение к педагогическому труду передавалось из поколения в поколение. Дедушка много лет преподавал физику, бабушка обучала русскому языку и литературе, а мама - казахскому языку и литературе.
- В детстве я часто слушал, как дед рассказывал о своей работе, учениках. Он всегда подчеркивал, что учитель - это тот, кто формирует не только умы, но и характеры, помогает детям найти свой путь в жизни. На примере дедушки, бабушки и мамы я понимал, что труд учителя всегда востребован и почетен, - рассказывает парень.
Поэтому о выборе дела своей жизни Асылжан Кенже долго не размышлял - он всегда хотел стать продолжателем семейной династии педагогов.
А вот с направлением деятельности помогла определиться Сарсенкуль Абжалелова - учительница географии школы-гимназии имени Ш. Муртазы, в которой и учился парень.
- На своих уроках она показывала нам мир через призму географии: учила видеть не просто страны и материки на карте, а понимать взаимосвязь, истории и культуру разных народов. Ее уроки всегда были очень интересными. Она и стала для меня примером, на который я ориентировался, - вспоминает Асылжан.
В 2019 году он поступил в Таразский государственный педагогический университет на учителя географии. По его словам, учился с интересом и увлечением, погружаясь не только в научную часть предмета, но и в методики преподавания. Параллельно много общался с педагогами-практиками, чтобы набраться опыта.
- В университете нас учили и тому, как сделать уроки увлекательными, как заинтересовать учеников. Это помогло мне легче войти в профессию, - делится молодой учитель.
Он признает, что обучение в вузе стало важным этапом его становления как педагога. Особенно его привлекали современные методики обучения, когда уроки выходят за рамки учебников, а дети могут видеть географию в динамике: через карты, фильмы, дискуссии.
После окончания вуза, год назад, А. Кенже устроился на работу в школу, в которой не так давно и сам сидел за партой, - городскую гимназию имени Ш. Муртазы.
- Вернуться в свою школу в роли учителя было одновременно и приятно, и боязно. Однако волноваться, как оказалось, было не о чем. Коллеги приняли меня тепло, помогали в первые дни составлять учебные планы, заполнять документацию. Благодаря их поддержке я чувствую себя уверенно в своей новой роли, - говорит он.
Асылжан Кенже преподает географию в шестых, седьмых и девятых классах. В работе он активно использует интерактивные карты, образовательные видео, различные цифровые ресурсы, которые помогают детям глубже понимать материал.
- Современные дети живут в мире технологий, и, чтобы удерживать их внимание, уроки тоже должны быть интерактивными. Это делает процесс обучения более интересным и эффективным. Я стараюсь говорить с детьми, что называется, на одном языке, - делится педагог.
Несмотря на увлечение инновациями, он не забывает и о классических педагогических принципах. Для него важно, чтобы каждый ученик чувствовал себя услышанным и понятым.
- Каждый ребенок - это личность, и моя задача - помочь ему раскрыть свои способности, дать не только знания, но и уверенность в себе. Поэтому в нашей профессии важно быть не только высококлассным учителем, глубоко погруженным в свой предмет, но и хорошим детским психологом, умеющим вовремя отметить, когда ребенку нужно больше внимания и поддержки, - говорит А. Кенже.
Преподавание для него - не просто работа, а важнейшая миссия, а профессия учителя - одна из самых благородных и значимых в мире.
- Учитель - это тот, кто формирует будущее. Мы не просто даем знания, мы воспитываем людей, которые будут строить мир дальше, - уверен он. - Это большая ответственность, которую я осознаю.
А. Кенже не собирается останавливаться на достигнутом. В ближайших планах у него поступление в магистратуру. Он понимает, что для современного учителя важно не только передавать знания, но и постоянно совершенствоваться.
- Учитель должен учиться всю жизнь. Мир меняется, появляются новые открытия, новые технологии. Если хочешь быть востребованным и интересным для учеников, нужно развиваться самому. Я, кстати, люблю начинать свои уроки с интересных фактов, которые прочел накануне. Вместе с ребятами расширяю свой кругозор. А не так давно и сами ученики подключились к этому и стали рассказывать мне, что нового узнали они из мира географии. Так мы не только образовываемся, но и налаживаем тот самый контакт «ученик - учитель», - говорит педагог.
В скором будущем он планирует углубить свои знания в области методики преподавания географии и использовать это для улучшения образовательного процесса. Ему хочется, чтобы его уроки были для детей не просто рядовыми школьными занятиями, а настоящими путешествиями по миру знаний.
В процессе подготовки материала об Асылжане Кенже мы поговорили с руководством школы. И директор, и завучи отзываются о нем как об очень ответственном, амбициозном и талантливом педагоге.
- Я помню Асылжана еще учеником - простым любознательным мальчишкой. Конечно, как и все ребята, мог нахулиганить, но он всегда очень серьезно относился к учебе, был внимателен к деталям, очень вежливым, добрым и отзывчивым. Сейчас же Асылжан Кенже - один из самых перспективных молодых педагогов нашей школы. Мы возлагаем на него большие надежды. Видно, что он любит свою работу, а дети любят его уроки. С такой энергетикой и мотивацией, как у Асылжана, можно быть уверенным, он сможет вдохновить своим примером еще не одно поколение учеников, - сказала заместитель директора по воспитательной работе школы-гимназии имени Ш. Муртазы Айнур Еркебаева.
Камила ПОЛЯКОВА